Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ АРИЗ-85-В

ТАБЛИЦА 1
СХЕМЫ ТИПИЧНЫХ КОНФЛИКТОВ В МОДЕЛЯХ ЗАДАЧ

1. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

 

А действует на Б полезно (сплошная стрелка), но при этом постоянно или на отдельных этапах возникает обратное вредное действие (волнистая стрелка).

Требуется устранить вредное действие, сохранив полезное действие.

ПРИМЕРЫ
- Задача об отделении опалубки после затвердевания бетона (Техника и наука, 1981, № 5-7);
- задача о размыкателе (Техника и наука, 1981, № 3-5);
- задача о мешалке для расплава стали (Техника и наука, 1981, № 8).


2. СОПРЯЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ

Полезное действие А на Б в чем-то оказывается вредным действием на это же Б (например, на разных этапах работы одно и то же действие может быть то полезным, то вредным).

Требуется устранить вредное действие, сохранив полезное.

ПРИМЕР
- Задача о вводе порошка в расплав металла (Техника и наука, 1980, № 8).


3. СОПРЯЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ

Полезное действие А на одну часть Б оказывается вредным для другой части Б.

Требуется устранить вредное действие на Б2, сохранив полезное действие на Б1.

ПРИМЕР
- Задача о "Бегущей по волнам" (Техника и наука, 1981, № 2).


4. СОПРЯЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ

Полезное действие А на Б является вредным действием на В (причем А, Б и В образуют систему).

Требуется устранить вредное действие, сохранив полезное и не разрушив систему.

ПРИМЕР
- Задача о кабине стратостата (Техника и наука, 1980, № 2).


5. СОПРЯЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ

Полезное действие А на Б сопровождается вредным действием на само А (в частности, вызывая усложнение А).

Требуется устранить вредное действие, сохранив полезное.

ПРИМЕР
- Задача о паяльнике (Техника и наука, 1980,  № 4).


6. НЕСОВМЕСТИМОЕ ДЕЙСТВИЕ

Полезное действие А на Б несовместимо с полезным действием В на Б (например, обработка несовместима с измерением).

Требуется обеспечить действие В на Б (пунктирная стрелка), не меняя действия А на Б.

ПРИМЕРЫ
- Задача об измерении диаметра шлифовального круга в процессе работы (Техника и наука, 1980, № 7); 
- задача о киноаппарате и гермошлеме (Техника и наука, 1981, № 9).


7. НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ
ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЕ

А оказывает на Б одно действие, а нужны два равных действия. Или А не действует на Б. Иногда А вообще не дано: надо изменить Б, а каким образом - неизвестно.

Требуется обеспечить действие на Б при минимально простом А.

ПРИМЕРЫ
Задача о смазке валков при прокате (Техника и наука. 1981. №7-8); задача о получении высокого давления (Техника и наука, 1979,  №6).


8. "БЕЗМОЛВИЕ"

Нет информации (волнистая пунктирная стрелка) об А, Б или взаимодействии А и Б. Иногда дано только Б.

Требуется получить необходимую информацию.


9. НЕРЕГУЛИРУЕМОЕ (В 
ЧАСТНОСТИ,
ИЗБЫТОЧНОЕ) ДЕЙСТВИЕ

А действует на Б нерегулируемо (например постоянно), а нужно регулируемое действие (например, переменное).

Требуется сделать действие А на Б регулируемым (штрих-пунктирная стрелка).

ПРИМЕРЫ
Задача о сливе стекла из ковша (Техника и наука. 1979. №10);
задача об ампуле (Техника и наука. 1981. №9).

[ << Часть 9. ] [ ОГЛАВЛЕНИЕ ] [ >> Таблица 2. ]