Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Альтшуллер Г.С., 1986
О НЕОБХОДИМОСТИ СЕРЬЕЗНОЙ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ ПО ТРИЗ

В последнее время я получил от многих участников Симферопольского и Челябинского семинаров письма с сообщениями о предстоящей учебе по ТРИЗ. Каждое такое письмо - приятное событие. Вместе с тем в некоторых письмах чувствуется облегченное отношение к намечающимся занятиям, нет информации о серьезной самоподготовке к преподаванию. В связи с этим хотелось бы отметить некоторые чрезвычайно важные моменты:

1. Двухнедельный семинар - только введение в изучение ТРИЗ. После такого семинара обязательно должен следовать период интенсивной самоподготовки (не менее 50-60 часов). К проведению занятий - даже по коротким программам - можно приступать только после завершения самоподготовки.

2. Первое направление самоподготовки - проработка книг и статей по ТРИЗ. Обязательно должны быть прочитана хотя бы одна книга - "Творчество как точная наука". Обязательно должны быть тщательным образом проработаны полученные на семинарах материалы по стандартам и АРИЗ-85. Это абсолютный минимум. Крайне желательно прочитать и другие книги по ТРИЗ.

3. Второе направление самоподготовки - разработка планов занятий. Ни в коем случае нельзя проводить занятия без подробного и продуманного плана. План на двухчасовое занятие - это не менее 2-3 страниц текста на машинке: перечень вопросов, подробные "сценарии" начала и конца занятия, перечень всех примеров, дословная запись выводов (3-4 промежуточных вывода по ходу занятия и итоговый вывод). К плану должны быть приложены полные тексты основных задач, разбираемых в аудитории и задаваемых на дом. Нельзя пересказывать условия задач! При этом обязательно что-то искажается или упускается.

На каждом занятии слушатели должны получать "пищу" трех видов:

1. По методологии, т.е. по законам развития ТС, алгоритму, стандартам, правилам, приемам, типовым ошибкам и т.п.;

2. По информационному фонду, т.е. сильные примеры изобретательских решений, сведения о физ-, хим-, геомэффектах, сведения о материалах с необычными свойствами (нитинол, магнитные жидкости, жидкие кристаллы и т.д.) или о необычном применении обычных материалов (например, получение давления за счет перехода белого олова в серое);

3. По "человеческому фактору" - качествам творческой личности, примерам творческой жизни.

Грамотно составленный план занятия учитывает все три аспекта: методологию, информфонд, воспитание творческого стиля жизни.

4. Входить в преподавание ТРИЗ следует постепенно. Начинать надо с небольших ознакомительных программ (до 20 часов). Нельзя сразу планировать "полнометражные" занятия с решением практических задач.

5. Для проведения занятий - даже по ознакомительному курсу - необходимо обеспечить слушателей учебными материалами. Как минимум - текстами стандартов и АРИЗ-85-В. Материалы надо готовить заранее, не полагаясь на чьи-то обещания.

Еще можно заказать в Новосибирске книгу "Найти идею" (с учетом слушателей и с запасом на будущее). Стоимость - 70 коп., выход - четвертый квартал, тираж - 35 тысяч (почти на все уже есть предварительные заказы).

6. Необходимо вести личную картотеку (личный информ-фонд). На первых порах преподаватель может пользоваться готовыми материалами по ТРИЗ. Но следует сразу же, не откладывая, приступить к формированию своего информационного фонда.

На первых порах можно не заботиться о классификации, собирая все в "кучу". В первую очередь собирать надо сильные примеры на применение /или неприменение, нарушение/ законов развития ТС, стандартов, АРИЗ, физ-, хим-, геомэффектов. Очень важны для личной картотеки интересные задачи - решенные, нерешеные. Сбор информации по методологии и информфонду можно, таким образом, вести "по всему фронту". А вот сбор информации по "человеческому фактору" целесообразнее вести направленно: выбирать человека, начать собирать материал, одновременно анализируя его по шести основным параметрам.

Если в итоге получится работа на 10-20 страниц на машинке, можно будет ее размножить и включить в обменный фонд материалов по ТРИЗ.

7. Кроме книг, статей, текстов стандартов и АРИЗ, существует много ротапринтных и машинописных материалов - обменный фонд по ТРИЗ. Материалы этого фонда крайне полезны для повышения квалификации преподавателя и разработчика ТРИЗ. В обменный фонд входят поисковые работы по ТРИЗ, материалы по опыту проведения занятий, биографии творческих личностей, учебно-методологические материалы и т.д. Материалы обменного фонда обычно рассылаются разработчикам по известным адресам. Часто материалы можно получить на время - при условии возврата "с процентами" (нескольких лишних экземпляров). Контакты между преподавателями устанавливаются постепенно, установлениям контактов способствует совместное участие в семинарах. Преподавателю необходимо по возможности (минимум раз в два года) участвовать в семинарах. В 1985 году были проведены специальные семинары для преподавателей и разработчиков в Петрозаводске (июль) и Новосибирске (декабрь).

8. Эффективность работы преподавателей и разработчиков во многом зависит от их взаимодействия. В первую очередь - в пределах одного города. Крайне желательно, чтобы в городе был один центр ТРИЗ (или несколько конкурирующих).

Г. Альтшуллер.