ОБЩЕСТВЕННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ МЕТОДИКИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА ПРИ ЦС ВОИР
© Альтшуллер Г.С., 1973 ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ НА ПЕРВОМ КУРСЕ АзОИИТ 1973 - 74 УЧ. ГОД
1973
Здесь собраны рабочие планы проведения занятий в АзОИИТ в 73-74 уч. году. Сейчас готовы планы к первым четырем занятиям. Два занятия уже проведены. Комплект будет пополняться в течение учебного года.
План должен помочь преподавателю рационально провести занятие. Разумеется, приведенные ниже планы - отнюдь не нечто обязательное. Но они составлены на основе предыдущего опыта и включают все разделы, знание которых потребуется слушателю при сдаче экзаменов.
Планы рассчитаны на подготовленных преподавателей. Они (планы) написаны сжато: предполагается, что преподаватель понимает план с полуслова.
В некоторых пунктах плана в скобках указаны номера. Это ссылки на приложение: к каждому плану имеется приложение, включающее отдельные пояснения, новые факты, дополнительные сведения и т.п. материалы, которые могут понадобиться преподавателю.
Кроме плана и приложения, по каждому занятию будут "Замечания после проведения занятий". Эти замечания должны внести коррективы к плану, отразить реальный ход занятий. Подготовка и печатание замечаний, естественно, будут запаздывать по сравнению с подготовкой и печатанием самих планов.
Планы, приложения, замечания - материал очень важный для преподавателя. Общественная лаборатория будет благодарна за замечания и соображения по поводу этих планов. В особенности - за сведения об их практическом применении.
Г. Альтшуллер
ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ
ПЛАН
Три учебных часа. На первом и третьем часах рассматривается теория мозгового штурма. Если останется время, на третьем часу рассмотреть метод контрольных вопросов.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
1. Мы начинаем изучение методов психологической активизации творчества с мозгового штурма, потому что это наиболее типичный метод активизации. Он получил довольно широкое применение и лежит в основе некоторых других методов.
2. Автор мозгового штурма [1].
3. Организация и основные правила мозгового штурма:
а) Разделение процесса генерации идей и их критики. Подбор подходящих людей в каждую группу.
б) Запрет критики при генерации идей. "Помните о психологической инерции, фантазируйте!" - поощряются смелые, оригинальные, даже фантастические идеи. Обязательная запись всех идей. Без доказательств.
в) Желательно подхватывать и развивать высказанные идеи. Нужна атмосфера доброжелательности, непринужденности. Цель - дать выход идеям из подсознания.
г) Экспертиза должна вестись доброжелательно, конструктивно. Эксперты должны искать в идеях рациональные зерна.
Предварительная подготовка штурма. Количество участников. Состав групп. Техника записи. Обстановка (отсутствие посторонних, кофе...). Как оценивать идеи (например, по десятибалльной системе).
4. Мозговой штурм - чисто психологический метод. Почему он придуман не психологом? [2]
5. Как выглядит процесс генерации идей - пример [3].
6. Достоинства МШ (простота, применимость ко многим задачам в самых различных областях деятельности). Недостатки (неэффективность при решении изобретательских задач высших уровней).
7. Опыт применения [4].
8. Кто автор идеи при МШ? [5].
9. Разновидности МШ:
а) индивидуальный,
б) массовый,
в) двойной,
г) обратный,
д) поэтапный.
10. Конференция идей [6].
11. Рекомендуемая литература.
12. Вопросы для проверки слушателей:
а) Кто и когда предложил мозговой штурм?
б) Основные правила мозгового штурма.
в) Вам поручено подобрать людей в обе группы - как бы вы стали действовать? Какими критериями вы бы руководствовались?
г) Предложите какую-нибудь тему для МШ. Почему вы думаете, что это хорошая тема именно для МШ?
Раздать справку-конспект "Мозговой штурм"
МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
1. Эффективность МШ во многом зависит от вопросов, которые задает руководитель штурма, - так нельзя ли заранее составить списки наиболее сильных вопросов? Это - метод контрольных вопросов (МКВ).
Первые списки появились еще до мозгового штурма.
2. Примеры списков (Наиболее удачные списки):
а) Список А. Осборна.
б) Список Пойа.
в) Список Эйлоарта.
3. Другие списки: а) "Селфсторминг".
4. Основное противоречие: мало вопросов - слабый список, но действует он быстро; много вопросов - более сильный список, но перебор вариантов затягивается.
5. Выход: иметь такие вопросы (точнее - такую СИСТЕМУ вопросов), которые при небольшом числе действовали бы очень сильно почти во всех случаях. Но как отобрать такие вопросы? Здесь мало одних психологических наблюдений, нужно исследовать объективные закономерности развития техники, проанализировать многие тысячи патентных описаний, проверить на практике и откорректировать список. Тогда действительно будет что-то сильное. Но это будет уже не МКВ..
6. И все-таки: о МКВ надо знать, списки полезно прочитать. Это поможет лучше применять неалгоритмические методы, а потом поможет лучше понять АРИЗ.
Раздать справку "Метод контрольных вопросов", список вопросов Осборна и бланк для домашнего задания.
7. Поставить домашнее задание: Используя список вопросов Осборна, снова рассмотреть задачу М-1 (или Б-2). Взять из списка 5-10 вопросов и ответить на них. Если в итоге появится идея решения, записать ее.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ ЗАНЯТИЯ 2
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Алекс Осборн родился в Нью-Йорке. Добывая деньги для обучения в колледже, работал рабочим на стройке, посыльным в банке и клерком в отеле. В 21 год он стал полицейским репортером в столичной газете, затем работал продавцом и одновременно преподавал в вечерней школе. В дальнейшем служил помощником управляющего небольшим заводом, где в его служебные обязанности входила работа по проектированию изделий и сбыту готовой продукции.
В 1919 году он вошел в компанию "Брукс Бартон" для создания фирмы "Бэттон, Бартон, Дурстки и Осборн" - рекламной организации. Постепенно он завоевал авторитет в области творческого мышления. Четыре его книги на эту тему выдержали 26 изданий. Учебник, названный "Применение фантазии", используется в трехстах колледжах и университетах. В предисловии к одной из работ Осборна сказано: "Сейчас он посвящает все свое время и вкладывает немалые деньги, чтобы поддержать творческое направление в образовании". По утверждению самого Осборна, его успех вырос из его открытия метода делать себя все более и более способным выдумывать больше идей.
2. Мозговой штурм, в сущности, нечто вроде изобретения пятого уровня: создан новый принцип. И как это часто бывает с такими изобретениями, процесс создания оказался растянутым во времени и, строго говоря, автором был не один человек.
Задача ("Как преодолевать психологические барьеры?") появилась давно. Ее выдвинула жизнь, практика. Ее неоднократно высказывали ученые, изобретатели, люди искусства, предприниматели и, в частности, специалисты по рекламе: хорошая реклама тесно связана с преодолением психологических барьеров.
Основная концепция мозгового штурма (расковать подсознание, дать выход новым идеям из подсознания) базируется на теории Фрейда, получившей очень широкое распространение на родине Осборна. Мозговой штурм был создан в годы, когда в теории Фрейда видели универсальный ключ ко всем проблемам в социологии, психологии, искусстве.
По теории Фрейда управляемое сознание является лишь небольшим наслоением на неуправляемом подсознании. Как застывшая корка над расплавленной вулканической магмой. В сознании господствуют логика и контроль, не пропускающий рвущиеся из подсознания стихийные силы - разного рода инстинкты, стремления, желания. В сознании действует порядок, царит ясность. В подсознании - хаос, тьма, там бушуют грозные силы, то и дело прорывающиеся наверх и заставляющие человека совершать нелогичные поступки, идти на преступления и т.д.
Психологическая инерция порождена порядком, царящим в сознании. Надо помочь новым идеям прорваться из подсознания в сознание - такова философско-психологическая концепция мозгового штурма. И вот Осборн предлагает организовать процесс генерации идей так, чтобы расковать подсознание. Не надо было быть психологом, чтобы прийти к мысли использовать эту теорию для усовершенствования творческого процесса.
Надо отметить и следующее: заседания, похожие на мозговой штурм, проводились - от случая к случаю - и до Осборна. Это нисколько не умаляет заслуг Осборна. Он первый увидел, что это - метод. Четко сформулировал принципы. Сумел внедрить.
И все-таки: почему мозговой штурм создан не психологом? Мы увидим в дальнейшем, что так обстоит дело и с морфологическим анализом и с синектикой.
По терминологии науковедов есть науки "малые" и "большие". В "малой" науке занято мало людей, методы исследования и оборудование сравнительно просты; "малая" наука слабо влияет на развитие общества. Пример "малой" науки - палеонтология. "Большая" наука имеет на несколько порядков больше людей, использует точные методы и мощную, дорогостоящую аппаратуру; "большая" наука сильно влияет на развитие общества. Пример - физика. Каждая наука сначала бывает "малой", потом скачкообразно развивается в "большую". Например, сейчас происходит такое превращение с астрономией. И с экологией.
Психология - все еще "малая" наука. Общество психологов в СССР насчитывает всего 2000 членов, причем только половина из них имеет психологическое образование. Психология - комплекс наук (как медицина). И вот на весь комплекс - тысяча психологов... На многие проблемы приходится по 1-2 человека, а множество проблем просто "пустуют"... В этих условиях у психологов нет никакого стимула браться за трудные проблемы, требующие выхода за пределы своей специальности.
3. Пример мозгового штурма:
Рассматривалась задача о выгрузке из железнодорожных цистерн замерзающих в зимнее время грузов, например мазута. Обычно приходится устанавливать цистерны в отапливаемые помещения и ждать (иногда несколько суток), пока замерзшая жидкость растает и ее можно будет слить. Существует много изобретений, основанных на различных способах интенсификации обогрева. Можно, например, вести обогрев горелками, воздействуя пламенем на поверхность цистерны (это плохо: опасно, приводит к порче цистерны). Можно подавать пар через верхний люк или через сливной кран. Во всех этих случаях приходится действовать снаружи, а замерзшее вещество имеет очень низкую теплопроводность. Напрашивается мысль: а что если иметь в цистерне сквозные обогревательные трубы? Есть и такие патенты. Они тоже плохи. Если труб мало, обогрев идет медленно. Если труб много, обогрев идет хорошо, но большая часть объема цистерны оказывается занятой пустыми трубами.
Эта задача и была взята для учебного мозгового штурма в АзОИИТ (1971). Вот начало записи:
ИДЕИ
1. Разогревать током.
2. Токами высокой частоты.
3. Сделать много кранов.
4. Сделать теплоизоляцию, например двойные стенки.
5. Перемешивать жидкость по дороге, чтобы она не замерзла.
6. Использовать для этого энергию ветра, возникающего при движении.
7. Или сделать привод к мешалке от колес вагона.
8. Нужно добавлять в жидкость взрывчатку. Размешать. Потом смесь замерзнет. А когда надо разгрузить - пусть взорвется.
9. Использовать лазеры.
10. Сделать очень большой кран.
11. Вращать вагон, использовать центробежную силу.
12. Нужна какая-то емкость, в которую можно было бы вставлять вагон. Внутри емкости поддерживать температуру в 200-300 градусов.
Хорошо видна психологическая инерция. Идеи 6 и 7 подхватывают и развивают идею 5.
За 35 минут было выдвинуто свыше 50 идей. Идеи, которой можно было бы воспользоваться, не оказалось.
4. В США увлечение мозговым штурмом пошло на спад через 8-10 лет после его появления. МШ был потеснен синектикой, которая является дальнейшим развитием мозгового штурма. Поэтому нельзя сказать, что мозговой штурм был вытеснен более совершенными методами, - он сам превратился в синектику.
В ГДР мозговой штурм применяется под названием "конференция идей" - об этом ниже.
За последние три года с мозговым штурмом знакомятся все, обучающиеся методике изобретательства. Известен один случай успешного применения МШ к решению изобретательской задачи: было найдено хорошее решение, составлена заявка, получено авторское свидетельство (Иркутский научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт химического машиностроения).
5. На этот счет нет единого мнения. Синектики стремятся выявить автора идеи, используя магнитофонные записи заседания. На наш взгляд, это принципиально неверно. При мозговом штурме (и при синектическом заседании) идет процесс коллективного творчества: подчас нелепая идея может стимулировать появление хорошей идеи. В приведенном выше отрывке записи первые четыре идеи направлены в одну сторону: как-то разогревать. А пятая идея диаметрально противоположна: не дать замерзнуть (тогда не придется и разогревать). Быть может, человек, высказавший эту идею, почувствовал, что на тему "разогревать" уже все сказано, и поэтому пошел в противоположном направлении... Одна идея могла не появиться без других идей.
Поэтому целесообразно считать авторами весь коллектив.
6. "Конференция идей", как пишут Гильде и Штарке, отличается от мозгового штурма тем, что она основана на стимуляции сознания, а не подсознания. Так написано на стр. 6 книжки Гильде и Штарке. Однако тут же следует возврат к термину "подсознание". Методика абсолютно не отличается от обычного мозгового штурма - поэтому в обоих случаях "подсознание" одно и то же. Дело не в словах. Важна суть, а она одинакова: одни и те же правила, одна и та же процедура.
Надо подчеркнуть, что мозговой штурм вообще легко видоизменить. Например, можно организовать мозговой штурм в два этапа: задача штурмуется только неспециалистами, затем специалистов знакомят с высказанными идеями и проводят новый штурм - только силами специалистов. В этом определенно что-то есть: идеи неспециалистов помогут расшевелить специалистов. И все-таки это все тот же мозговой штурм. Даже если мы его назовем как-то иначе.
ЗАМЕЧАНИЯ ПОСЛЕ ВТОРОГО ЗАНЯТИЯ
У некоторых слушателей сложилось впечатление, что мозговой штурм - слишком малоэффективный метод. Это недочет плана занятия. Надо было разъяснить следующее.
Учебный МШ поневоле проводится с нарушением почти всех правил МШ: присутствуют посторонние, присутствует "начальство" (преподаватели), отбор генераторов идей чисто случайный (в группе N 3 пришлось удалить из числа штурмующих неисправимого критика), обстановка нерасполагающая, отсутствуют стимулирующие факторы (все знают, что задача учебная и вознаграждения не будет).
Поэтому учебный МШ похож на настоящий не больше, чем чучело тигра на живого тигра.
Тратить много времени на "оживление" тигра мы не можем: целесообразнее дойти до синектики, освоить ее приемы и уже после этого провести повторный штурм. Однако и он будет далек от "живого" штурма. Маневры всегда отличаются от "живой" войны. Но учиться приходится на маневрах.
Надо объяснить это слушателям. И подчеркнуть, что даже учебный МШ дал хорошие результаты. Во всех трех группах в числе высказанных идей есть контрольный ответ по задаче Б-2.
Задача Б-2 возникла давно - в 40-е годы или еще раньше. Но только в 1969 году английская фирма "РФД Компани Лимитэд" подала заявку и получила патент СССР N 320102: под крылья самолета подводятся надувные воздушные баллоны, они (после наполнения) приподнимают самолет, а в нижней части баллонов имеются колеса для передвижения.
Задача долгое время оставалась нерешенной, хотя ее легко было решить - еще один пример плохой организации творчества.
Между прочим, сегодня остается нерешенной похожая задача. Исправный самолет (на шасси) случайно сошел с полосы на поле. Если полоса в этом месте на 15-20 см выше поля, как снова подняться на нее? Ехать к месту, где есть наклонный подъем? Это плохо: теряется время, сбивается график. Использовать надувные баллоны нельзя - потери времени в данном случае недопустимы. Принести и поставить переносные мостики? Тоже потери времени.
Вариант задачи: нога шасси попала в яму и не выезжает - как быть?
14.11.73
ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ
ПЛАН
Два учебных часа.
ПЕРВЫЙ ЧАС
1. Собрать бланки с домашним заданием.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
2. Основная идея: составить список всех вариантов. Во всяком случае, возможно большего их числа. Поскольку такой список трудно составлять и он может оказаться невообразимо большим, Цвикки предлагает морфологический ящик - удобную и компактную форму записи.
3. Автор морфологического анализа [1].
4. Основные этапы составления морфологического ящика:
а) Формулировка задачи.
б) Составление списка характеристик (частей, стадий и т.д.) объекта, т.е. составление перечня осей ящика.
в) Составление списков вариантов по каждой оси, т.е. запись элементов по каждой оси.
г) Выбор сочетаний - в зависимости от поставленной цели.
5. Форма записи.
6. Пример из опыта Цвикки (морфологический ящик для реактивных двигателей).
7. Типовая ошибка при составлении (слушателями) морфологических ящиков: мало осей и мало элементов по осям: записывают только то, что и так видно. Смысл составления ящика в том, чтобы охватить все мыслимые элементы. Поэтому нужно без спешки, упорно, используя фантазию, включать как можно больше элементов по каждой оси.
8. Трудности при выборе сочетания. Это, увы, органический минус самого метода - нет аппарата выбора. Морфологический анализ, как и все другие методы психологической активизации, не знает, не замечает объективных законов развития техники. А именно от этих законов зависит жизнеспособность той или иной конструкции.
