Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Г.Альтов. "Пионерская правда", 19.08.1980. - С.4.
"СКАЗКА-ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК"

На первый взгляд истории, рассказанные капитаном Врунгелем, совершенно невероятны. Но если вдуматься в них, можно понять, что почти все они содержат зёрна интересных изобретательских идей. Кстати, это относится и к выдумкам барона Мюнхгаузена. Писатели придумывают необычные, порой безвыходные положения, а потом заставляют своих героев как-то "выкручиваться". И получается, что смешные книги не только смешат, но и учат мыслить. Помните, что произошло с Врунгелем в Канаде? Нужно было на нартах перебраться на Аляску, и экипаж "Беды" приобрёл оленя и собаку. Но тут выяснилось, что олень - вовсе не олень, а... корова. Собака тоже оказалась не собакой, а волчонком. Врунгель, однако, нашёл остроумный выход из положения: волчонка запрягли позади коровы, и она, испугавшись, побежала вперед с огромной скоростью...

Примерно так было и с бароном Мюнхгаузеном, когда его преследовал лев, а впереди с открытой пастью поджидал крокодил. Мюнхгаузен ухитрился совместить, сложить два "минуса" - и они взаимно уничтожились. В теории изобретательства этот приём звучит так: вредный фактор надо сложить с другим вредным фактором, чтобы сумма была равна нулю.

ОТВЕТ ЕВКЛИДА

ЗАДАЧА БЕЗ ФИЗИКИ

О великом древнегреческом математике Евклиде рассказывают такую историю. Однажды учитель спросил юного Евклида: "Допустим, тебе предлагают на выбор два целых яблока или четыре половники. Что ты возьмёшь?" Евклид ответил, не задумываясь: "Четыре половинки". Учитель был огорчен, ведь четыре половинки равны двум целым. Но Евклид смог обосновать свой выбор. Как вы думаете, почему он предпочёл четыре половинки?..

"СДЕЛАЕМ НАОБОРОТ!.."

Завод получил заказ - нужно было выпустить большую партию сувенирных самоваров. Самовар маленький, всего на два стакана, но работать должен как настоящий. А для этого необходимо проверить, не протекает ли он, нет ли где-нибудь небольшого отверстия. Контролёры заливали воду в самовар и смотрели, не просочится ли наружу капелька воды... Но попробуй, разгляди маленькую капельку!

- Давайте покрасим воду, зачерним её, - предложил один контролёр.

Так и сделали. Действительно, чёрные капли обнаружить было легче. И всё-таки контроль оставался медленным и ненадёжным.

- Может быть, попробуем усилить освещение? - предложил главный инженер.

И тут появился изобретатель.

- От яркого света быстро устанут глаза, - сказал он. - Сделаем наоборот. Потушим свет. Или оставим eгo, но ослабим.

- А как же обнаруживать капельки? - спросил кто-то.

- Очень просто, - ответил изобретатель и объяснил, что надо сделать.

Предложение оказалось очень удачным. Как вы думаете, что предложил изобретатель?

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей