Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Альтшуллер Г.С., 1977
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Со времени появления первых модификаций АРИЗ накапливается информация об ошибках при решении изобретательских задач. За последние годы, благодаря расширению системы обучения, информация об ошибках накапливалась особенно интенсивно. Многие ошибки, связанные с использованием той или иной модификации АРИЗ, уже рассматривались в различных учебно-методических материалах. Многие ошибки уже сняты переходом к АРИЗ-77. И все-таки представляется интересным дать "опись типичных ошибок" - до решения, в процессе решения, после решения. Такой список полезен, прежде всего, для слушателей: знание типичных ошибок может в отдельных случаях уберечь от них. Список нужен и преподавателям ТРИЗ: в идеальном случае полный курс обучения должен дать навыки "несовершения" всех ошибок. Имея список, удобно корректировать программы и ход занятий. Список нужен и разработчикам ТРИЗ: теория должна иметь средства преодоления всех ошибок, не только тех, от которых защищает АРИЗ. Да и имеющиеся средства защиты могут быть развиты.

В сущности, список типичных ошибок представляет собой "антиплан" развития ТРИЗ: каждая ошибка дает исследовательскую тему, как преодолеть эту ошибку. Начинать работу нужно с накопления примеров. Годятся любые примеры: ошибки крупные и мелкие, ошибки в любом виде творчества. Накопленные примеры желательно помещать в выпусках сводной картотеки. Понятие "ошибка" следует трактовать в самом широком смысле слова: ошибкой, например, является не только неправильное действие, но и отсутствие действия. Подбор новых примеров и выявление неучтенных пока ошибок помогут откорректировать список.  Нынешний список - первое приближение.

СПИСОК ТИПИЧНЫХ ОШИБОК В ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

1. Не ведется подготовка к решению задач.

2. Нет желания решать задачи.

3. Человек хочет решать задачи, но боится.

4. Человек не знает о задаче, которую он мог бы решить.

ПРИ ВЫБОРЕ СИТУАЦИИ И ПЕРЕХОДЕ ОТ СИТУАЦИИ К ЗАДАЧЕ

5. Взята ненужная ситуация. Здесь чаще всего два случая: взята ситуация, связанная с системой А-2, хотя предшествующая система А-1 сохранила значительные резервы развития, т.е. взята слишком преждевременная проблема; второй случай - взята ситуация, относящаяся к изжившей себя системе А1 (надо брать ситуацию, относящуюся к системе А-2).

6. Ситуация нужная, но задача выделена неверно.

7. Взята прямая задача, а надо решать основную обходную. И наоборот: взята обходная задача, хотя проще решать прямую. Ошибка похожа на ошибку 5, но действие происходит на уровне задачи, а при ошибке 5 - на уровне ситуации.

8. Взята уже решенная задача.

9. Взята неразрешимая задача.

10. Условия задачи содержат ненужные ограничения.

11. Условия задачи не содержат нужных ограничений и требований. Поэтому нет четкого представления о техническом противоречии - сути задачи.

12. Условие задачи не содержат "поправки на время".

13. Взята задача, для понимания которой необходимы специальные знания, отсутствующие у изобретателя, причем приобретение этих знаний, по тем или иным причинам, невозможно или слишком затруднительно.

14. Взята задача, для решения которой необходимы знания в области слишком чуждой изобретателю.

15. Задача понятна и решена, но изобретатель начал решение, не разобравшись в задаче. Следствием часто являются ошибки 7-12.

16. Сбор ненужной дополнительной информации.

В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ

17. Привязанность к традиционному пути решения, в частности к привычным житейским аналогам (предположим, задача заключается в том, чтобы удалить жидкость с пористого вещества. Житейский аналог - выжать губку. Задачу решают в этом направлении. Между тем "выжимание" хорошо для удаления избытка жидкости. После удаления избытка "выжимание" может удерживать жидкость, не давая ей уйти из пор). Эта ошибка часто является следствием ошибки 6.

18. Процесс решения оборван на середине (пример - из-за того, что задача показалась неподдающейся).

19. Привязанность к исходному образу объекта. Фактически это следствие ошибки 10: введено ненужное ограничение - не менять существенно сам объект.

20. Обратная ошибка (следствие ошибки 11): ответ связан с излишними изменениями прототипа.

21. Привязанность к заданному моменту времени, прямо или косвенно указанному в условиях задачи, хотя задачу можно решить ДО или ПОСЛЕ этого момента, используя, например, принцип предварительного исполнения.

22. Нет четкого представления об идеальном решении (ИКР). 0шибка при использовании АРИЗ. В других методах нет направленных действий, поэтому отсутствие направленности на ИКР там не является ошибкой.

23. Нет направленности на преодоление технического противоречия. Развитие ошибки 11.

24. Нет ясного понимания физического противоречия. Ошибка при использовании АРИЗ.

25. "Перепрыгивание" в процессе поисков решения с одного элемента рассматриваемой системы на другой. Тоже типичная ошибка при использовании АРИЗ, хотя в АРИЗ-77 возможность такой ошибки сведена до минимума. Если задача решается перебором вариантов, "перепрыгивание" является нормой, приемом, методом.

26. Задача, которую можно решить прямым использованием стандартов, решается "по шагам". Тоже "аризная ошибка".

27. Неверный выбор элемента технической системы. Следствие ошибок 6-7 и 10-11.

28. Ответ привязан не к тому полю (все верно, но поле должно быть иным).

29. Ответ привязан не к тому агрегатному состоянию объекта (его части).

30. Ответ не получается из-за отсутствия знаний по физике, химии, знаний о свойстве материалов и т.п. Следствие ошибки 14.

ПРИ ОЦЕНКЕ ОТВЕТА

31. Неумение принять частный ответ.

32. Неумение принять более общий ответ.

33. Неумение увидеть, что получен ответ на другую задачу, подчас более важную.

34. Принятия ответа, который не дает преодоления технического противоречия или заменяет одно противоречие другим. Развитие ошибок 11 и 23.

35. Принятие ответа, который не устраняет физического противоречия. Эта ошибка часто является причиной ошибки 34. Разумеется, ошибка 35 относится только к действиям "аризных" изобретателей.

ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИИ

36. Не закреплен приоритет. (Не подана заявка на изобретение, или не проявлено должного упорства при защите заявки; нет публикации.)

37. Правильный ответ остается голой идеей, дальнейшая разработка не ведется.

38. Плохое конструкторское оформление изобретения.

39. Не сделана модель изобретения, хотя есть возможность ее сделать.

40. Нет желания или умения бороться за реализацию. (В отдельных случаях мгновенное внедрение может и не быть целью изобретателя. Но почти всегда есть необходимость в "информационном" внедрении - во избежание ошибки 36.)

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

41. Не проанализирован ход работы, не выявлены ошибки, не сделаны выводы на будущее.

42. Найденный конкретный результат не осмыслен в общей форме, принцип ответа не превращен в иструмент (прием для решения других задач). Развитие ошибок 32-33.

1977 г. Г. Альтшуллер