Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать









   
Биография Хронология событий Интервью А/б рассказы Аудио Видео Фото
  ПИСЬМО 1

Итак, исходная рабочая гипотеза: слабое мышление - когда зажжен один мысленный экран и психологическая инерция, приковывая всё внимание именно к этому экрану, держит во мраке другие экраны. Экранная схема придумана...

  ПИСЬМО 2

В задачах на измерение и обнаружение есть свои специфические приемы (например, развитие по линии "измерение функции - измерение первой производной - измерение второй производной"). Эти обстоятельства делают целесообразным...

  ПИСЬМО 3

В ТРИЗ и ТРТС под словами "техническая система" подразумевают не только "механические устройства". Вспомните, например, задачу...

  ПИСЬМО 4

Еще один Ваш вопрос: "Может ли обыкновенный инженер применить ТРИЗ, чтобы открыть Америку?" Я не совсем понял сути вопроса. Может ли обыкновенный инженер полететь в космос? Нет... и да. Обыкновенному инженеру придется...

  ПИСЬМО 5

Мы показываем неизбежные трудности на творческом пути и - в то же время - призываем вступить на этот путь. Противоречие...

  ПИСЬМО 6

...Начало относится к 46 году, когда я работал в Инспекции по изобретательству ККФ. ...Идея выявления и преодоления ТП появилась почти сразу. Довольно быстро вылезли некоторые закономерности (в частности то, что мы теперь называем...

  ПИСЬМО 7

20 лет назад ко мне попала старая-престарая столетняя (издана в 1867 г.) книга Карла Оппеля “Чудеса древней страны пирамид”. Книга интересная, особенно глава “Сын Солнца умер” (стр. 90-97). Речь в этой главе шла, в сущности, о социально-изобретательской задаче...

  ПИСЬМО 8

Применять фантограммы вне курса РТВ и без изучения ТРИЗ нельзя. Это все равно, что применять "Инструкцию по испытанию самолетов в пикировании", не зная пилотирования самолетов вообще. Или применять - в отрыве от хирургии вообще - тот или иной способ зашивания разрезов...

  ПИСЬМО 9

В чем разница между веполем и вепольной формулой? Веполь - минимальная техническая система, точнее - модель такой системы, еще точнее, модель такой системы для данной задачи (в другой задаче та же система может иметь другой вепольный вид). Веполь обязательно включает два вещества и одно поле...

  ПИСЬМО 10

Перебор вариантов - это когда действуют волевым способом: "Попробуем так. Не получается? Хорошо, попробуем по-другому..." В ряде шагов АРИЗ-77 имеет место выбор, осуществляемый на основе правил...

  ПИСЬМО 11

В процессе подготовки у инженера, впрочем, это начинается еще в школе, воспитывают почтение к точным терминам. Это необходимо, чтобы не было путаницы и неясности при описании уже известных способов и устройств. (...) Но при решении творческой задачи...

  ПИСЬМО 12

При решении одной и той же задачи иногда с равными основаниями можно исходить из разных формул. Важно другое - чтобы правильно "танцевали" от той формулы, которая ...

  ПИСЬМО 13

…В книге дан фрагмент АРИЗ (см. с.186). Вызвано это тем, что объём рукописи значительно превысил объём, установленный издательством. В полном тексте АРИЗ, которым пользуется большинство преподавателей…

  ПИСЬМО 14

…ТРИЗ просто исключает необходимость в поисках и находках. Есть точные правила, по которым решаются те или иные классы задач. Наша цель заменить изобретательство точной наукой. Новая моя книга так и называется - "Творчество как точная наука". Она выйдет месяца через полтора-два…

  ПИСЬМО 15

…Поясню, что такое (в моём понимании) настоящая "детская" ТРИЗ. Вот пример…

  ПИСЬМО 16

…В самом деле, кто лучше меня – автора АРИЗ – напишет об АРИЗ? Сейчас мне надо сделать маленькую брошюру по ТРИЗ для "Карелии"; я столкнулся с тем, что трудно изложить лучше, чем уже изложено…

  ПИСЬМО 17

Второй вопрос: изобретение - это устранение мысленного противоречия или действительного? Этот вопрос из-за того, что процесс изобретения Вы относите только к человеку или только к технике. Если процесс изобретения - это мысленный процесс, тогда противоречия могут быть…

  ПИСЬМО 18

Получил два Ваших письма по системам (05.04.98 и 14.04.98). То, что Вы упорно держитесь за определение технической системы, особых возражений не вызывает. Но почему Вы сосредоточились именно на технических системах?

  ПИСЬМО 19

Искусство обучения состоит в управлении выбором задач, а вовсе не в том, чтобы дать необученным слушателям трудные задачи.

  ПИСЬМО 20

Работа по развитию методики не дает мне возможности увеличить число собственных изобретений: я предпочитаю отдавать все интересные задачи, которые мне встречаются, на семинарах - для решения их участниками семинаров. Когда решают новые (а не учебные) задачи, больше интереса. Кроме того, это и для теории изобретательства важнее.

  ПИСЬМО 21

Вполне возможно, что удастся найти - если поискать - задачу, которая имеет два или три равноценных ответа и не поддается уточнению, отрезающему лишние ответы. Что ж, если такие задачи найдутся, их интересно будет исследовать, посмотреть - чем вызвано такое явление.

  ПИСЬМО 22

Нельзя оценивать работу режиссера по тому, сколько раз сам режиссер выступал в качестве артиста. Нельзя оценивать работу конструктора по тому, сколько раз он сам пилотировал самолет. Существуют три способа действительно серьезной проверки теории. Первый - …

  ПИСЬМО 23

Я пишу Вам не из-за беспокойства о приоритете. Методикой изобретательства я занимаюсь почти три десятка лет, мои книги переведены на многие языки. Статья Д.Плетнева - наивный плагиат. Меня беспокоит другое.

  ПИСЬМО 24

Видимо, целесообразно (во всяком случае, соблазнительно) перейти от несистемных рассуждений об идеальной машине, идеальном процессе и т.д. к анализу понятия об ИДЕАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ. Устройство, процесс (способ), вещество - это искусственные патентные понятия. Реально мы имеем дело с СИСТЕМАМИ.

  ПИСЬМО 25

Наконец, можно поговорить об учебнике.
Находка - использование плакатного материала. Он невольно отшлифовался почти до учебниковой точности. Вместе с тем, использование плакатного текста ставит меня в неловкое положение.

  ПИСЬМО 26

Итак, если я Вас правильно понял, имеются два тезиса:

- алгоритмизация творчества в науке принципиально трудна (или невозможна);
- алгоритмизация творчества в искусстве принципиально трудна
(или невозможна).

Системами в науке являются теории. Именно в них возникают и преодолеваются противоречия. Пример: смена геоцентрической системы мира гелиоцентрической.

Я не хочу сказать, что в алгоритмизации научного творчества нет трудностей и проблем. Просто Вы привели два соображения - и я ответил на них.

  ПИСЬМО 27

Как только мы переходим от того, чем сильна ТРИЗ, т.е. от решения задач, к общему трёпу о системах, о дереве целей и т.д. и т.п. - это брак, обман слушателей.

  ПИСЬМО 28

Для подготавливаемого семинара мне потребовалась нерешенная исследовательская задача - с ответом неизвестным ни мне, ни слушателям...

  ПИСЬМО 29

Уважаемый тов. редактор! Ваш журнал ввел рубрику "В блокнот фантаста". Это очень полезное начинание. Я сразу купил блокнот - и аккуратно переписываю туда соответствующие материалы.

В третьем номере журнала под рубрикой "В блокнот фантаста" опубликована статья М. Блантера "Ножной фонарик". Как Вы помните, конечно, речь там идет о будущем, "...когда станет реальностью передача энергии без проводов и без потерь. Быть может, тогда какой-нибудь рационализатор предложит использовать и объединять энергию произвольного движения всех людей планеты!"

...Вы понимаете, оставалась последняя возможность: счесть это шуткой и записать в блокнот под заголовком "ШУТОЧКИ"...

  ПИСЬМО 30

Сейчас точность и глубина анализа упираются в "единицы", которыми Вы оперируете. Это слишком крупные "единицы": человек, идея, изменяемая социальная структура. Можно развернуть каждую из этих трех основных единиц в цепочку…

  ПИСЬМО 31

В спорте я понимаю едва-едва, тут я в положении член-корра Лаврова, который на конференции (Академгородок, 1984) сказал: "Я не читал книг по ТРИ3, но выскажу свое мнение..." В спорте я ничего не понимаю, но выскажу свое мнение...

  ПИСЬМО 32

В "Указаниях по составлению заявки на изобретение" сказано, что устанавливаются две формы заявления в зависимости от того, кто является заявителем. Однако возникла ситуация, непредусмотренная "Указаниями". Я сконструировал машину, решающую изобретательские задачи. Эта машина - я назвал её "Эвротрон-2" - решила изобретательскую задачу. Кого указать заявителем и кого автором?

Я понимаю, что в первый момент эти вопросы могут показаться шуткой…

  ПИСЬМО 33

В материалах по жизненной стратегии творческой личности прослежен типичный случай. Правило, а правила, как известно, имеют исключения. Могут ли внешние обстоятельства помогать творческой личности? Да, могут, если творческая личность…

  ПИСЬМО 34

В процессе подготовки у инженера (впрочем, это начинается еще в школе) воспитывают почтение к точным терминам. Это - необходимо, чтобы не было путаницы и неясности при описании уже известных способов и устройств. Иными словами, точность терминологии - обязательное и полезное требование к нетворческому мышлению: есть вполне определенный объект и его следует описывать вполне определенными и адекватными объекту терминами. Но при решении творческой задачи…

  ПИСЬМО 35

И стали приезжать в Баку "ходоки за ТРИЗ". С 20 октября и по сей день - за два месяца - одиннадцать "наездов"! И тут же двое гостей (из Ставрополя и Чимкента). Приехали они в АзОИИТ, но сориентировались и "перебежали". Ну как было не заняться такими людьми…

  ПИСЬМО 36

С начала учебного года - страшный цейтнот: много новых школ, надо объяснять, помогать, снабжать материалами… и всё срочно. №№ 9 и 10 "ТиН" дали очень большой всплеск активности, я впервые растерялся и испугался - такой масштаб. Веду две группы в Баку, 12-го вылетаю в Пензу, 4/3 – начало семинара в Новосибирске, 16/5 - в Ярославле... Почти каждую неделю кто-то приезжает в Баку... И все это - сверх нормальной работы по ТРИЗ, которую нельзя бросать (я и в Пензу еду, главным образом, чтобы проверить новый АРИЗ-82-В, хотя еще не опубликован в "ТиН" АРИЗ-82-Б...).

  ПИСЬМО 37

Из письма преподавателя: "На третьем занятии я сформулировал понятие о веполе так. Веполь - это минимальная техническая система, состоящая из двух веществ и поля, обладающая функциональной полнотой (последние слова предложил в Кишиневе слушатель К., доцент Новосибирского электротехнического института). Однако при разборе задачи о молниеотводе оказалось, что веполь может состоять из двух полей и одного вещества. Пришлось выкручиваться."

Веполь следует отличать от вепольной формулы того, что дано по условиям задачи. В задаче о молниеотводе фактически два веполя: 1) Туча - молния - молниеотвод и...

  ПИСЬМО 38

Я узнал обо всем, когда создание Ассоциации стало свершившимся фактом. Конечно, создание Ассоциации будет способствовать повышению уровня преподавания ТРИЗ. Но хлопот добавится много...

  ПИСЬМО 39

От творчества часто ждут "нормальных ценностей": карьеры, славы, успеха и т.д. Между тем, творчество убыточно для человека (и выгодно для общества) - см. легенду о Данко. Награда за творчество - само творчество... Это надо учитывать при выборе пути.

  ПИСЬМО 40

Вновь "лоб в лоб" я столкнулся с этой проблемой в середине 80-х годов, когда отрабатывал - в рамках РТВ - тему "Сочинение сказок" (мультфильмов). На этот раз я не мог не заметить ясную (почти для каждого тризовца) мысль: параметры конструирования сказки должны быть согласованы с параметрами воспринимающей части этой системы – сознанием читателя. К сожалению, почти все сказки были написаны с прекрасным игнорированием этого правила.

  ПИСЬМО 41
Можно ли считать патентный фонд достаточной основой при работе над УФЭ (Указатель физических эффектов)? Мне кажется, патентный фонд - главная информационная база для любых "тризных" исследований.

  ПИСЬМО 42 

В ТРИЗ другой подход: достаточно иметь несколько десятков эффектов (их роль - служить иллюстрациями, примерами); увеличивать надо не число приемов (эффектов), а глубину их понимания, глубину проникновения в процессы развития технических систем.

  ПИСЬМО 43 

Разбор решения задачи 15 (ТиН №6-1980). Обратите внимание: уже здесь (пока еще не очень чётко) проявляется конфликт между двумя действиями. Нам надо, чтобы...

  ПИСЬМО 44 

В девяти случаях из десяти приключения мысли нельзя воплотить в романе, приключения мысли требуют новеллы или короткой повести. Многие неудачи с романами именно этим и объясняются. И впоследствии фантасты нашли способ постройки романоподобных сооружений из отдельных новелл. Можно вспомнить хотя бы "Я, робот" и "Марсианские хроники". Для "Звездных королей" (внешние приключения) отлично годилась традиционная форма романа. А для приключений мысли в "Я, робот" уже потребовалась цепь новелл.

  ПИСЬМО 45

Прилагаю замечания по решению задачи на морфанализ. Главное в морфанализе - выбор осей и запись элементов по осям. Тут всегда есть опасность что-то потерять: ось или элемент. Чтобы предотвратить потери, можно использовать вепольный анализ.

  ПИСЬМО 46

Вы правы: преподавать ТРИ3 трудно... Я машинально добавил, образуя ФП: и легко. Сначала мне показалось, что это игра слов, не больше. Потом сообразил….

  ПИСЬМО 47

В "Трех мушкетерах" и вообще в "мушкетёрской" серии описан "творческий коллектив", причем описан детально и в развитии. Вести исследование творческого коллектива можно на разных уровнях: от небольшой группы до почти общества (утопические поселения).

  ПИСЬМО 48

Что такое, скажем, система в балете? Что такое противоречие в географии? Что такое идеальность в биологии? Вся же работа - построение основ общей теории – займет многие годы… Но когда-то надо сделать первый шаг.

  ПИСЬМО 49

Видимо, в хореографии можно выделить разные базисные системы. Возможно, это глупость, но тянет к исходной системе «танцующий человек». Кажется, это интереснее системы «танец». Тогда легко понять, что такое би-система, полисистема, подсистема (движения рук, ног). Я просто хотел отметить, что очень важно удачно выбрать «систему» и что системы могут быть разные.

  ПИСЬМО 50

ДЦ (Достойная Цель – прим. Комарчевой Л.Д), конечно, формируется не сразу, Вы правы. В эксперименте достаточно, чтобы появились (проявились) первые признаки зарождения ДЦ. Начать можно, например, с относительно простых упражнений…

  ПИСЬМО 51

Никому не придет в голову привести человека на стадион и сказать: «А прыгни-ка ты на два метра или выше...» Все понимают: надо учиться прыгать. Никому не придет в голову вывести человека на ринг и сказать: «А влепи-ка ты этому Кассиусу Клею…» Все понимают: надо учиться влепливать. Почему же можно сказать человеку: «А нафантазируй-ка ты что-нибудь такое...» Надо учить фантазированию! Требовать можно лишь в той мере, в какой человек обучен приемам, методам, теории.

  ПИСЬМО 52

И всё стало ясно: не специалист по А, не специалист по Б, но если смешать А и Б, то… специалист… С одной стороны, это — неизбежно. «Метод рантирования» (точнее «метод превращения в рантье») — это типичная тенденция науки, особенно современной, когда за «науку» платят и вовсе не жгут на костре…

  ПИСЬМО 53

Азбучная истина: современное обучение (в любой области) должно строиться на сжатом, кратком освещении старых методов и на реальном, практическом освоении нового слоя знаний. Детали можно обсудить в перепис­ке. Сейчас важен главный вопрос - принимает ли редакция вызов?

  ПИСЬМО 54
Посылаю статью. О чисто ТРИЗном цикле в свое время уже шла речь: цикл отклонили под предлогом, что «это уже было». Поэтому я написал так, как заведомо не было.
  ПИСЬМО 55

Taк обстоит дело с проблемой "темники - теория изобретательства". Прошу прощения за длинное письмо. Само по себе использование темников для меня столь же естественно, как для врача применение йода. Но раз зашел об этом разговор, стоит подумать о будущем…

  ПИСЬМО 56

Нужно взять сотни индивидуальных методик, синтезировать из них рациональную методологию, ввести коррективы /не на любительском, а на профессиональном уровне/, диктуемые психологией и закономерностями развития техники. И тогда получится первый вариант алгоритма /АРИЗ/. Потом надо испытать этот вариант на нерешенных задачах из разных областей техники, попробовать обучать людей - и, внеся выявленные этой практикой коррективы, получить второй вариант. И так проделать раз тридцать, чтобы придти к АРИЗ-68

  ПИСЬМО 57

В декабре - в ходе занятий - я покажу слушателям, как ведется отыскание технических противоречий. Не сомневаюсь, что все освоят эту технику. И повода для дискуссии не будет. Останется только повод для делового разговора о том, как организовать работу секции, чтобы впредь вести действительно нужные обсуждения…