Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Г.Альтов "Пионерская правда", 28.11.1978. - С.4.
ЗАДАЧА БЕЗ ФИЗИКИ? ПОЖАЛУЙСТА!

Мы часто получаем письма с просьбами напечатать такие задачи, которые были бы под силу и тем, кто ещё не проходил физику. Что ж, пожалуйста. Вот одна из этих задач:
В комнате с потолка спускаются две тонкие верёвки. Нужно соединить, связать их нижние концы - и сделать это должен один человек. Суть задачи в том, что, взявшись за одну из верёвок, нельзя дотянуться до другой. Кто-то должен подать, отклонить вторую верёвку. А условия задачи требуют: СВЯЗАТЬ КОНЦЫ ВЕРЁВОК ДОЛЖЕН ОДИН ЧЕЛОВЕК.

У вас, наверное, появилась мысль: а нельзя ли удлинить верёвки? Нет, удлинить верёвки нечем. В комнате только мяч, кукла и книги. Больше ничего нет.

Как же быть?

Вот и вся задача. Для её решения достаточно проявить сообразительность. Если возникнут сомнения, нетрудно проверить их на опыте: два куска шпагата всегда найдутся...

Кстати, это самая настоящая изобретательская задача. С подобными задачами нередко приходится сталкиваться при монтаже высотных сооружений.

Когда будете писать нам, пожалуйста, укажите, в каком классе вы учитесь.

УПРЯМАЯ ПРУЖИНА

Представьте себе, что нужно сжать пружину (длина 10 см, диаметр 2 см), положить её плашмя между страницами книги, а затем закрыть книгу, не допуская при этом, чтобы пружина разжалась. Сжать пружину можно двумя пальцами. Но ведь потом, придётся отпустить их, иначе не закроешь книгу. И пружина разожмётся, как только пальцы будут отпущены... С такой ситуацией столкнулись инженеры, собирая один прибор. Нужно было сжать пружину, уложить и закрыть крышкой. Как это сделать, чтобы пружина не разжалась?

- Связать! - сказал один инженер.

- Нельзя, - возразил другой. - Внутри прибора пружина должна быть свободной.

И тут ПОЯВИЛСЯ изобретатель.

- Возникает противоречие: пружина должна быть свободной и не должна быть свободной, - сказал он. - Для этого нужно...

Как вы думаете: что для этого нужно?

© Г.Альтов "Пионерская правда", 26.01.1979. - С.4.
СИЛА ФАНТАЗИИ

Задание: придумать фантастическое природное явление.

Из цветных туч – алых, изумрудных, лазурных – падали цветные дожди. Где-то у горизонта огненная туча протянула к земле сверкающие нити огненного дождя. А навстречу поднимались с земли тяжелые капли антидождя...

Сорок восемь видов фантастического дождя оказалось в письмах ребят. Был даже дождь из... случаев. Двадцать восемь видов рассветов и закатов. Шестнадцать видов эха, в том числе, ленивое эхо (отвечает через 6 часов). И эхо-течение, переносящее звук через океаны и горы. И эхо, повторяющее не слова, а мысли. В лучших ответах фантазия уживается с реальностью. Например, цветы, растущие на снегу.

Особенно важна фантазия при решении изобретательских задач. Вот, например, такая задача: как сделать, чтобы водолаз мог видеть в мутной воде? Реальная техническая задача, очень похожая на фантастический мир, придуманный одним из школьников. Ученые давно установили: фантазия достигает наибольшей силы в 12-15 лет, а потом идет на убыль... Чтобы сохранить и развить силу воображения, надо тренироваться. Вот целая серия упражнений по развитию фантазии: "Придумайте фантастическое животное (растение, дом, корабль, планету, одежду и т.д.)" Попробуйте потренироваться в свободное время. Вдвоем, втроем – кто лучше придумает...

"Я – ОГОНЬ..."

Есть такой изобретательский приём - эмпатия. Заключается он в том, что изобретатель представляет себя той частью машины или прибора, которую надо улучшить. Хитрость тут в том, чтобы вжиться в образ механизма так, как вживается артист в свою роль. Надо не просто сказать: "Я - пружина" или "Я - зубчатое колесо". Нужно почувствовать себя пружиной, колесом, увидеть задачу, так сказать, с их точки зрения. Понятно, что для применения эмпатии нужна сильная фантазия.

Задание на применение эмпатии. Космонавт оказался на планете, населённой животными без зрения, слуха и обоняния, но зато умеющими улавливать мысли. Кем должен представить себя космонавт, чтобы спастись от стаи волков?

При решении задачи возник своеобразный заочный спор. В одних письмах говорится, что космонавт должен представить себя волком, чтобы стая приняла его за своего. Авторы других писем, утверждают: все животные боятся того, что им чуждо, непонятно; это и надо использовать. "К огню и вулкану не смогут подойти ни звери, ни птицы", - пишет ученица (4-й класс, г. Н Челны). Эту же мысль высказывают и многие другие ребята.

Кто же прав?

Допустим, космонавт представил себя волком. Настоящие волки сразу обнаружат подделку, себя-то они хорошо знают... Поэтому космонавт должен представить себя, например, огнём. Но эту роль надо сыграть убедительно, чтобы волки поверили, что перед ними бушующее пламя... Так и поступил герой фантастического рассказа Р. Шекли "Запах мысли".

Возможен ли иной ответ? В некоторых письмах есть предложения: пусть космонавт представит себя вакуумом или атомом... Вряд ли кто-нибудь смог бы убедительно сыграть эти роли, ведь никто из нас никогда не видел вакуума и атомов... Да и где гарантия, что любопытные волки не захотят полезть в вакуум или проглотить атом...

Школьник (8-й класс, Московская область) пишет, что читал рассказ Шекли и предлагает другое решение: пусть космонавт останется собой, но представит себя тысячью "я"... Что ж, остроумная идея! Самого себя космонавт сыграет очень убедительно, а волки не осмелятся напасть на внезапно возникший отряд космонавтов...

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей