Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать









   

© Г.Альтов "Пионерская правда", 20.03.1979. - С.4.
КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ?

Иногда этот вопрос формулируют иначе: "Посмотрите, пожалуйста, мой проект и скажите, получится ли из меня изобретатель?" Проекты обычно бывают очень слабые, но ведь это ни о чём не говорит. В третьем классе меня однажды осенило: а что, если сделать "пустотный" дирижабль? Чем легче газ, которым наполнен дирижабль, тем больше подъёмная сила. Отсюда "гениальная" идея: если внутри дирижабля будет пустота, подъёмная сила получится максимальной. О том, что атмосферное давление раздавит такой дирижабль, я просто не подумал...

Решение изобретательских задач в наши дни превращается в точную науку. Поэтому вопрос о том, как стать изобретателем, ничем не отличается от вопроса о том, как стать трактористом, хирургом, агрономом, лётчиком и т. д. Стать профессионалом (в любом виде деятельности) в принципе может каждый. Нужно учиться. Во многих городах работают институты и школы изобретательского творчества.

В этих школах занимаются не только инженеры, но и студенты, а иногда и школьники.
Подчёркиваю: специалистом может стать каждый. Из 1 000 человек, окончивших среднюю школу, наверное, вся 1 000 может стать специалистами. Но только 100 из них становятся Мастерами. В принципе Мастером в своей области может стать каждый. Но реально Мастером становится один из десяти специалистов, потому что за мастерство надо платить огромным трудом. Специалист интенсивно учится (после школы) пять-шесть лет. Ну, десять лет. Мастер обязан напряжённо учиться всю жизнь. Специалист работает семь-восемь, пусть даже девять часов в день. Мастер практически всё время занят своим делом, думает о деле.

А дальше так: из десяти Мастеров один становится Гроссмейстером. И тут уже не всё зависит от самого человека. Прежде всего, у общества должна появиться потребность в продукции, которую может дать Гроссмейстер. Например, кто-то должен заказать Мастеру-архитектору здание, при проектировании и постройке которого Мастер вырастает в Гроссмейстера. Есть другие внешние факторы. Нужно, чтобы область деятельности, в которой работает Мастер, имела резервы развития.

В XIX веке было немало великолепных Мастеров, проектировавших и строивших парусные суда. Но парусники уже исчерпали возможности развития, и Гроссмейстером кораблестроения стал часовщик и художник Роберт Фултон, построивший первый пароход...

Когда спрашивают: "Как стать изобретателем?" - подразумевают не просто изобретателя, а Мастера или даже Гроссмейстера изобретательского творчества. Но сначала нужно стать профессионалом, специалистом.

Самый дальний путь начинается с первого шага. Нужно уже сегодня, не откладывая, читать книги по изобретательству, решать учебные изобретательские задачи, осваивать физику, химию, математику...

ОХОТНИК И СОБАКА

Старый охотник всегда брал в тайгу собаку. Когда она отыскивала зверя, торопился на её лай. Но случилась беда: охотник оглох. Как же теперь искать зверя? Чтобы собака вышла на след, ее надо отпустит -пусть бегает, ищет. А чтобы видеть (раз уж нельзя слышать), как ведёт себя собака, её надо держать при себе, рядом. Противоречие! Убежит собака на полсотни метров - её не увидишь. Держать охотничью coбаку на привязи, даже длинной, тоже не годится.

Задумался старый охотник. Долго думал. И всё-таки нашёл выход! Попробуйте и вырешить эту задачу.

Ждем ваших писем.
 
ПОСЛЕ АВАРИИ

Тяжёлый транспортный самолёт совершил аварийную посадку на вспаханное поле в двухстах километрах от аэродрома. Самолёт разгрузили, осмотрели повреждения: много трещин, вмятин, местами сорвана обшивка. Нужно доставить воздушную машину на аэродром в ремонтную мастерскую. Но самолёт весит свыше ста тонн. Транспортировать его надо очень осторожно, чтобы не увеличить разрушения. Специалисты собрались на совещание и долго молчали, обдумывая положение.

- Чего тут думать! - воскликнул студент-стажёр. На совещание его никто не приглашал, но у него была идея, которую ему очень хотелось высказать. - Нужен вертолёт. А ещё лучше - дирижабль. Пусть подцепит самолёт и...

- Молодой человек, это невозможно, - грустно сказал один из специалистов. - Нет вертолётов и дирижаблей, которые могли бы поднимать такой груз.

И тут появился изобретатель.

- Давайте разберёмся, сказал он. - Самолёт надо поднимать - не тащить же его волоком по земле. И в то же время самолёт нельзя поднимать. Нет у нас вертолётов, дирижаблей, кранов. Да и недопустимо поднимать в воздух аварийный самолёт. Нужно такое решение, которое удовлетворяло бы сразу двум требованиям - поднимать и не поднимать...

А вы смогли бы решить такую задачу? Напишите нам о своих предложениях.

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей