Материалы фонда Г.С. Альтшуллера
www.altshuller.ru


  НЕВАЛЯШКА: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Наш объект – игрушка. Игрушки тоже развиваются по законам. Примеры: асимметричный мяч, калейдоскоп, Карлсон. Можем ли сами придумать игрушку?..

  2006 Г. - ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД СОЗДАТЕЛЯ ТРИЗ-РТВ-ЖСТЛ ГЕНРИХА САУЛОВИЧА АЛЬТШУЛЛЕРА (15.10.1926 - 24.09.1998)

С наступлением этого юбилейного года, Официальный фонд Г.С. Альтшуллера, состоящий из членов его семьи, несколько десятков лет наблюдавших и ежедневно участвовавших в развитии ТРИЗ-движения, подводит итоги и намечает ...

  ВЕПОЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (ЗАНЯТИЕ 1)

Чтобы помочь преподавателям в подготовке и проведении занятий, составлены настоящие методуказания. Основные понятия и идеи вепольного анализа очень быстро осваиваются и прочно запоминаются. Это позволяет насытить курс большим числом примеров и упражнений. Дополнительные примеры приведены в методуказаниях…

  ВЕПОЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (ЗАНЯТИЯ 2-4)

Новый подход, новая теория часто вызывают необходимость в новых терминах или в расширенном толковании старых терминов. Например, теория информации резко расширила сферу применения термина «информация»: речь Цицерона и ничтожное изменение температуры, регистрируемое датчиком, - одинаково являются информацией. Системный анализ намного расширил границы термина «система». Вепольный анализ расширяет границы термина «поле». Слушатели должны хорошо это усвоить: универсальность вепольного анализа обусловлена именно …

  КАК УСТРОИТЬ ХРОНОКЛАЗМ

В одном из многочисленных рассказов о фантастической машине времени описана любопытная ситуация: девушка из далекого двадцать второго века объясняет герою рассказа, нашему современнику, какие изобретения ему предстоит сделать. Она считает, что без ее помощи люди не обойдутся. Подобные хроноклазмы, то есть переносы идей из будущего, происходили уже не раз. Например…

  СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ И РАЗВИТИЕ ТВ0РЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Эффективность обучения и применения ТРИЗ резко повысилась бы, если бы основные положения теории осваивались еще в школе. Разумеется, речь идет не о том, чтобы превратить учащихся в профессиональных изобретателей. Цели иные. Первая цель: развить (в наиболее благоприятном для этого возрасте) вкус к творчеству (не только техническому; обучение ТРИЗ можно вести на задачах и упражнениях, относящихся к самым различным областям знания). Освоение и применение ТРИЗ - это не раз наблюдалось в экспериментах - вызывают устойчивую тягу к физике, химии, математике. Можно уверенно сказать: ТРИЗ нуждается в школе в той же мере, в какой современная школа нуждается в ТРИЗ.

  ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(...) представляется интересным дать "опись типичных ошибок" - до решения, в процессе решения, после решения...

  О СИСТЕМЕ А.А. ЛЮБИЩЕВА

В 1974 г. издательство "Советская Россия" выпустило небольшую книжку Д. Гранина "Эта странная жизнь". Речь в книжке шла о биологе Александре Александровиче Любищеве. С 1916 года (Любищеву тогда было 26 лет) он начал вести ежегодный почасовой учёт расходуемого времени. На протяжении 56 лет (Любищев умер в 1972 г.) он ежедневно записывал: сколько времени потрачено на основную научную работу, сколько времени - на дополнительную, какие были ещё работы, сколько времени потеряно и почему. Каждый месяц составлялась сводка, каждый год проводился годовой баланс. Учитывалось только "чистое" время - без потерь на организацию, пустые заседания, пустые разговоры, ожидания и пр. Точность учёта - 10 минут.

Следует ещё раз подчеркнуть: учёт вёлся ежедневно на протяжении 56 лет...

  О ЛИЧНОЙ КАРТОТЕКЕ

На первых этапах изучения ТРИЗ серьезной помехой является привычка решать задачи методом проб и ошибок. У изобретателя возникают различные варианты решения, отвлекающие от планомерного исследования задачи. Нередко...

  КАК ОЦЕНИВАТЬ КНИГИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Шесть рекомендаций...

  КАК ВЕСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТРИЗ

(...) как добывать эти новые знания о законах? Есть два наиболее эффективных способа. Первый заключается в поиске и изучении "сбоев" при решении изобретательских задач по АРИЗ (...) Второй способ: выдвигается некоторое общее положение, относящееся к ТС, накапливается материал, рассматриваются следствия, ищутся возможности "вписать" новое знание в АРИЗ...

  КАК ИЗЛАГАТЬ НОВОЕ В ТРИЗ

При изложении новых разработок по ТРИЗ необходимо придерживаться определенной последовательности и полноты раскрытия вопроса...

  СПРАВКА ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ТРИЗ

Здесь приведен "Список основных разделов ТРИЗ", точнее, современной ТРИЗ, который хотя бы раз в год (срок максимальный при быстрых темпах развития теории) необходимо обновлять, дополняя его, корректируя, перестраивая...

  О НЕОБХОДИМОСТИ СЕРЬЕЗНОЙ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ ПО ТРИЗ

В некоторых письмах чувствуется облегченное отношение к намечающимся занятиям, нет информации о серьезной самоподготовке к преподаванию. В связи с этим хотелось бы отметить некоторые чрезвычайно важные моменты...

  ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕХНОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА

В океане литературы инженеру и изобретателю действительно нужны лишь небольшие островки практически полезного. Найти их непросто, потому что в каталогах и библиографических изданиях обычно всё смешано в одну кучу - цельное и чепуха, новое и безнадёжно устаревшее. Чтобы сориентироваться, надо прежде всего...

  ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ. СПРАВКА "ТРИЗ-88"

Изобретательство - древнейшее занятие человека. С изобретением первых орудий труда и начинается история человека. За многие тысячи лет, прошедшие с тех пор, все изменилось, неизменной осталась только технология создания новых изобретений - метод проб и ошибок: "А что, если сделать так?.. Ах, не получается?.. Ну, тогда можно попробовать сделать вот так..." Эта технология творчества предельно неэффективна в условиях современной НТР...

  ДОПОЛНЕНИЕ К СПРАВКЕ "ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ"

Современная ТРИЗ, в сущности, является научной теорией синтеза и развития технических систем. Эта теория исключает такие факторы, как "осенение", "счастливый случай", "терпеливый перебор вариантов", "прирожденные способности". Главными факторами новой технологии являются...

  ТРИЗ: ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К МАССОВОМУ ВНЕДРЕНИЮ

Массовое изобретательство существовало без ТРИЗ. Теория, направленная на получение принципиально новых, сильных решений, использовалась в мизерных масштабах. Все было прекрасно и без теории: росло количество выдаваемых авторских свидетельств, росло число авторов - с галочками и цифрами на отчетных бумагах все было великолепно...

  СТЕНОГРАММА ПЕРВОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ВТОРОМ СЪЕЗДЕ АССОЦИАЦИИ "ТРИЗ" 

Каждый раз, планируя что-то как главный вид деятельности, я с огорчением натыкался, иногда через семь дней, иногда через десять дней, на неразрешимые противоречия...

  ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ НА ПЕРВОМ КУРСЕ АзОИИТ 1973 - 74 УЧ. ГОД

Здоровая теория обязана постоянно и быстро развиваться. В сущности, работа только начата. Тем, кто сегодня только приобщается к методике изобретательства, предстоит исследовать множество первостепенной важности проблем и перейти от методики к Науке...

  О ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ НА ВТОРОМ КУРСЕ АзОИИТ

В числе факультативных предметов в учебную программу "АзОИИТ" входит небольшой курс "основы информатики". Времени на этот курс отводится мало - всего 18 часов. В порядке эксперимента было решено основное внимание сосредоточить на разделе втором темы 3 - на технике реферирования...

  ПИСЬМО УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ"

Потеряв минимум 20 лет, ВОИР и Госкомизобретений наконец-то начали организовывать систему обучения методам технического творчества. Учебные программы жалкие: поверхностное ознакомление с простыми методами, слово "ТРИЗ" не велено произносить, бегло и искаженно рассказывается про АРИЗ-77... Но по этим - типично застойным - программам готовят преподавателей, ведут занятия со слушателями...

  ЕЩЕ 25 ДОКУМЕНТОВ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРИЗ 1983-1985

Фрагмент списка изобретений. Только факты...

  ДУША ОБЯЗАНА… УЧИТЬСЯ

… вопрос "Всем ли быть творцами?" звучит для меня примерно так, как для учителя русского языка звучал бы спор на тему "Каждого ли можно обучить грамоте?". (…)И я все чаще ловлю себя на том, что, откладывая конкретные разработки по ТРИЗ, начинаю искать подступы к "дикой", невозможной проблеме универсализации творчества…