Материалы фонда Г.С. Альтшуллера
www.altshuller.ru


  НУЖНЫ ЛЕКТОРЫ ПО ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВУ

Стоит ли говорить, насколько труден подбор будущих преподавателей! Обучать изобретательству нужно на решении конкретных технических задач. Когда учишь других плавать, надо и самому уметь плавать. Лекторам не раз придется показывать на практике методы планомерного решения изобретательских задач.

  ПОТУГИ ИГРАЮЩЕЙ МЫСЛИ. ФЕЛЬЕТОН

В одном из фантастических романов известного французского астронома и популяризатора Камиля Фламмариона описано необыкновенное путешествие. Путешественник увидел как время начало течь вспять. Обгоняя световые лучи, идущие от поля сражения в Ватерлоо, герой романа видел картину боя «в обратном порядке»: снаряды влетели в пушечные жерла, мертвые вставали и выстраивались в ряды... Рассказывают, что Альберт Эйнштейн на вопрос о возможности такого путешествия резко ответил: «Тут мы уже совсем покидаем почву действительности и вступаем в область играющей мысли...»

  ГРИАДНЫЙ КРОКОДИЛ

Кто-то провел отчаянный эксперимент: в Москве и Московской области отобрали двадцать ребят школьного возраста, старшеклассников, хорошо знающих фантастику. И мне надо было с ними встретиться. И вот, понимаете, как получилось: то ли я попал под обаяние этой банды, то ли начал работать синхронно с ними. Я высказал идею, которая, как мне показалось, должна облагородить их и сделать посерьёзнее. Я сказал: «Знаете, существует много литературных премий за хорошее произведение, но у нас нет ни одной премии за худшее произведение года. Давайте давать такой приз за худшее произведение в фантастике и ежегодно будем его мотивированно вручать».

  ДУША ОБЯЗАНА… УЧИТЬСЯ

… вопрос "Всем ли быть творцами?" звучит для меня примерно так, как для учителя русского языка звучал бы спор на тему "Каждого ли можно обучить грамоте?". (…)И я все чаще ловлю себя на том, что, откладывая конкретные разработки по ТРИЗ, начинаю искать подступы к "дикой", невозможной проблеме универсализации творчества…

  БЛУЖДАЯ РАССЕЯННЫМ ВЗГЛЯДОМ...

Все-таки можно ли изобретать без теории? Без вепольного анализа, без дотошных операций по АРИЗ, без всей этой нелегкой науки? Можно. Вот типичный пример...

  ВСЕ ЗАКОНОМЕРНО

"... выгодно идти "с тылами": "передний край" подвергается ударам, там много синяков и шишек и совсем мало пышек. А продвижение "с тылами" дает обратную формулу: мало синяков и шишек, много пышек..."

  НЕЛЬЗЯ УБИРАТЬ ФАМИЛИИ АВТОРОВ, НЕЛЬЗЯ КРОМСАТЬ МАТЕРИАЛЫ

У каждого материала по ТРИЗ есть автор (или авторы). Безродных материалов нет! Вымарывание фамилий - это этическое (а иногда и юридическое) преступление. В ряде случаев произвольно меняют текст - режут на части, сокращают и т. д. Так, при размножении текстов последних АРИЗов иногда убирают предисловие, выбрасывают примеры. Это грубейшее нарушение этических норм!

Нормальный случай: текст перепечатывается полностью и на титульном листе сохраняется фамилия автора. Если нельзя сохранить фамилию на титульном листе, следует написать предисловие, содержащее четкое объяснение - кто автор материала. Если и это невозможно, фамилия вписывается от руки или на машинке во все экземпляры тиража. Если и это невозможно, необходимо оставить мысль о копировании материалов и либо вести занятия без материалов, либо вообще отказаться от занятий...