Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать









   

© Г.Альтов "Пионерская правда", 20.03.1979. - С.4.
ЗАДАЧИ БЕЗ ФИЗИКИ!
(ИДЕАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ)

Помните задачу о веревках? В комнате с потолка опускаются две тонкие верёвки. Нужно связать их нижние концы. Если держат в руках одну верёвку, дотянуться до другой никак не удаётся. Кто-то должен ее подать. Но в комнате только один человек (а также мяч, кукла, книги)...

Для решения этой задачи не нужна физика, и мы получили очень много писем - даже от первоклассников. Правда, не все ребята справились с задачей. Некоторые предложения слишком сложны, некоторые нарушают условия задачи: нельзя, например, использовать лестницы, палки и другие предметы, которых нет в комнате.

"Вторая верёвка должна сама приблизиться к нам", - пишет ученик (г. Киев). На первый взгляд, это кажется невозможным. Но решение многих изобретательских задач полезно начинать с рассмотрения идеального решения: пусть то, что требуется, произойдет само собой! Вторая веревка должна сама отклониться. Это возможно лишь в том случае, если она будет раскачиваться. Но веревка тонкая, легкая, Значит, надо привязать к веревке куклу. Теперь нетрудно раскачать веревку – и она сама пойдет к нам навстречу...

Еще одна задача. В порту грузили корабль. Мощный кран поднимал пакеты по 25 мешков и опускал их в трюм корабля. Шел сильный дождь. Но огромную крышу трюма (ширина крыши три метра, длина пять метров) пришлось снять, чтобы вести погрузку. И вода попадала в открытый трюм, мешала работающим там грузчикам.

Вот и задача для изобретателя: как сделать, чтобы дождь не проникал в трюм корабля, а груз, подаваемый краном, опускался бы совершенно свободно?

Для решения этой задачи вам не понадобится физика. То, что нужно применить для защиты от дождя, вам наверняка известно.

Подумайте и напишите нам.

© Г.Альтов "Пионерская правда", 15.05.1979. - С.4.
ЗАДАЧА НА СМЕКАЛКУ!

На стройке разбили стекло. Мелкие осколки упали на бетонный пол. Как очистить от них поверхность бетона? Веник не помогает, потому что мелкие кусочки стекла застревают в неровностях пола. А убрать осколки нужно быстро, используя простые средства, имеющиеся на стройке.

РЕШИТЕ ЗАДАЧУ

По трубе течёт пульпа - вода, смешанная с измельчённой железной рудой. Поток пульпы регулируют с помощью металлической задвижки: она, как дверь, отчасти или полностью перекрывает поток. К сожалению, частицы руды, ударяясь о задвижку, быстро её истирают. Пробовали делать задвижку из очень прочной стали - всё равно удары частиц руды буквально "съедают" задвижку. Как защитить задвижку от истирания?

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ ФАНТАЗИЮ

Существует много замечательных весёлых и красивых праздников. Придумайте ещё один такой праздник, вкратце опишите его.

И НЕМНОГО ФИЗИКИ

По конвейеру движутся детали, похожие на двухкопеечную монету. Большинство деталей белого цвета, но попадаются детали чёрные. Как их отделить? Вручную трудно и утомительно. Нужно механизировать отделение чёрных монет. Учтите, что монеты ничем, кроме цвета, не отличаются. Расположены детали на конвейере в один слой, но беспорядочно: где именно окажется чёрная деталь - неизвестно. Чтобы легче было решить эту задачу, подумайте сначала: чем чёрные предметы отличаются от белых? Есть одно физическое свойство (оно наверняка вам известно), которое и надо использовать!

Не спешите с ответами. Советуем посмотреть те номера "Пионерской правды", в которых были напечатаны материалы по изобретательству.

Ждём ваших писем. Не забудьте указать, в каком классе вы учитесь.

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей