Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Г.Альтов. «Пионерская правда», 2.10.1981. -  С.4.

ЧЕРЕЗ «НЕВОЗМОЖНОЕ» — К ИЗОБРЕТЕНИЯМ

С волнением ждали мы писем на конкурс «Космос зовёт!». Задачи в этом конкурсе трудные. Признаться, у нас были сомнения: удастся ли выйти на интересные решения...

ДЛЯ ДАЛЬНИХ ПОЛЁТОВ

Условия конкурса разрешали выбрать любую задачу. Наиболее привлекательными оказались проблемы, связанные с длительными полётами. Как уменьшить напряжение, вызванное однообразными условиями полёта? Как менять обстановку в корабле?.. И вот пришли первые письма. Участники конкурса предлагали:

— взять с собой побольше кинофильмов и звукозаписей;
— использовать игры и головоломки;
— иметь на корабле запас подарков и сюрпризов для каждого космонавта...

Штурм проблемы начался неплохо. Но всё-таки фильмы, игры, сюрпризы быстро потеряют новизну. Нужно что-то меняющееся... Пошла вторая волна писем с предложениями взять в полёт

— карликовый сад, за которым надо ухаживать;
— хомячка, котёнка, щенка;
— говорящего попугая...

Обратите внимание на линию поисков: от неживых предметов — к предметам живым и даже «говорящим». А каков следующий шаг?

ОДНАЖДЫ ОТКРОЕТСЯ ЛЮК...

В одном из писем есть такие строки: «Размышляя над этой задачей, всё время прихожу к выводу, что на корабле должен появиться новый космонавт. Но это невозможно!» Действительно, нельзя рассчитывать, что вдруг откроется люк и кто-то скажет:     «Здравствуйте, давайте познакомимся...» А ведь как было бы здорово!

Штурм задачи продолжался, и наиболее интересные идеи были теперь направлены на преодоление «невозможного»:

— для каждого члена экипажа создать свой источник знаний (книги, фильмы, радиосвязь и т. д.), чтобы у всех были свои новости, которыми можно обмениваться (Миша Ч., г. Каменск-Уральский);

— включить, в экипаж талантливого артиста, способного к перевоплощению (Жанна М., г. Рига, и В. Камалова, г. Гурьев)...

И вот завершение штурма — письмо Серёжи Л. (г. Абай Карагандинской области). Сейчас экипажи комплектуют задолго до полёта. Космонавты вместе живут, учатся, тренируются. К началу полёта они понимают друг друга с полуслова. Но при этом невольно теряется «запас взаимной новизны». На нынешнем этапе развития космонавтики необходимо, чтобы экипаж сработался ещё на Земле, а «запас новизны» не столь важен. Иное дело — длительные полёты к далёким планетам. Тут «запас новизны» приобретает такое же значение, как запасы воздуха, воды, горючего. Так пусть космонавты не знают друг друга до старта! Предположим, в экипаже должны быть 4 человека. Порознь (но по одной программе) подготовим 4 группы по 4 человека. А перед стартом составим «сборную» команду, взяв из каждой группы по одному человеку.

Космические корабли для дальних полетов, пишет Сережа Л., будут достаточно просторными. Поэтому «сборный» экипаж сначала можно разделить на группы, расположенные в разных отсеках. Пройдет какое- то время – год, два года – и группы объединятся. «Невозможное» свершится!

И СНОВА «НЕВОЗМОЖНОЕ»

А как менять обстановку внутри корабля? Здесь тоже выстроилась цепочка идей:

— менять рисунки на стенках;
— сделать декоративные панели из планок: повернул планки – появился новый рисунок;
— сделать декоративные панели из поворачивающихся кубиков или маленьких шариков;
— использовать рисунки из магнитного порошка…

Чем меньше частицы, тем более можно составить разных рисунков. Но маленькими частицами трудно управлять. Возникает техническое противоречие: если взять маленькие частицы, усложняется управление панелью; если же сделать панель из крупных деталей, число рисунков будет невелико. Идеальный вариант: мельчайшие частицы сами создают никогда не повторяющиеся и интересные изображения. На первый взгляд это кажется невозможным. Но вот Эвелина Г. (г. Ташкент) сумела решить эту задачу. Мы порекомендовали Эвелине обратиться в ВОИР (Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов) – там помогут сделать заявку на изобретение. Нерассмотренные заявки нельзя разглашать, поэтому пока мы не можем рассказать об изобретении Эвелины Г. Но сейчас важно другое: снова удалось достичь «невозможного»!

ПОБЕДИТЕЛЯМ — «ЗВЁЗДНАЯ ГАВАНЬ»

Вообще конкурсные работы порадовали интересными находками. Вот, скажем, первая задача: предложить эксперимент на орбите. Толя С. (г. Новосибирск) пишет, что недавно прочитал книгу академика П. В. Петрянова «Самое необыкновенное вещество в мире». Речь и этой книге идет о воде. Долгое время учёные не могли понять, почему одни и те же химические реакции в воде идут по-разному: иногда осадок выпадает сразу, а иногда — через какое-то время. Оказалось, что на образование осадка влияют пятна и вспышки, на Солнце... Есть у воды и другие странности. Коля предлагает исследовать их в космосе — в невесомости, вдали от земных помех.

Интересное решение второй задачи (о «хитрой ампуле») нашла Ира Б. (г. Челябинск). «В киножурнале «Хочу всё знать», — пишет Ира, — показывали металл, обладающий «памятью». Из такого металла и надо сделать ампулу». Металл с «памятью» — это нитинол, сплав никеля и титана. Если стержень из нитинола охладить и, например, сильно согнуть, он останется согнутым. Но при повышении температуры нитинол «вспомнит» свою первоначальную форму и распрямится. Из такого металла действительно можно сделать ампулу, способную при нагревании значительно увеличить свой объём. В работе Васи Ш. (г. Рязань) предложено использовать нитинол для решения четвёртой задачи (как перемещать прибор за бортом корабля). Спираль из нитинола при нагревании распрямляется и выносит прибор в нужную точку.

Итак, успешно закончен трудный конкурс. Лучшие решения «космических» задач отмечены 45 «космическими» призами: победителям будет выслан сборник научно-фантастических повестей «Звёздная гавань». Получат призы и взрослые — учителя, пионервожатые, родители, помогавшие ребятам справиться с задачами.

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей