Материалы фонда Г.С. Альтшуллера
www.altshuller.ru


Биография Хронология событий Переписка А/б рассказы Аудио Видео Фото
  ГРИАДНЫЙ КРОКОДИЛ

Кто-то провел отчаянный эксперимент: в Москве и Московской области отобрали двадцать ребят школьного возраста, старшеклассников, хорошо знающих фантастику. И мне надо было с ними встретиться. И вот, понимаете, как получилось: то ли я попал под обаяние этой банды, то ли начал работать синхронно с ними. Я высказал идею, которая, как мне показалось, должна облагородить их и сделать посерьёзнее. Я сказал: «Знаете, существует много литературных премий за хорошее произведение, но у нас нет ни одной премии за худшее произведение года. Давайте давать такой приз за худшее произведение в фантастике и ежегодно будем его мотивированно вручать».

  ЭКСКАВАТОР ДЛЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ

- Мне нередко задают вопрос: "Как, вы утверждаете, что научить изобретать можно каждого?" Да, каждый инженер может и должен научиться как "по науке" решать задачи, которые принято считать творческими. Можно ли каждого научить бегать со скоростью 50 км/час? Можно, если "бег" заменить ездой на автомобиле. Можно ли каждого научить работать быстрее самого проворного землекопа? Да, если заменить лопату экскаватором. ТРИЗ дает инженеру такой "экскаватор".

Другое дело, что уровень преподавания теории изобретательства зачастую еще не на высоте.

  ИНТЕРВЬЮ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО, И КОТОРОЕ, В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, БЫЛО

Битвы, которые считались величайшими, давно перестали влиять на историю. Октавиан Август разбил флот Антония при Акциуме; сколько лет ощущались результаты этой битвы? Сервантес потерял руку в бою под Лепанто. Вы хорошо помните, кто с кем сражался и чем кончилось сражение?.. А Дон-Кихот и сегодня помогает штурмующим невозможное. В каждой победе есть доля его участия. Практическая отдача будет ощущаться еще долго…

  ДУША ОБЯЗАНА… УЧИТЬСЯ

… вопрос "Всем ли быть творцами?" звучит для меня примерно так, как для учителя русского языка звучал бы спор на тему "Каждого ли можно обучить грамоте?". (…)И я все чаще ловлю себя на том, что, откладывая конкретные разработки по ТРИЗ, начинаю искать подступы к "дикой", невозможной проблеме универсализации творчества…

  ОТ "ФАРМАКОНА" К ФАНТАСТИКЕ
История науки может быть увлекательнее романа. Свой "роман" имеет и ТРИЗ. Науку творят люди, и ее история включает жизнеописание ученых как важную составную часть. Так уж вышло, что мне повезло быть внучкой двух замечательных людей - Альтшуллера Г.С. и Журавлевой В.Н. Их жизнь и судьба неотделимы от истории создания ТРИЗ. Для меня это интервью - первый опыт написания истории нашей семьи…
  ОТВЕТЫ НА АНКЕТУ ЖУРНАЛА "УРАЛЬСКИЙ СЛЕДОПЫТ" (1979, № 4, С. 64-66)

Кризис (без кавычек) фантастики - очевидный факт. "Классическая" фантастика (космические полеты, пришельцы, роботы, путешествия во времени и т.д.) достигла вершины где-то в 50-х годах...

  8 ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ "ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ"

Накануне нового, 1984 года "Литературная газета" в рубрике "На пороге 2000 года", задала 8 вопросов писателям-фантастам - "Итак, фантасты предсказывают: БУДЕТ..." Газета (4 января 1984 г.) напечатала только 5 ответов. Ниже приведены 8 ответов Генриха Альтова на поставленные вопросы....

  ОТВЕТЫ Г.С. АЛЬТШУЛЛЕРА НА ВОПРОСЫ ДЖЕЙМСА КОВАЛИКА

Чтобы ответить на поставленные вопросы, можно упростить исследовательскую проблему. Вот самый обыкновенный мальчик; "творческие задачи", которые он решает в модельном кружке - тоже обыкновенные. И вдруг, через каких-нибудь 5-6 месяцев, начинают явно просматриваться творческие признаки. Участие в работе химического и морского кружков само по себе ничего не объясняет. Что же произошло с "благополучным ребенком"?..

  ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА 1-Ч-502, РАССКАЗАННАЯ ИГОРЮ ВЕРТКИНУ

В ТРИЗ, теории решения изобретательских задач, есть такое понятие - "встреча с чудом". То есть встреча с каким-нибудь событием, явлением, книгой и т.д., оставляющим сильное впечатление на всю жизнь. Так было в моем случае. Наверное, я в ту пору "созрел" для восприятия "чуда" - и оно произошло...

  ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА 1-Ч-502, РАССКАЗАННАЯ ИГОРЮ ВЕРТКИНУ (продолжения)

Мы подходим к, если не самому интересному, то самому важному. Появлению идеи о ТРИЗ и реализации этой идеи на первых шагах. Надо сказать, что мне все время чертовски везло в смысле внешних обстоятельств, они ставили меня в такое положение, подбрасывали в такие ситуации, ну, максимально благоприятные. Я уже рассказывал, как это было в детстве: соревновательная среда и так далее. Вовремя увиденная книга по фантастике, чуть раньше, возможно, она на меня не так подействовала бы, чуть позже - тоже. Все сошлось, как нельзя лучше.

Вот таким вторым ходом этих положительных обстоятельств было сотрудничество с инспекцией по изобретательству Каспийской военной флотилии.

  НАУКА ИЗОБРЕТАТЬ

- Генрих Саулович, ваше детище - ТРИЗ расшифровывается как теория решения изобретательских задач. Если вспомнить значение слова "изобретать", то можно сказать, что эта теория применима одинаково и в научном поиске, и в техническом конструировании. Недавно на курсах для бакинских учителей по интенсификации методов обучения вы признали, что целесообразно начинать освоение ТРИЗ уже в школьном возрасте.

- Я говорил об этом не без оснований. Как подтверждение этому – накопленный мной огромный материал, который лег в основу книги "И тут появился изобретатель". В ней в популярной форме изложены основы ТРИЗ. Но, разумеется, дело не в том, чтобы научить ребят решать изобретательские задачи. Цель иная: зажечь как можно раньше искру творчества.

  ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ Г.С. АЛЬТШУЛЛЕРА

Ученые и изобретатели надолго сохраняют многие иллюзии. Подчас поиски ведутся там, где буксует обычная наука и техника. Так было когда-то с Великим Прорывом к Полюсам. Казалось бы, что дает достижение Северного Полюса? Ведь там "пустое место". "Пустое место" и тот же бесполезный лед... Но почти вся техника и значительная часть научных исследований были прямо или косвенно привязаны к Великому Прорыву. А потом многие "бесполезные" открытия и изобретения были использованы в обычной технике...

  УМНОЖЕНИЕ НА ВООБРАЖЕНИЕ

Я мог бы, наверное, множество слов сказать об этом чудесном даре человека - фантазии. Воображение помогает освобождаться от инерции мышления, раздвигает горизонты видения, усиливает интеллект человека. Глубоко убежден, творческие возможности человека умножатся, если он научится пользоваться воображением. Человек с тренированным воображением может задуматься над тем, над чем никогда бы не задумались лишенные его.