Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Интервью газете "Крымская правда", 13 июня 1986 г., № 137 (18852) - С. 3
ЭКСКАВАТОР ДЛЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ

30 лет назад в нашей стране была опубликована первая работа по ТРИЗ - теории решения изобретательских задач, положившая начало принципиально новой технологии изобретательства. Ее автором был молодой бакинский инженер Г. С. Альтшуллер. К сожалению, теория не сразу получила признание. Однако год за годом, преодолевая недоверие скептиков, она приобретала все больше единомышленников не только в нашей стране, но и за рубежом. Книги по ТРИЗ ныне переведены в ГДР, Болгарии. Польше, ЧССР, США, Англии, Франции, Японии и других странах.

До 70-х годов обучение ТРИЗ велось преимущественно на экспериментальных семинарах. Теперь оно сосредоточено в постоянно действующих учебных центрах - народных университетах, общественных институтах, школах изобретательского творчества. ТРИЗ - составная часть программы обучения и в Симферопольской высшей школе хозяйственного управления. А сейчас здесь организован двухнедельный семинар по этой дисциплине для ведущих инженеров предприятий и проектных организаций, преподавателей ВУЗов. Провести его приглашены специалисты из Баку во главе с Г.С.Альтшуллером.

Наш корреспондент побывала на занятиях семинара и попросила Генриха Сауловича ответить на ряд вопросов.


- Как возникла идея создания ТРИЗ?

- По роду своей работы - инспектора бюро по изобретательству - мне ежедневно приходилось иметь дело с изобретателями. Многие просили о помощи, но как помочь, если часто даже не знаешь, с какой стороны подойти к решению...

Однажды, изрядно промучившись над какой-то задачей, я отправился в городскую библиотеку и перерыл там все фонды в надежде найти хоть что-нибудь по технологии творчества. Однако сколько-нибудь серьезного ответа так и не нашел.

Тогда я начал изучать пути, по которым шли великие изобретатели. Оказалось, что путь в большинстве случаев был один - простой перебор вариантов, возведенный в систему. 50 тысяч экспериментов, и Эдисон изобретает щелочной аккумулятор. 8 тысяч экспериментов, и он находит волосок для электрической лампы.

Время шло, изобретатели на глазах изменяли мир, но сама технология творчества оставалась неизменной.

Между тем в условиях современной НТР такая технология творчества крайне неэффективна. Судите сами: в СССР ежегодно выполняется около 150 тысяч научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Примерно две трети их прерывается еще на стадии эксперимента или испытания опытного образца. Но и это еще не все. Из 50 тысяч разработок, которые доходят до стадии внедрения, лишь одна тысяча находит более или менее широкое применение - я привожу данные газеты "Социалистическая индустрия" за 1982 год.

За рубежом метод проб я ошибок еще пытаются модернизировать, уповая на моэговой штурм, морфологический анализ, или всячески стимулируют изобретателей. Такова, например, японская практика. Ее сущность: все служащие фирмы все время должны перебирать варианты решения задач. На прогулке, дома, во время еды - всегда! Ясно, что для нас подобный подход к творчеству неприемлем.

- Как же запрограммировать новое изобретение?

- Ответ на это дает ТРИЗ. Ее основная идея в том, что технические системы возникают и развиваются не как попало, а по определенным диалектическим законам. Эти законы можно познать и использовать для сознательного - без множества пустых проб - решения изобретательских задач.

ТРИЗ дает изобретателям алгоритм (программу) решения. Путь к ответу разбивается примерно на полсотни шагов, выполняемых по определенным правилам. Это как лестница. Согласитесь, что по лестнице можно забраться на такую высоту, на которую обычно не допрыгнешь.

Обладая огромным и хорошо организованным информационным фондом, ТРИЗ подсказывает изобретателю приемы, химические и геометрические эффекты, необходимые для решения задач.

Что такое изобретение? Эта выявление и устранение технического противоречия. Оно не всегда лежит на поверхности. Но ТРИЗ позволяет планомерно, шаг за шагом добраться до причин этого противоречия, а информационный фонд предоставляет возможность выбрать наилучший прием для его устранения.

Известно множество случаев, когда, пользуясь методами ТРИЗ, человек приходит к столь неожиданному ответу, что сам себе не верит.

Хотя бы такая задача. Как увеличить скорость ледокола, который в тяжелых льдах делает не более двух миль в час? Сто лет конструкторы шли по одному пути: увеличивали мощность двигателя. Но у ледокола он и так раз в пять больше, чем у остальных судов такого водоизмещения. Двигатели занимают до 80 процентов объема ледокола. Чтобы быстрее раскалывать лед, создатели новых проектов изобретали невероятно громоздкие и неудобные приспособления - фрезы, резцы, гидропушки... ТРИЗ предлагает иное, на первый взгляд дикое, решение: раскалывать не лед, а... ледокол. Разделить его на две части, которые свободно перемещались бы над и подо льдом, соединив между собой прочными стойками, прорезающими во льду без особого сопротивления узкие щели.

К такому решению задачи пришла на одном из первых наших семинаров слушательница из Минска. Я предложил ей оформить заявку на изобретение. Однако автор ограничилась сообщением о нем в качестве примера в учебном пособии по ТРИЗ. Пособие попало в Москву, в библиотеку имени В. И. Ленина. Я стал следить за всеми публикациями в области ледоколостроения. Через три года изобретение было запатентовано - к сожалению, за рубежом, а еще через 15 лет получило широкое признание. Появилось даже новое название - полупогружные суда. Такие суда сооружаются сегодня в нескольких странах. Обидно, что мы потеряли приоритет в этой области.

- …И невольно думаешь, как все-таки преодолеть инертность и консерватизм в технике? Ведь ими нередко поражены даже молодые инженеры и ученые...

- Отвечу вопросом на вопрос. Чему всегда учили в школе, ВУЗе? Сегодняшней технике, сегодняшним теориям. Забывая о том, что это - вчерашняя техника, вчерашние взгляды.

Добавьте к этому такой немаловажный фактор, как воображение. Французский психолог Рибо еще в конце XIX века вывел кривую, показавшую, что фантазия развивается у человека до 15 лет, а потом начинается необратимый спад. Мой опыт общения с детьми (а я уже десятый год участвую в эксперименте "Пионерской правды" по отработке методики обучения школьников) подсказывает, что сегодня кривая начинает спадать еще раньше - где-то в 12 лет...

Именно благодаря своей богатой фантазии дети, в отличие от взрослых, не боятся смелых, неординарных решений. Значит, надо сберечь, не погасить ее. Однако существующая система обучения, о которой я уже говорил, приводит к тому, что инженер к 35-40 годам отстает от жизни и даже не пытается замахнуться на какие-то кардинальные проблемы НТР, в лучшем случае довольствуясь решением мелких задач.

- Не случайно так много претензий к инженерам, и не случайно уровнем их подготовки озабочен Центральный Комитет партии, опубликовавший недавно проект перестройки высшей школы. В нем сделан особый акцент на развитие у будущих специалистов творческого начала...

- Мне нередко задают вопрос: "Как, вы утверждаете, что научить изобретать можно каждого?" Теперь, когда накопился опыт работы многих школ ТРИЗ, можно с уверенностью ответить: да, каждый инженер может и должен научиться как "по науке" решать задачи, которые принято считать творческими.

Можно ли каждого научить бегать со скоростью 50 км/час? Можно, если "бег" заменить ездой на автомобиле. Можно ли каждого научить работать быстрее самого проворного землекопа? Да, если заменить лопату экскаватором. ТРИЗ дает инженеру такой "экскаватор". Примеры из нашей практики говорят о том, что обучение ТРИЗ по программе, рассчитанной на 120-140 часов, уже через год гарантирует группе в 25-30 слушателей 15 заявок на изобретения, а через три года - до 40 заявок, 12 авторских свидетельств и три внедренных предложения. Убедительные факты о росте творческой активности изобретателей после обучения по программе ТРИЗ можно найти и в вашей Симферопольской школе хозяйственного управления.

Другое дело, что уровень преподавания теории изобретательства зачастую еще не на высоте. В 1980 году на Украине в большинстве технических вузов ввели основы технического творчества. Но как готовили преподавателей? Собрали на недельный семинар людей, нередко случайных, и те стали учить студентов творчеству.

Сегодня, когда перед нашей страной во всей своей остроте встала важная задача ускорения научно-технического прогресса, нужен совершенно новый подход ко всему комплексу проблем, связанных с формированием главной движущей силы НТР - творческой личности. Необходимо как можно скорее вооружить ее современной технологией изобретательства.

Пройдет еще 7-10 лет, и ТРИЗ получит широкое распространение во многих странах. Нельзя потерять время, утратить авангардное положение, которое сейчас занимает наша страна в этой области. Престиж советской науки должен стать заботой каждого ученого и педагога, инженера и хозяйственного руководителя.

Интервью взяла Л. АХУНОВА