Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать









   

Петрозаводский семинар, июль 1987

© Альтшуллер Г.С., 1987
ТРИЗ: ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К МАССОВОМУ ВНЕДРЕНИЮ
КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ

1. ОСОБЕННОСТИ НЫНЕШНЕЙ СИТУАЦИИ

КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ СИТУАЦИИ

Прошли два года после предыдущего петрозаводского семинара. Изменились и продолжают изменяться внешние условия, в которых развивается ТРИЗ. В стране идет перестройка. Между тем разработка и внедрение ТРИЗ сохранили, в основном, доперестроечный характер.

40 лет наша работа велась как научно-исследовательская. Да, мы вели обучение, но это было экспериментальное обучение преимущественно с целью испытания новых разработок по теории. Мы создавали новые инструменты для решения изобретательских задач и опробовали эти инструменты. Замечания шли к тем, кто вел разработку, и создавались новые, более совершенные инструменты, накапливался опыт их применения. И цикл повторялся. В результате быстро развивалась теория, совершенствовались ее инструменты, шлифовалась методика экспериментального обучения. Но массового внедрения не было.

Днепропетровский народный университет первый выпуск сделал в 1973-м году. Тогда почти вся теория вмещалась в алгоритм АРИЗ-71. С тех пор сменилось множество модификаций АРИЗ - вплоть до нынешнего АРИЗ-85-В, возник вепольный анализ, появилась система стандартов на решение типовых задач, заложены основы информационного фонда... ТРИЗ превратилась в ТРТС, теорию развития технических систем. Рядом с ТРТС выросли первые этажи ТРТЛ, теории развития творческой личности. А университет выпускает по-прежнему около 40 человек в год. Я не виню ДНУНТТ, я просто констатирую факты. Основные усилия были сосредоточены на разработке теории и ее новых инструментов и на организации небольшого по масштабам экспериментального обучения. Мы пробовали - и не раз - перейти от экспериментального обучения к массовому, так сказать, промышленному обучению […].

Массовое внедрение ТРИЗ могло начаться 15 лет назад.

К 1973 г. - после первого двухгодичного выпуска АзОИИТ, после первого учебного года Днепропетровской школы было все необходимое, чтобы приступить к началу массового внедрения ТРИЗ - регулярной подготовке квалифицированных преподавателей. Но те, от кого это зависело, в упор не видели ТРИЗ. Не видели людей, занимающихся разработкой и внедрением ТРИЗ. Характерный пример. В реферативном журнале "Организация управления экономикой" в 1984 году появился обширный реферат статьи об алгоритме решения изобретательских задач. Вот первые строки реферата (сама статья напечатана в чешском журнале): "Приведено описание новой версии алгоритма решения изобретательских задач АРИЗ-77, разработанной в НИИ машиностроительной технологии и экономики ЧССР..." Разумеется, НИИ машиностроения не при чем: в чешском журнале - во многих номерах - печатались информационные статьи о ТРИЗ, готовил эти статьи Вл. Достал, преподаватель ТРИЗ. Но ведь насколько благозвучнее такой вариант: АРИЗ чинно и благородно создан за рубежом, можно спокойно перенимать...

Разработчики и преподаватели ТРИЗ, выпускники наших школ неоднократно обращались в высшие инстанции. Письма пересылались в Госкомизобретений и тихо гасли: чиновники охотно поехали бы за рубеж перенимать опыт, но ТРИЗ, как назло, был создан в нашей стране - престижные командировки не предвиделись... Однажды очередное письмо было переслано не в Госкомизобретений, а в ГКНТ. Там внимательно все изучили […].

Совещание, намечаемое Госкомизобретений, до сих пор не проведено...

Массовое изобретательство существовало без ТРИЗ. Теория, направленная на получение принципиально новых, сильных решений, использовалась в мизерных масштабах. Все было прекрасно и без теории: росло количество выдаваемых авторских свидетельств, росло число авторов - с галочками и цифрами на отчетных бумагах все было великолепно. 27 июня с.г. "Известия" отметили в обзоре писем: "Госкомизобретений, - пишут новаторы, - видится безмятежным островом в бурном море перестройки". На этом острове никого не волновало, что изобретения катастрофически мельчают. Вот данные, сообщенные в 1985 г. представителем Комитета, выступившим перед слушателями ВГКПИ […].

В этих условиях (ныне их называют застойными) целесообразно было сосредоточить силы - небольшие силы самоотверженно работающих энтузиастов - на разработке теории и экспериментальном обучении. К счастью, для развития ТРИЗ не нужны синхрофазотроны и тому подобное громоздкое и дорогое оборудование. Нужна патентная литература - она доступна. Нужны несколько сильных школ или семинаров - это тоже не проблема. И нужна стойкость - против непонимания, безразличия, клеветы, глупости. Все это есть - и 40 лет ТРИЗ энергично развивалась, не зная застойных явлений.

Обособленное, но стремительное развитие ТРИЗ - интереснейшее явление, заслуживающее вдумчивого научного изучения. Тут все своеобразно: тактика и стратегия, технология и социология. Притяжение новизны, обаяние творчества вовлекало в сферу ТРИЗ сотни людей, они примыкали к разработке и преподаванию, вдохновенно говорили о своей увлеченности делом... и вскоре уходили из ТРИЗ, отдавая предпочтение рутинным, но менее трудным и лучше оплачиваемым путям. В сумме на подготовку этих людей был затрачен громадный труд - он, в основном, пропал. Это плохо. Но диалектика развития своеобразна: уходили не только слабые, в первую очередь ТРИЗ отторгала глупцов, болтунов, карьеристов... И это хорошо, это чертовски хорошо! Выигрыш от этого много больше проигрыша.

2. РЕШАЮЩЕЕ ЗВЕНО - ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Впереди - массовое внедрение.

Да, 40-летнее развитие ТРИЗ заслуживает изучения. Но сегодня разговор о другом. Теория, ее инструменты развиваются нормально - опережая развитие потребностей. Быстрыми темпами и с опережением развивается экспериментальное обучение - малое внедрение. Но в стране началась перестройка. Вскоре возникнет и будет быстро нарастать общественная потребность в массовом, большом внедрении.

Повышение качества обучения необходимо и возможно.

Для расширения масштабов внедрения ТРИЗ нужно наладить выпуск хорошо подготовленных преподавателей. Только наладив подготовку сильных преподавателей, могущих в свою очередь готовить сильных преподавателей, мы получим цепную реакцию, необходимую, чтобы в короткие сроки перейти от малого внедрения к большому.

Необходимо резкое повышение качества обучения. Это необходимо и для лучшей подготовки тех, кто непосредственно будет применять ТРИЗ для решения производственных задач.

Надо подчеркнуть: есть не только необходимость в коренной перестройке обучения специалистов и подготовке преподавателей. Есть объективная возможность такой перестройки. Тут надо отметить, прежде всего, два обстоятельства:

1. Многолетнее экспериментальное обучение, работа начальных школ ТРИЗ, пять лет регулярных публикаций в журнале "Техника и наука", 12 лет публикаций в "Пионерской правде" (в последние годы - и в других пионерских и молодежных газетах), выход ряда книг - все это создавало начальную информированность о ТРИЗ.

Пример:

Сердар Кармамедов (Ашхабад)

Руководители ВОИР, которые в 1974-м закрыли ОЛМИ за инициативу в создании нескольких школ методики изобретательства, в 1986-м разослали в республиканские, краевые и областные советы ВОИР письмо: решено за пятилетку перевести всю сеть ОИПов (их свыше 80-ти) на обучение методам технического творчества. Учебная программа хлипкая - не обучение методам, а упрощенное ознакомление, - но многие слушатели после первоначального обучения потянутся к книгам, пойдут в школы ТРИЗ. В этом ключе работают и семинары ВГКПИ. Со страшным опозданием, на низком уровне, но Госкомитет и ВОИР стали знакомить изобретателей и патентоведов с существованием МТТ и ТРИЗ. Можно уверенно прогнозировать быстрый рост начальной информированности о ТРИЗ. Это создаст постоянно растущую потребность в серьезном обучении ТРИЗ, позволит строже отбирать слушателей, предъявлять к ним в процессе обучения более высокие требования.

2. Все годы мы вели занятия без учебников, порой не было даже возможности дать каждому слушателю тексты АРИЗ и стандартов. В последние годы вышел ряд книг по ТРИЗ, а главное - предстоит выход других книг. Это, к сожалению, не учебники, но все-таки они дадут возможность перевести ряд аудиторных занятий в занятия домашние. Высвободится много аудиторного времени: программа сможет фактически вместить значительно больше, чем сейчас.

Даже самые большие учебные программы давно перестали вмещать весь инструментарий ТРИЗ. Активно применяется не более 1/3 инструментов ТРИЗ. Еще 1/3 бегло упоминается - и все. А 1/3 и вовсе не упоминается. Остающиеся в тени 2/3 инструментов лишь чуть слабее активно используемой 1/3. Просто на них нет времени... Теперь появляется возможность - за счет использования книг - сделать программы более емкими, повысить коэффициент использования ТРИЗ.

Тут есть важный вопрос. Простаивают, прежде всего, те инструменты, применение которых требует тренировки, регулярных упражнений. Семинары последних лет имеют крен - дают, в основном, знания, а не навыки и умения. Сейчас появилась возможность приступить к выправлению этого крена.

Высокое качество обучения - путь к интенсификации разработки ТРИЗ.

Разработка ТРИЗ сейчас опережает внедрение. Можно сказать: опережает с избытком. Но при перестройке обучения избыток этот будет быстро задействован. Нужно уже сейчас думать об ускорении темпов разработки ТРИЗ. Решение этой проблемы зависит от подготовки новых разработчиков. То есть опять-таки вопрос упирается в повышение качества обучения.

3. ЧТО ЭТО ТАКОЕ - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ?

Не делать грубых ошибок.

Как ни странно, до сих пор не изжито представление, что обеспечить эффективность обучения можно каким-то одним простым приемом. Недавно умный и опытный преподаватель радостно сообщил в письме, что найден новый прием: надо предложить слушателям разобраться - лженаука ТРИЗ или не лженаука. Это, мол, втягивает слушателей в активное обсуждение, каждому приятно быть следователем или судьей... Я попытался объяснить, что это дает не то оживление, которое необходимо для основательного изучения ТРИЗ. Ну, установят слушатели, что ТРИЗ - не лженаука: что из этого? Существует много наук, почему надо слушателям изучать именно ТРИЗ? Преподаватель, не утруждая себя доказательствами, повторил: прием хороший. И добавил: правда, он нашел еще более сильный прием. Надо подавать ТРИЗ как черную магию, людям свойственна тяга к чертовщине!..

У нас есть средства для первоначальной ориентировки слушателей: книги, справка "ТРИЗ", многочисленные материалы по эффективности обучения. Надо их использовать. И работать с теми слушателями, которые заинтересовались ТРИЗ. У преподавателя есть право на отбор слушателей. Такое право существует при преподавании любого предмета. Но нет права на шаманство, на маскировку науки под занимательную черную магию.

Грубые ошибки разнообразны. Избежать грубых ошибок - значит выполнять рекомендации материала "Как вести занятия". Материал несколько раз копировался и рассылался. К новому учебному году пополним и обновим текст, снова начнем рассылку.

Что такое повышение эффективности обучения?

Нет четких формулировок - что такое эффективность обучения и в каких единицах ее измерять. У нас нет возможности остановиться и посвятить несколько десятков лет проработке этих вопросов. Будем исходить из простых практических соображений:

1. Есть сумма знаний по ТРИЗ, необходимо - за сравнительно короткий срок - возможно полнее передавать эти знания аудитории, которая готова послушать "про творчество", но, мягко говоря, не рвется к длительной и напряженной учебе.

2. Поскольку предмет обучения - творчество, мало дать определенный (пусть даже большой) объем знаний. Нужно воспитать творческий стиль мышления, творческое поведение, наконец, основы творческой жизненной стратегии.

Учебная программа, скажем, на 144 часа (месяц с отрывом от работы или год занятий раз в неделю без отрыва от работы), и две труднейшие задачи - вместить в этот срок обучение объемом часов на 600-800 и перестройку стиля жизни, включая переоценку жизненных ценностей, смену жизненных целей. Невозможно совершить невозможное. Чудес не бывает. Нельзя растянуть 144 часа месячного семинара в 4-5 раз. Но можно за 144 часа дать мощный, нет, мощнейший импульс, под воздействием которого слушатели сами - уже после семинара - "доберут" недостающие часы. Отсюда третье соображение:

3. Важнейший показатель обучения - сила, с которой слушатели "прикипают" к ТРИЗ, их готовность и умение работать над ТРИЗ после семинара, обеспеченность необходимыми для этого материалами.

Может быть, это самый важный показатель эффективности обучения. Он интегрален - включает в себя другие показатели.

Готовить к творчеству - значит готовить к счастливой, но очень трудной работе.

Главный барьер, который приходится преодолевать преподавателю ТРИЗ - это представление о том, что методы технического творчества должны дать простое средство, позволяющее без всякого труда получать творческую продукцию. Для обывателя формула "хорошего" творчества выглядит так: минимум усилий, максимум вознаграждения, притом немедленного вознаграждения: материального, морального, всякого... Это представление получило широкое распространение в, казалось бы, необывательских кругах - научных, технических, производственных, управленческих и т.д. Преподавателю ТРИЗ надо ясно видеть направления приложения главных воспитательных усилий: 1) необходимо буквально на каждом занятии показывать, что ТРИЗ закономерно становится сложнее и сложнее и 2) необходимо постоянно показывать, что главное вознаграждение от творчества - сам процесс творчества (это не отказ от материальных факторов, пусть они остаются, просто не надо рассчитывать на них главным образом: будет материальное вознаграждение - хорошо, не будет - ладно, обойдемся.

В распоряжении преподавателя обильные материалы - картотека биографий, материал по качествам творческой личности, деловая игра "Жизненная стратегия творческой личности". Нужно максимально использовать эти материалы, имеющие большой воспитательный потенциал.

4. ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ ЗАДАЧА - РАЗРАБОТАТЬ
КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО ТРИЗ

Использовать книги в качестве учебных пособий.

Как и 20 лет, и 10 лет назад у нас нет комплекса полноценных учебных пособий. Но есть книги - и число их в ближайший год еще увеличится […].

О КНИГАХ

Нужен комплекс новых учебных пособий по ТРИЗ.

Настало время коллективными усилиями подготовить полный комплекс учебных пособий по ТРИЗ. Средняя книга - это примерно 200-250 машинописных страниц. По содержанию книга - введение в курс ТРИЗ, дополнение к курсу. Иначе я представляю себе комплекс учебных пособий. Это примерно 20-25 работ, каждая объемом от 50 до 200 машинописных страниц, причем по содержанию работы должны представлять собой практические учебные пособия по всем разделам ТРИЗ: неалгоритмическим методам, психологическим операторам (оператор РВС и т.д.), законам развития технических систем, практике применения стандартов, практике применения АРИЗ, развитию творческого воображения, использованию физэффектов, химэффектов, геомэффектов, развитию творческих качеств личности, обзору литературы по ТРИЗ и т.д.

Что должен дать комплекс пособий?

Слушателям:

  • возможность освоить не 1/3, а, скажем, 9/10 инструментария ТРИЗ;
  • возможность без спешки вникнуть в тонкости работы инструментов ТРИЗ.

Преподавателям:

  • возможность строить курс не по принципу “наспех обо всем", а сосредоточить внимание на главных, по его мнению, разделах;
  • приобрести в процессе работы над одним из пособий некоторые навыки исследовательской и, так сказать, "писательской" работы";
  • обновить и пополнить фонд учебных задач.

Разработчикам:

  • изложить то новое, что накопилось за последние годы;
  • заново просмотреть весь фронт ТРИЗ, увидеть "белые пятна" - проблемы, которые можно и нужно исследовать.

Системе ТРИЗ:

  • возможность отбирать лучшие пособия для издания в качестве брошюр и книг […].

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание комплекса пособий, точнее создание комплекса пособий, книг, брошюр - главная задача подготовки к массовому внедрению. Точнее, сегодня это главная задача. Разумеется, не единственная задача. Есть и другие. Создание учебного печатного комплекса - работа не вместо других дел, а сверх этих дел. Мы обсудим на семинаре и другие дела. Но первоочередное дело сейчас - создание современного, полного, практически работоспособного комплекса учебников.

Это большая и многоэтапная работа: подготовка текста - опробование в одной или нескольких школах - копирование (ротапринтное) для всех школ ТРИЗ - наконец, издание типографским путем в издательствах. К каждому звену этой цепи надо добавить: "и корректировка". Машинописный текст - и корректировка, ротапринтный текст - и корректировка, первое издание книги - и корректировка... Работа большая. Но без этой работы мы не подготовимся к массовому внедрению.

Работа не только большая, но и срочная. У нас не будет 20 или 10 лет на подготовку комплекса учебников. Не будет и 5 лет. В основном работа должна быть выполнена за 2-3 года. Иначе нас обгонят за рубежом […].

Для массового внедрения ТРИЗ нужна перестройка народного хозяйства. Но и народному хозяйству нужна ТРИЗ, нужна научная теория, способная положить конец монополии метода проб и ошибок. Такая теория есть – и мы обязаны подготовить и выиграть сражение за ее массовое внедрение.