© Альтшуллер Г.С. Теория и практика решения изобретательских задач; под ред. Г.С. Альтшуллера - Горький: 1976. - С. 178-181.
О ЛИЧНОЙ КАРТОТЕКЕ
На первых этапах изучения ТРИЗ серьезной помехой является привычка решать задачи методом проб и ошибок. У изобретателя возникают различные варианты решения, отвлекающие от планомерного исследования задачи. Нередко появление этих вариантов воспринимается как "осенение", "озарение", "интуиция" и т.д. Фактически же обычно срабатывает аналогия: новая задача сопоставляется с одной из старых задач, решение которой уже известно. Критерием выбора аналога является внешнее сходство. Если новая задача решается на первом-втором уровне, внешнее сходство нередко оказывается достаточно надежным критерием подобия. Но при решении задачи третьего и более высоких уровней внешнее сходство перестает быть действенным ориентиром. Чтобы использовать аналогию при решении сложных задач, необходимо вести подбор задачи - аналога, основываясь на подобии технических противоречий.
Очень сильным критерием является также подобие вепольных ситуаций; самые разные задачи решаются одинаково, если исходные вепольные ситуации подобны.
АРИЗ не совместим с плохими "озарениями", основанными на внешней аналогии. Но хорошие "озарения" отнюдь не противопоказаны АРИЗу. Наоборот, обнажая внутреннюю суть задачи, АРИЗ создает предпосылки хороших "озарений".
Эффективность этих "озарений" зависит от фонда проанализированных ранее задач. При изучении АРИЗ изобретатель получает обычно не менее 100-150 сильных (т.е. могущих служить хорошим аналогом) задач и примеров. Однако это только основа личного информационного фонда.
Изобретателю необходимо иметь и постоянно пополнять личную картотеку; например, рассмотрим а.с. 186918 "Устройство для цементных заливок скважин, выполненное из заливочных труб с пакером, отличающееся тем, что с целью исключения аварий по причине прихвата нижнего конца труб цементом, оставшимся в стволе скважины, подпакерная часть заливочных труб выполнена из легко разбуриваемого материала".
Цемент, затвердевая, прихватывает нижнюю часть трубы, по которой этот цемент подают. И вот возникает остроумная идея: сделаем нижнюю часть трубы из фанеры. Прихваченная цементом она легко оторвется, причем оставшаяся в скважине часть трубы не помешает продолжать бурение.
Имея в картотеке такую информацию, нетрудно правильно решить приведенную в третьем разделе задачу об опалубке бетона. Тут отчетливо видно полное подобие ФП. Остается только сделать вывод о подобии решения.
Хорошая картотека - не только "блок памяти". Собранные вместе факты, сведения и т.п. с какого-то момента вступают во взаимодействие. При этом выявляются новые закономерности, появляются новые идеи. Картотека выполняет роль своеобразного реактора, в котором сталкивается и взаимодействует информация.
КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ НАДО ОТБИРАТЬ В КАРТОТЕКУ?
Прежде всего, сведения о сильных (неожиданных, остроумных) решениях технических задач. Пример: "Этот способ разработан на опытной базе Софийского университета под руководством проф. Здравно Гунчева. Семена плодовых деревьев сажают по три в каждую ямку так, чтобы стебельки вышли пучком. Через два месяца после прорастания из каждой тройки оставляют лучший, а остальные обрезают. Корневые системы, оказавшиеся без наземной части, соединяют с проростком. Получая от корней утроенное количество воды и питательных веществ он растет невероятно быстро" ("Знание - сила", N 6, 1965 г., стр. 23).
Отчетливо виден прием объединения. Но тут есть явно что-то и кроме этого приема. Ведь описанная процедура "хитрее": сначала каждый объект действует сам по себе, а потом три корневые системы начинают работать на одну наземную часть. Может быть, это частный случай какого-то общего сильного приема? Может быть, это можно применить в технике?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала накопить в картотеке другие подобные примеры. Надо собирать примеры технических задач, основанные на использовании физических эффектов и явлений. В принципе, каждый эффект имеет бесчисленное множество потенциальных применений. Собранные примеры могут находить сильные решения новых задач.
ПРИМЕРЫ:
А.с. 266029: Магнитная муфта скольжения, отличающаяся тем, что, с целью автоматического включения муфты при заданной температуре, она снабжена шунтами, выполненными из материала с точкой Кюри, соответствующей заданной температуре, а корпус изготовлен из материала с точкой Кюри, соответствующей выше заданной. Точка Кюри сама включает и выключает проводник! Без всяких устройств. Идеальное решение. Если в картотеке есть такой пример, совсем нетрудно решить задачу о борьбе с обледенение линий электропередач. "Идеальная" "самовключалка" может пригодиться и во многих других случаях.
Собирать надо информацию о новых веществах с интересными свойствами. Пример:
А.с. 412397: Применение монокристалла сплавов "медь-алюминий-никель" и "медь-алюминий-марганец" в качестве твердого рабочего тела для преобразователей тепловой энергии в механическую путем изменения его упругих свойств при колебании температуры.
Вещество, которое умеет превращать тепловую энергию в механическую, найдет массу сильных применений. Естественно, особое внимание изобретатель должен уделять подбору информации, прямо или косвенно относящейся к его специальности.
В картотеку должны отбираться также:
- сведения об интересных нерешенных (или плохо решенных) задачах;
- примеры (любые) по типовым приемам устранения технических противоречий;
- примеры на вепольные решения.
Вообще, в картотеке могут "заиграть" самые странные наборы фактов. Предположим, вы собираете информацию о каналах Марса, сигналах с Марса и т.д. Чепуха? Но когда набор составит 100-200 единиц, вы обнаружите интересную закономерность: на Марсе "открывали" то, что незадолго до этого вызывало усиленный интерес на Земле. Например: каналы на Марсе были "открыты" после постройки Суэцкого и Панамского каналов, а обнаруженные в 50-е годы "яркие вспышки" отождествляли со взрывами атомных бомб. Наблюдатели видят то, что в данный момент "сильно звучит" в социальной ситуации. Это уже любопытный вывод. Его можно, например, проверить на эволюции гипотез о Тунгусском метеорите. Начинает выявляться интереснейшее направление науковедческого исследования.
Источником информации являются, прежде всего, бюллетени изобретений. Следует регулярно читать журнал "Изобретатель и рационализатор". Богатейшим источником информации является реферативный журнал. С каждым годом в них увеличивается количество реферируемых патентов, авторских свидетельств. Много интересной информации в журнале "Химия и жизнь" и др. научно-популярных журналах. Очень полезно регулярно просматривать какой-то журнал не по своей специальности. Скажем, для химика - журнал "Морской флот". В нем много общедоступной информации, позволяющей почувствовать тенденции развития проблем и задач чужой отрасли. А это способствует лучшему пониманию проблем своей отрасли. Форма хранения собираемой информации на первых порах (если собрано не более 500 - 700 вырезок, выписок и т.д.) не играет особой роли. Предпочтительно, чтобы информация в четком виде - в виде вырезок или отпечатанная на машинке - была на перфокартах. Совершенно необходимо отметить - где взята та или иная информация. Для журналов - год, номер, страница. Для книг - автор, название, год издания, издательство, страница.
|