Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Г.Альтов. «Пионерская правда», 27.07.1979. - С.2.
ПОМНИ О БЕЛОМ РЫЦАРЕ

ДВА МЕШКА С ВОЗДУХОМ

У Белого Рыцаря, которого Алиса встретила в Зазеркалье, за спиной болтался — вверх дном и с открытой крышкой — ящик для писем.

«— Я вижу, тебе нравится мой ящик, — приветливо заметил Рыцарь. — Это моё собственное изобретение! У меня в нём одежда и бутерброды. Надеваю я его, как видишь, вверх дном, и дождь в него не попадает.

— Зато всё остальное из него выпадает, — мягко сказала Алиса...»

В письмах, которые мы получили в ответ на задачу о дожде и трюме, немало предложений, похожих на изобретение Белого Рыцаря. Как сделать, чтобы кран свободно опускал грузы в открытый трюм корабля, а дождь туда не попадал? «Закрыть трюм полиэтиленовой плёнкой», — предлагают некоторые ребята. Что ж, дождь не пройдёт через плёнку, но ведь и грузы не попадут в трюм... «Закрыть трюм большим зонтиком», — предлагают другие. Идея чуть лучше: зонт можно складывать, чтобы пропустить груз, а потом снова открывать. Но ведь сколько хлопот: то и дело открывай и закрывай зонт. Правда, во Франции недавно выдали патент на такое изобретение, вот только внедрять его никто не спешит...

«Вместо снятой крышки трюма сделать две створки, уравновешенные пружиной», — пишет ученик (7-й класс, Московская область). Это, конечно, лучше, чем
крыша будет сама открываться, пропуская груз. Красиво решили эту задачу советские изобретатели И. Кораблёв и Б. Кожевников. Над трюмом раскинут двустворчатый шатёр из надувных «матрасов». Крыша, сделанная из двух «воздушных мешков», легко прогибается, пропуская груз: погрузка идёт без помех, а дождь в трюм не проникает.

ФАНТОМАС РАЗБУШЕВАЛСЯ...

«Ах вы, такие-сякие, — сердито написал в письме Фантомас, — не ума, не фантазии...»
Фантомас явно не ладил с грамматикой (надо было написать: ни ума, ни фантазии), но какой спрос с этого заграничного кинозлодея? Правда, он писал почему-то не из Парижа и не из Лондона, а из Перми, с улицы Первомайской... Рассердила Фантомаса задача: как доставить тяжёлый самолёт, совершивший вынужденную посадку в двухстах километрах от аэродрома. По его мнению, задача эта настолько проста, что и думать нечего: «Самолёт нужно разобрать и по частям доставить на аэродром».

Фантомас, конечно, не читал о приключениях Алисы. Иначе обязательно вспомнил бы разговор девочки с Белым Рыцарем:

«— Самым остроумным моим изобретением был новый пудинг! Я изобрёл его, пока ел второе!

— И его успели приготовить на третье? — спросила Алиса. — Вот это быстрота!

— Нет, — протянул задумчиво Рыцарь, — на третье не успели!..

— Значит, его приготовили на завтра?

— Нет, не на завтра! — повторил Рыцарь всё так же задумчиво... Он повесил голову и мрачно произнёс: — Боюсь, что его вообще не приготовили. Боюсь, что его вообще никогда не приготовят. А какое это было остроумное изобретение!»

Остроумное изобретение оказалось пудингом из... промокашки. Придумать такое нетрудно, но нет никакой надежды, что кто-то захочет приготовить подобное блюдо.

Выдвигая новую идею, изобретатель должен ясно видеть не только её плюсы, но и минусы. Фантомас даже не подумал, как трудно будет разобрать самолёт в открытом поле и как дорого обойдётся потом его сборка.

Писем по этой задаче было много, и в большинстве из них та же ошибка. Построить дорогу до аэродрома... Прорыть канал... Ремонтировать в поле... Сломать самолёт и сдать в металлолом... Нет, всё это слишком дорого! Один ученик (7-й класс, Семипалатинская область) предложил нечто более простое и эффективное. Представьте себе, что под крылья самолёта положены надувные «матрасы». Их наполняют воздухом — и они плавно, осторожно приподнимают повреждённый самолёт. А под «матрасами» — заранее, до заполнения их воздухом — поставлены тележки. И когда «матрасы» приподнимут самолёт, можно сразу прицепить тягач: самолёт без тряски, аккуратно будет доставлен на аэродром. И всё это сделает бригада из пяти человек за один день.

Хорошие решения прислали и другие ребята. Молодцы! Задача была вполне «взрослая». Несколько лет назад её решил английский изобретатель Кэйр и сразу запатентовал своё решение во многих странах, в том числе и в нашей стране.

ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ ПЕЛЕНГАТОРА

Старый охотник ходил в тайгу с собакой. Собака отыскивала зверя, загоняла его на дерево, и охотник, ориентируясь на лай собаки, спешил к этому дереву. Но случилась беда — охотник потерял слух. Как же теперь охотиться?

По этой задаче мы получили особенно много писем. Приятно отметить, что большинство ребят справилось с задачей. Однако есть и немало ошибочных предложений.

Например, такое: пусть охотник держит собаку на длинной привязи, Конечно, привязь поможет охотнику отыскать своего помощника. Но подумайте, насколько эта привязь затруднит движения собаки! Ведь лайка бежит не по ровной местности, кружит среди деревьев. Привязь будет цепляться за стволы, мешать собаке или даже вообще её останавливать. Видите, что получается: выиграли в одном и проиграли в другом. А хорошее решение должно быть таким, чтобы выигрыш не сопровождался проигрышем.

Во многих письмах встречается предложение: надо надеть на собаку передатчик, а охотнику дать в руки приёмник с направленной антенной (пеленгатор). Что ж, выигрыш очевиден, но есть и проигрыш. На собаку придётся навьючить передатчик и электробатареи, а старика охотника учить радиотехнике и спортивной радиоигре «охота на лис»...

«Нужны две собаки, - пишет девочка (3-й класс, г. Ярославль), — Одна собака будет бегать по лесу и искать добычу, а вторая пусть идёт у охотника на поводке и показывает дорогу к первой собаке». Вот тут всё верно! Решение предельно простое и надёжное.

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей