Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

К семинару "Теория и практика решения изобретательских задач"

© Альтшуллер Г.С., 1980
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕХНОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА

ЧТО ЧИТАТЬ?

Число книг и статей по технологии технического творчества растёт чрезвычайно быстро. В 1977 г. в Болгарии выпущен двухтомник "15000 публикаций. Техническое творчество. Избранная всемирная библиография за 1917-1977 гг". Более 2/3 названий в этой библиографии относится к последним 15 годам. В этом океане литературы инженеру и изобретателю, действительно, нужны лишь небольшие островки практически полезного.

Найти их непросто, потому что в каталогах и библиографических изданиях обычно всё смешано в одну кучу - цельное и чепуха, новое и безнадёжно устаревшее. Чтобы сориентироваться, надо, прежде всего, ясно представлять, что существуют две принципиально противоположные и идейно несовместимые технологии:

1) метод проб и ошибок (МПиО) с различными модификациями,
2) теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), постепенно превращающаяся в теорию развития технических систем (ТРТС).

МПиО и все его модификации основаны на переборе вариантов. Изобретение рассматривается как "придумка" того или иного автора. Не придумает - и никогда не будет изобретения (к.т.н. Студенцов в журнале "ИР" однажды написал так: "Не родись ГАУ или умри он в детстве - не было бы швейной машины..."). ТРИЗ исходит из того, что технические системы развиваются по объективно существующим и познаваемым законам: усилия изобретателей плодотворны в той мере, в какой изобретатели вольно или невольно следуют законам, определяющим переход от одной системы к другой. Для МПиО основой являются такие понятия, как интуиция, озарение, вдохновение, прирождённые способности, счастливая случайность и т.п. Для ТРИЗ: законы развития технических систем, правила анализа задачи, использование сконденсированной информации (приёмы, стандарты, физэффекты) и т.д. Модификаций МПиО - множество, ТРИЗ - одна (аналогия: существует много разных религий, но атеизм - один), хотя, конечно, внутри ТРИЗ могут сосуществовать различные гипотезы.

Развитие техники с древнейших времён основывалось на технологии МПиО, почти все крупнейшие изобретения сделаны этим методом. ТРИЗ насчитывает всего несколько десятилетий (первая публикация - в журнале "Вопросы психологии", № 6, 1956 г.). Но неэффективность МПиО в современных условиях становится очевидной. Ныне противники ТРИЗ не возражают против ТРИЗ прямо. Они противопоставляют ТРИЗ методы, являющиеся модификацией МПиО, например мозговой штурм, морфологический анализ и т.д. Или же пытаются "растворить" ТРИЗ среди модификаций МПиО: "Есть 30 (или 300) методов, среди них - ТРИЗ..."

Приведённую выше аналогию с религиями можно развить: отказ от привычных представлений о творчестве требует столь же коренной ломки взглядов, как отказ от веры в бога. Отсюда накал идейной борьбы...

Без понимания этого невозможна эффективная работа с литературой по технологии творчества. Когда человек берёт в руки книгу по истории, он должен, прежде всего, отдавать себе отчёт, что это такое: курс истории или "Житие св. Фомы".

В этой библиографической справке приведены не только книги по ТРИЗ; в справку включены и материалы по модификации МПиО. Лет 10-15 назад смысл такого "симбиоза" был в том, что в материалах по МПиО встречались отдельные полезные приёмы.

Ныне все такие отдельные находки перекрываются технологией ТРИЗ. Например, известный в синектике приём "личной аналогии" (эмпатия) значительно слабее "метода ММЧ" в ТРИЗ. Теперь знакомство с литературой по МПиО имеет для изучающих ТРИЗ лишь общеобразовательное значение: необходимо знать - от чего мы ушли и что нам противопоставляют оппоненты. В книгах по МПиО иногда встречаются интересные задачи; полезно рассмотреть их с позиции ТРИЗ. ТРИЗ молода и поэтому подвержена "детским болезням": стремясь быстро и без усилий улучшить ТРИЗ, иногда пополняют её элементами МПиО.

Значение разных модификаций МПиО помогает разобраться в этих "новшествах". Мозговой штурм, морфологический анализ и другие модификации МПиО легко поддаются внешним изменениями и комбинированию. Поэтому то и дело появляются "новые" методы; на самом же деле никакой новизны нет. Основные модификации МПиО созданы в 40 - 50-е годы, и с тех пор здесь не возникло хоть сколько-нибудь существенных новшеств.

А. МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДА ПРОБ И ОШИБОК

1. Дж. К. Джонс. Инженерное и художественное конструирование. "Мир", 1976.

Наиболее четкое и достаточно полное изложение не-тризовских методов. Описано 35 таких методов, причём в разделе 4 изложены изобретательские методы (мозговой штурм, синектика, метод выхода из тупиковых ситуаций, морфологический анализ).

2. Дж. Диксон. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. Изд. "Мир", 1969.

Первый раздел (около 70 стр.) посвящён морфологическому анализу, мозговому штурму и т. д. Много примеров, изложение живое, яркое.

3. В.М. Капустин, Ю.А. Махотенко. Конструктору о конструировании атомной техники. "Атомиздат", 1980.

Книга о морфологическом анализе. Интересное современное изложение: принципы морфологического анализа остались без сколько-нибудь заметного улучшения, но появилась "научная" терминология - какая! Комбинаторный файл, прогностический подфайл, пояс альтернатив, техногенофонд... Отличие от доброго старого метода Цвикки такое же, как у современной торжественной мессы в Ватикане от бесхитростных молитв первых христиан... Хотя, пожалуй, в последнем случае было больше веры во всемогущего бога.

4. Г. Буш. Методологические основы научного управления изобретательством. Изд. "Лиесма", Рига, 1974.

Изложены (неплохо, с интересными деталями) не-тризные методы. Затем идёт изложение придуманной автором "стратегии семикратного поиска", основанной на "магическом числе 7" (!) и простых контрольных вопросах. Эта часть книги любопытна как яркий пример "алхимии", которой, к сожалению, ещё немало в книгах и статьях по изобретательству.

Б. ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ)

1. Г. Альтшуллер. "Творчество как точная наука. Изд. "Советское радио", 1979.

2. Г. Альтшуллер, А.  Селюцкий. Крылья для Икара (Как решать изобретательские задачи). Изд. "Карелия", Петрозаводск, 1980.

Изложение простое (в расчёте на студентов) и в то же время наиболее современное. Приведены дополнения к АРИЗ-77, дана система стандартов (28 стандартов) на решение типовых классов задач.

3. Г. Бородастов, С. Денисов, В. Ефимов, В. Зубарев, В. Кустов, А. Гончаров. Указатель физических явлений и эффектов для решения изобретательских задач. Учебно-методическое пособие. Москва. ЦНИИатоминформ. 1979 (93 стр., тираж 1000 экз.).

Сокращённый текст одного из вариантов "Указателя" (в 70-е годы разработаны три варианта).

4. Материалы в журнале "Техника и наука". Наиболее свежие и доступные материалы: на журнал можно подписаться с любого месяца. Публикуются в каждом номере - с января 1979 г. Изложение и обсуждение основ теории: №№ 3-6-1979, 9-10-1979, 12-1979, 10-1980, 12-1980. Приложение ТРИЗ к научному творчеству: № 11-1979. Развитие фантазии при обучении ТРИЗ: № 5-7-1980. Использование физэффектов: № 1-2-1980. Обучение ТРИЗ: №№ 8-1979, 8-1980, 11-1980. Работа с детьми: № 7-1979. Приёмы использования ТРИЗ при решении конкретных задач: №№ 10-1979, 4-1980, 9-1980. Во всех номерах 1980 года (кроме 10) - "Практикум по ТРИЗ. ТРИЗ и функционально-стоймостной анализ (ФСА): № 3-1980.

С № 1-1981 журнал приступает к регулярной публикации материалов из нового "Указателя физэффектов": по структуре этот "Указатель" существенно отличается от "Указателей" 70-х годов. С № 3 - 1981 будет продолжен "практикум по ТРИЗ" - с элементами АРИЗ-81 и более детальным разбором задач.

Знание законов развития техники позволяет использовать аппарат ТРИЗ для прогнозирования, которое ранее основывалось на таких методах, как экспертные оценки, мозговой штурм, морфологический анализ и т.д. В 1982 г. в журнале "ТиН" предлагается публикация цикла статей по приложению ТРИЗ к задачам прогнозирования.

В. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Г. Альтшуллер. АЛГОритм изобретения. Изд. "Моск. рабочий", 2-е издание, 1973.

Книга устарела (изложен АРИЗ-71), но в ней приведена таблица применения типовых приёмов устранения технических противоречий, представляющая определённый практический интерес.

2. А. Селюцкий, Г. Слугин. Вдохновение по заказу. Изд. "Карелия". Петрозаводск, 1977.

Книга устарела (изложен АРИЗ-71), но содержит ряд интересных примеров и задач.

3. Методика технического творчества (Метод. разработка, три брошюры, всего 90 стр.), Новосибирский госуниверситет, 1980. Тираж 100 экз. Составитель - к.т.н. Иловайский И.В.

Метод. разработка содержит конспект лекций для студентов.

4. Методы поиска новых технических решений. Под редакцией А.И. Половинкина. Марийское книжное издательство, 1976.

Изложены некоторые не-ТРИЗные методы. Сделана попытка принципиально объединить их с АРИЗ и получить "обобщённый алгоритм". Попытка принципиально неверная: нельзя объединить лошадь и автомобиль. Но и в науке ценен отрицательный результат.

5. Д. Пойа. Как решать задачу. Учпедгиз, 1959.

Автор - известный математик и психолог. То, что излагает Д. Пойа (приёмы решения математических задач), ближе к АРИЗ, чем, например, мозговой штурм. Книга интересная и полезная, написана живо, и легко читается.

6. П. Хилл. Наука и искусство прогнозирования. Изд. "МИР", 1973.

Примерно то же, что и книга Дж. Диксона, но заметно слабее.
 
7. Э. Янч. Прогнозирование научно-технического прогресса. Издание 2-е. Изд. "Прогресс", 1974.

Изложены свыше ста методов прогнозирования, в том числе использование при прогнозировании мозгового штурма и морфанализа.

8. Проблема управления интеллектуальной деятельностью. Изд. "Мецниерба" Тбилиси, 1974.

Описан метод "психоэвристической активизации" (разновидность синектики).

9. Эд. Боноо. Рождение идеи. 1976.

Основная идея: надо идти в обход. Как именно идти, автор, естественно, не знает. Есть интересные примеры.

10. М. Тринг, Э. Лейтуэйт. Как изобретать? Изд. "Мир" 1980.

Изложение с позиций, типичных для современной "подачи" МПиО: ни слова о закономерностях, в основе - всё тот же перебор вариантов, но авторы считают, что учить творчеству можно, поскольку есть опыт и приёмы.
 
Пятьдесят лет назад в литературе по творчеству царила полная умиротворённость: все авторы придерживались одних и тех же взглядов, МПиО казался единственно возможной технологией. Ныне литература отражает острую идейную борьбу между МПиО с его модификациями и ТРИЗ. В сущности, это борьба между диалектическим материализмом и метафизическим идеализмом. Сталкиваются две непримиримые идеологии. ТРИЗ покушается на исключительность "прирождённых способностей", поэтому само существование ТРИЗ подчас воспринимается как вызов. Академик Микдал всерьёз рассказывает, как его во сне осенило, а ТРИЗ посмеивается: ночью надо спать спокойно, а днём использовать простой приём (см. статью Кондракова в ТиН № 11 - 1979)...

Острая борьба здесь неизбежна. Иногда эта борьба и "отсутствие ясности" вызывает недоумение, хочется, чтобы кто-то вышестоящий твёрдо сказал "да" или "нет"... Так не бывает! Надо самостоятельно разобраться в ситуации и вынести решение, своё.