© Альтшуллер Г.С. Журнал «В мире книг»,1965. - № 5. – С.24-25. КАК УСТРОИТЬ ХРОНОКЛАЗМ
Теория изобретательства предполагает сознательное использование метода переноса технических идей. В чем его сущность, какова в этом роль литературы? С этим вопросом мы и обратились к автору книги «Основы изобретательства» инженеру Г. С. Альтшуллеру. Ответ на него — в публикуемой ниже статье.
В одном из многочисленных рассказов о фантастической машине времени описана любопытная ситуация: девушка из далекого двадцать второго века объясняет герою рассказа, нашему современнику, какие изобретения ему предстоит сделать. Она считает, что без ее помощи люди не обойдутся. Подобные хроноклазмы, то есть переносы идей из будущего, происходили уже не раз. Например, древние греки построили паровую турбину, Леонардо да Винчи знал о парашютах, Америка была «негласно» открыта до Колумба...
Рассказ, при всей его фантастичности, в какой-то мере перекликается с действительностью. Дело в том, что разные отрасли техники отличаются не только по существу, но и по уровню развития. Взять хотя бы строительную индустрию. Завтрашний день ее, по всей вероятности,— поточное производство, использование пластмасс и т. д. — то, что сегодня характеризует автомобилестроение. В свою очередь в автомобильной технике будущего — сегодняшний день авиации: газотурбинные двигатели, автоматизация управления, сверхпрочные и сверхлегкие сплавы.
Изобретатель может без машины времени попасть в будущее и узнать, какие задачи (и как именно) предстоит решать. Для этого порой достаточно сделать лишь несколько шагов — перейти от одной книжной полки к другой. От книги по своей отрасли — к книгам, рассказывающим о достижениях в других отраслях.
К сожалению, далеко не все делают эти несколько шагов. Иногда человек способен терпеливо переворошить горы книг. Но... только по «своей» отрасли. Отсюда неоправданный расход ценнейшей творческой энергии: одну и ту же техническую идею заново переоткрывают в разных отраслях техники.
Пожалуй, чаще всего изобретателям приходится искать пути уменьшения веса машин. Такие задачи встречаются всюду — в химической технологии, станкостроении, горном деле, электротехнике и т. д. Здесь изобретателю, где бы он ни трудился, пригодится опыт самолетостроителей. В книге «Пути развития летательных аппаратов» (М., Оборонгиз, 1962. 130 с. 4800 экз. 71 к.) В. Ф. Болховитинов в отличие от других авторов, уделяющих основное внимание хронологическому описанию событий, показывает прежде всего логику и пути «борьбы с весом».
Вообще книги о новинках авиационной техники — ключ к самым различным изобретательским задачам. Несколько лет назад советский изобретатель А. Борщаговский предложил остроумный способ контроля за износом лопастей вертолета. Внутрь лопастей накачивается воздух. Малейшая трещина — и воздух выходит, давление его падает, приборы поднимают тревогу. Сообщение об этом вызвало новые усовершенствования. Например, аналогичный способ использовали для контроля за износом инструмента, а также в некоторых технологических процессах.
Полезна и книга В. Г. Белоусова и Р. Н. Лопатина «Летчик и самолет» (М., Оборонгиз, 1962. 202 с. 14 000 экз. 54 к.). Многие технические идеи, о которых говорится в ней, могут быть применены и для совершенствования системы «человек — станок».
Если внимательно следить за новыми конструкциями гоночных машин, то не будет надобности заново изобретать то, что давно уже используется в спортивных машинах. В советском гоночном автомобиле «Звезда-6» полые стержни каркаса кузова одновременно играют роль трубопроводов: по ним к двигателю подается охлаждающая жидкость. Недавно за рубежом вновь «открыли» эту идею: был выдан патент на использование полых трубок каркаса самоходного шасси вместо бака для горючего. Думается, что новаторы самых различных отраслей машиностроения найдут много полезного в книге С. Глазунова «Скоростные автомобили». (М., Изд-во ДОСААФ, 1964. 184 с. 14 000 экз. 28 к.).
Казалось бы, что общего между кинотехникой и сельскохозяйственными машинами? Но вот инженер В. Н. Урядко предложил дождевальную машину, у которой вместо громоздких стальных ферм — складные капроновые «крылья», наполненные сжатым воздухом. Работа на киностудии с надувными декорациями помогла ему сделать это изобретение. Конечно, не обязательно вникать во все детали кинотехники. Но книга Б. Горбачева «Техника комбинированных съемок» (М., «Искусство», 1962. 275 с. 7000 экз. 1 р. 20 к.) может подсказать изобретателям много новых решений.
Книгу Алексея Гастева «Поэзия рабочего удара» (М., «Сов. писатель», 1964. 310 с. 10 000 экз. 30 к.) я обнаружил в магазине рядом со стихами Н. Асеева. Вероятно, работников магазина ввело в заблуждение слово «поэзия» в заголовке книги... Как бы то ни было, лишь немногие изобретатели читали включенную в нее статью «Как научиться изобретать». Она несет впечатляющий заряд мыслей об изобретательском творчестве.
Изобретатель, пишет А. Гастев, должен «при посредстве фантазии... молниеносно связывать одно явление с другим, одну похожесть с другой». Это верная мысль. Именно «похожесть» и делает возможным путешествие идей из одной отрасли техники в другую. Вот, например, погрузочно-разгрузочные работы. Где бы они ни происходили, им присуща некая «похожесть». Изобретателю, решающему задачу, связанную с необходимостью «что-то» грузить, может помочь, например, книга В.В.Г олубкова и К.Н.Малахова «Механизация погрузочно-разгрузочных работ на зарубежных железных дорогах» (М., Трансжелдориздат, 1963. 223 с. 3000 экз. 88 к.). Книга М.Н.Диомидова и А. Н.Дмитриева «Покорение глубин» (Л., «Судостроение», 1964. Изд. 2-е. 384 с. 16 000 экз. 84 к.) — увлекательный рассказ о завоевании океанских глубин и — в то же время — своеобразный темник. Задачи, о которых говорится в нем, бесспорно, достойны внимания изобретателей.
Хотелось бы посоветовать изобретателям прочитать книгу Л. Д. Лиознера «Восстановление утраченных органов» (М., Изд-во АН СССР, 1962. 143 с. 25 000 экз. 21 к.). Казалось бы, эта книга, посвященная удивительной способности живых существ образовывать новые органы взамен удаленных или поврежденных, совсем далека от техники. Но как знать, не исключено, что именно она поможет изобретателям осуществить, возможно, один из самых смелых замыслов будущего — создать механизм автоматической подналадки станка, а может быть, и такие машины, которые бы обладали функциями восстановления утраченной работоспособности.
В сущности, секрет «изобретательских хроноклазмов», прорывов в будущее, и состоит в умении регулярно следить за «чужими» книгами. В таких книгах можно найти не только технические идеи «из завтра», но и нерешенные задачи, над которыми стоит подумать.
|