Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Г.Альтов. "Пионерская правда", 18.11.1980.   - С.4.
ВЫВЕРНУТЬ НАИЗНАНКУ

Однажды Насреддина спросили: "Как лучше всего строить мечеть?" Насреддин ответил: "Надо вырыть глубокий и узкий колодец, а потом вывернуть его наизнанку..." В теории изобретательства такой приём называют инверсией ("сделать наоборот").

Вспомните задачу о замене перегоревших ламп на высоких столбах. Вместо того чтобы поднимать монтёра вверх, проще опустить лампу вниз. Для этого лампа (вместе с защитным стеклом) должна быть подвешена на тросике, проходящем внутри трубчатого столба. "Если перегорела лампа, монтёр подойдёт, опустит светильник, сменит лампу и снова поднимет светильник", - пишет девочка из г. Саракташ Оренбургской обл. Правильные ответы прислали школьники из г. Барнаула, г. Долгопрудный Московской обл. Школьник из г. Челябинска предлагает сделать лампу с шестью волосками: перегорел один, автоматически включается другой. Тут, однако, возникает техническое противоречие: менять лампу действительно надо будет в шесть раз реже, но стоимость такой лампы (с автоматикой) повысится раз в десять, не меньше... Школьник из г. Евпатория пишет: "Нужен небольшой вертолёт..." Снова техническое противоречие! Выигрыш будет намного меньше затрат: вертолёт (даже небольшой) обойдётся недёшево...

Решая изобретательские задачи, помните о технических противоречиях. Нужно не просто получить тот или иной результат, но и достичь его простыми и дешёвыми средствами.

КАПЕЛЬКИ СВЕТА

В предыдущем выпуске была задача о проверке сувенирных самоваров. Залив в самовар воду, подкрашенную чёрной краской, контролёры следили, не просачивается ли где-нибудь тёмная капелька... Но её можно и не заметить. Нужно иначе организовать проверку. Но как?

Мы получили письма с различными предложениями. Многие решения близки к правильному ответу.

"Нужно потушить свет, а внутрь самовара вставить электрическую лампочку, - пишет
школьник со ст. Парафьяново Витебской обл. - Свет будет проникать через отверстия". Такое же решение прислали из г. Фрунзе, г. Дальнегорска, ребята из 4-го отряда Очерской спецшколы, из пос. Звёздный Иркутской обл., из с. Тютюнница Черниговской обл. Предложение, в общем, хорошее. Но сувенирные самовары невелики, внутри корпуса находится труба, поэтому ввести внутрь лампу не так просто.

"Нужно заливать в самовары морскую светящуюся воду", - предлагает школьник из Тюмени. Отличная идея! Но морская вода светится благодаря особым микроорганизмам, а они могут и не перенести длительного хранения. "В обычную воду, - пишет школьница из п. Полазна Пермской обл., - надо положить фосфор". Фосфор в воде не растворяется, к тому же он очень ядовит. Самое ценное в предложении девочки - не упоминание о фосфоре, а мысль, что светящуюся воду надо получать искусственно. "Использовать светящиеся краски", - предлагает школьница из г. Рошаль Московской обл. А школьники из Москвы уточняют: "Люминесцентные краски". Верно! Их и надо использовать для контроля. Хорошие ответы прислали также из пос. Насосный Азербайджанской ССР, г. Уяр Красноярского края, г. Кирово-Чепецк, г. Чу Джамбульской обл., г. Воскресенск Московской обл. и другие ребята. А впервые это изобретение сделали сотрудники Института физики Белорусской Академии наук. Только проверяли они не сувенирные самоварчики, а более сложные агрегаты холодильных машин.

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей