© Альтшуллер Г.С., 1975 О ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ НА ВТОРОМ КУРСЕ АзОИИТ
В числе факультативных предметов в учебную программу "АзОИИТ" входит небольшой курс "основы информатики". Времени на этот курс отводится мало - всего 18 часов. В порядке эксперимента было решено основное внимание сосредоточить на разделе втором темы 3 - на технике реферирования.
Вызванно это тем, что по другим разделам курса имеется обширная литература. Достаточно одной-двух обзорных лекций; при желании слушатели могут обратиться к книгам. Иначе обстоит дело с реферированием: здесь нужна длительная практика.
Умение хорошо составлять рефераты постепенно становится необходимостью. Многие издательства и редакции требуют, чтобы вместе с рукописью книги или статьи были представленны и их рефераты. Особенно необходимо умение реферировать для изобретателя, организующего свой труд в соответствии с принципами АРИЗ: чтобы вести картотеку, надо уметь реферировать научные и технические статьи, патентную информацию и т.д. Наконец, реферирование вырабатывает умение лучше понимать прочитанное, умение выделять и четко формулировать главное в прочитанном тексте.
Сначала для слушателя были изложены общие правила реферирования. Реферат должен быть некритическим информационным резюме существенного содержания и выводов статьи. Он должен быть понятным сам по себе, без обращения к оригиналу, хотя и не предназначен заменить оригинал. Реферат должен быть краток /желательно не более 3% оригинала/, написан полными предложениями, а не телеграфными фразами.
Объем реферата в среднем не более 100-200 слов. Его площадь, по международному соглашению, не более 100 кв.см.
На первых порах, как показали занятия в "АзОИИТ", слушатели пытаются вместо рефератов составлять конспекты. В чем разница? Конспект - это более или менее равномерное сокращенное изложение статьи, лекции и т.п. Грубо говоря, в конспекте страница оригинала превращается в абзац, а абзац - в одну фразу. Конспект часто ведут прямо по ходу лекции или непосредственно в процессе чтения. Реферат - в отличие от конспекта - не является механическим сокрашением. Для составления реферата надо рассмотреть весь реферируемый материал, выделить главные положения и найти для них краткие и емкие формулировки. Таким образом, реферат требует творческой переработки оригинала.
Слушателям были показанны удачные рефераты из различных реферативных журналов, а затем были розданы /в виде вырезок из реферативных журналов/ образцы хороших рефератов.
Каждый слушатель получил индивидуальное домашнее задание: сделать реферат статьи. Одновременно с бланками были розданы статьи в виде отдельных страниц из журналов "ИР", "Вопросы изобретательства", "Техника молодежи" и т.д. Выбирались статьи, интересные по содержанию и по объему не превышающие 1-2 журнальных страниц.
Вот пример хорошо выполненного домашнего задания - реферировалась статья из журнала "Техника - молодежи".
Л. Скрягин "Гончие псы океана"
Описана история возникновения клиперов - быстроходных парусных судов, появившихся в середине 19 века. В 1840 году молодой судостроитель из Нью-Йорка Джон Гриффитс построил судно "рейнбоу" с очень острыми и вогнутыми в носовой части ватерлиниями. Наибольшая ширина была отнесена далеко в сторону кормы, а поперечное сечение корпуса ниже ватерлинии по форме приближалось к треугольнику. Очень устойчивые клиперы могли нести много парусов и развивали огромную скорость. Так, скорость "рейнбоу" составляла 18 узлов - выше, чем у всех других парусных кораблей.
Наибольшее распространение клиперы получают в 1847 году в период "золотой лихорадки" в Калифорнии.
Самым быстроходным оказался клипер "Champion of the seas", он развивал скорость не менее 20 узлов.
В статье описана также история клиперов английской постройки - "Фермопилы" и "Катти Сарк".
После нескольких домашних заданий реферирование стало применяться на занятиях: с декабря 1974 года каждое занятие по методике изобретательства заканчивается обязательным составлением реферата по содержанию занятия.
Практика показала, что это чрезвычайно удачная находка. Слушатели осваивают технику реферирования на материале методики изобретательства. Зная, что занятие обязательно должно завершиться написанием реферата, слушатели с большим вниманием воспринимают преподавателя, активнее работают, задают вопросы, стараются докопаться до сути дела. А преподаватель по рефератам видит, как поняли слушатели сказанное им, как освоили материал.
Вот пример такого реферата:
Ю. Хотимлянский. Лекция "Энергетический" подход к анализу технических систем".
Цель техники, технических систем заключается в преобразовании энергии /или информации/. Преобразования бывают трех типов: по виду, по направлению и по программе. Основной закон функционирования технических систем состоит в том, что должен быть сквозной проход энергии через все элементы системы. Нарушение этого закона приводит к возникновению изобретательских задач: так, в задаче 1-00 /определение момента падения груза в сейфе/ имеются разные энергетические цепи /на выходе нет энергии/, и следовательно, решение должно состоять в устранении разрыва: падение груза должно вызвать падение сейфа.
Совместно со слушателями проанализирована также задача о светокопировальной машине.
Составлению рефератов целесообразно учить во всех школах изобретательства, начиная с первого курса. После 3-4 занятий надо давать домашние задания по реферированию, а после 7-8 занятий - вводить реферирование в аудитории по теме занятия.
Г. Альтшуллер.
|