9. Типовая ошибка при выборе комбинации элементов: стараются выбрать на каждой оси наиболее сильный элемент. Сочетание сильных элементов дает... слабую конструкцию. Один элемент никак не увязан с другим. Надо выбрать один сильный (новый, неожиданный) элемент на одной из наиболее важных осей, а затем брать на других осях такие элементы, которые хорошо "подыгрывают" первому выбранному элементу. При этом надо помнить об условиях задачи: если, например, по условию требуется что-то простое, нельзя брать дорогостоящие элементы. [2]
10. Цвикки говорит о "морфологическом подходе". Это уже шире, чем просто морфанализ. Методы, входящие в "морфологический подход" [3]:
а) Морфологический ящик.
б) Метод систематического покрытия поля.
в) Метод отрицания и созидания.
г) Метод выхода за пределы.
д) Противопоставление совершенства и несовершенства.
е) Метод обобщения.
Если морфологический ящик (а) - действительно метод, то остальные - весьма ограниченные приемы.
Совокупность а, б, в... и т.д. не образует системы. Систему и нельзя создать, если не изучать объектные закономерности техники.
ВТОРОЙ ЧАС
11. Раздать бланки для решения задач. Ознакомить слушателей с условием задачи N 1-7. Разъяснить задание: составить в классе морф. ящик на калейдоскопы, выбрать оригинальную конструкцию [4].
12. Те, кто не успел закончить, возьмут бланки для завершения работы дома. Всем - домашнее задание: задача N 1-8 (спорт. игры с мячом) [5]. Срок - неделя. Раздать бланки для домашнего задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ ЗАНАТИЯ 3
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Сведения отрывочные - см. сборник "Материалы к семинару по методике изобретательства" (Минск, 1970, стр. 21), книги Янча и Эйреса.
2. Можно показать слушателям интересный пример - рисунок "составного" существа в журнале "Техника - молодежи" N 4, 1973, стр. 26. В сущности, это существо ("бионический" Фантомас) составлен путем морфологического анализа. Причем брались - по каждой оси - лучшие элементы. И вот получилась химера. В природе нет такого существа. Почему? Неужели природа глупее авторов этой выдумки?...
Можно собрать "команду" из хорошего музыканта, хорошего художника, хорошего поэта и т.д. - это будет хорошая команда. Но представьте себе команду, включающую отличного повара, отличного музыканта, отличного мастера по ремонту электроприборов и т.д. - это будет плохая команда.
Природа стремится к тому, что мы называем идеальной машиной: все части идеальной машины должны все время работать на полную мощность. У бионического Фантомаса один орган будет работать, а остальные в это время будут простаивать. Собака бежит по запаху: в это время ей совершенно не нужно суперзрение - оно будет отвлекать. Не нужен суперслух - он будет забит шумом, создаваемым при беге.
Конструируя живые органы, природа сделала так, чтобы сам организм не создавал помех своим органам чувств: не случайно лучшие "приборы" - у мелких насекомых, птиц и т.д. У бионического Фантомаса одна система будет создавать помехи для другой.
Намного умнее и сильнее придуманы антиподы бионического Фантомаса - мир животных в рассказе Р. Шекли "Запах мысли". Животные там слепые, глухие, без обоняния и т.д. У них только одна способность - они чувствуют излучение мысли. И этого достаточно: остальные свойства (мускульная система и т.д.) должны не конкурировать с "поисковыми" свойствами, а подыгрывать им, дополнять их.
3. См. минский сборник (1970 г.), стр. 25 и далее.
4. См. минский сборник (1971 г.), стр. 54.
5. Разбор там же, стр. 57.
ЗАМЕЧАНИЯ ПОСЛЕ ТРЕТЬЕГО ЗАНЯТИЯ
В двух группах пункт 11 плана был реализован иначе: задача решалась не на листках, а на доске, всей группой и при участии преподавателя.
Это целесообразнее. По ходу составления ящика можно сразу делать замечания. Например, слушатели предложили взять в качестве первой оси "стеклышки". Но это явная психологическая инерция: нужно назвать ось "Узорообразующие элементы", ведь это могут быть и не стеклышки.
При составлении списка элементов по этой оси было выдвинуто предложение: "Цветы". Преподаватель сказал: "Очень хорошо. Но старайтесь дать общий термин. Цветы, плоды, дома, трамваи... любые реальные предметы. Калейдоскоп вместо стеклышек использует любые реальные предметы. Просто смотрим через калейдоскоп на окружающий мир".
Потом последовало предложение: "Молнии". И снова преподаватель уточнил: "Прекрасная идея. Но молния - частный случай плазмы. Запишем плазму вообще. Это любой огонь..."
Подобные замечания делались на протяжении всей работы. Предлагали, например, взять второй осью "форму корпуса". Преподаватель сказал: "Старайтесь брать сначала главные параметры, те, от которых, прежде всего, зависит функция данного объекта..."
При записи элементов оси "смена изобретений" один из слушателей предложил: "Все неподвижно - и корпус, и зеркала, и элементы". Слушатели рассмеялись. Преподаватель сказал: "Если над вашей идеей смеются - это хороший признак. Тривиальные мысли смеха не вызывают. Почему бы не сделать подвижную неподвижность?" И тут же появилась идея: "Испаряющийся сухой цветной лед - вместо стеклышек".
Коллективное составление первого морфологического ящика целесообразнее письменного индивидуального: слушатели быстрее осваивают, каких ошибок надо избегать.
19.11.73
ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
ПЛАН
Два учебных часа. Метод фокальных объектов надо рассмотреть за 20-25 минут. Примерное распределение времени: 1-й час - пункты 1-7; 2-й час - пункты 8-12.
1. Собрать бланки с домашним заданием.
МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
2. Сущность МФО.
3. Пример [1]: задача 2-3.
4. Домашнее задание: закончить решение задачи 2-3.
Раздать бланки и справку-конспект "МФО"
СИНЕКТИКА
5. Понятие о приемах, методах, методологии [2].
6. Синектика - комплексный метод.
7. Автор синектики [3].
8. Основные принципы синектики:
а) Профессиональная группа, регулярно тренирующаяся, накапливающая навыки, опыт.
б) Состав группы: специалисты из различных (в том числе, не технических) областей знания.
в) Мозговой штурм - форма работы группы.
г) Стремление ввести в МШ элементы планомерности. "Проблема как она дана" и "проблема как она понимается". Четыре вида аналогий (примеры).
д) Запись хода решения, обязательное изучение записи [4].
9. Примеры синектических заседаний [5].
10. Оценка синектики.
11. Рекомендуемая литература [6].
12. Контрольные вопросы для слушателей:
а) Есть ли что-то общее между МФО и синектикой [7].
б) Приведите примеры прямой аналогии для задачи М-1
в) Приведите пример символической аналогии для задачи М-1 [8].
г) Приведите пример фантастической аналогии для задачи М-1.
Раздать справку-конспект "Синектика"
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ ЗАНЯТИЯ 4
1. При объяснении МФО пример приводит преподаватель с участием слушателей. В качестве примера можно взять задачу 2-3. Надо - с помощью слушателей - выбрать несколько случайных объектов. Затем, взяв наиболее интересный из этих объектов (наиболее далекий от фокального объекта, наиболее неожиданный, например "привидение"), надо составить по нему перечень признаков и перенести эти признаки на фокальный объект. Достаточно рассмотреть одно сочетание (например, "привидение" бывает "неуловимым"; получаем "неуловимые часы", развиваем "неуловимые часы - невещественные, призрачные часы"; отсюда идея световых часов, в которых время задается изменением угла поляризации света. Такие часы будут очень дальнодействующими: мы увидим где-то вдалеке светящуюся точку, посмотрим на нее через пластинку-индикатор, в зависимости от угла поворота будет меняться яркость света; угол поворота пластинки будет соответствовать углу поворота стрелки часов).
Примечание. Надо иметь в виду, что по условиям задачи могут быть взяты любые часы, например песочные. На одном из занятий в АзОИИТ была, в частности, получена идея песочных часов со светящимся песком. Идея вполне патентоспособная. Годовые кольца у деревьев - тоже часы. И т.д.
2. Будем считать, что:
Прием - оператор преобразования исходного объекта. То есть действие или совокупность действий, изменяющих исходное устройство, способ или вещество. Примеры: дробление, объединение, инверсия (прием "наоборот").
Метод - определенный порядок применения приемов. Примеры: мозговой штурм; метод фокальных объектов (сначала образуются неожиданные сочетания, затем они развиваются (путем ассоциаций)).
Методология - наука о методах и их применении.
Четких границ здесь не существует. Например, призыв помнить о психологической инерции еле-еле дотягивает до приема: нет в этом призыве четких указаний на операции, которые необходимо выполнить. Метод фокальных объектов, в сущности, близок к приемам.
Синектика, если считать строго, - метод. Если считать по облегченной шкале (по которой призыв помнить о психологической инерции - прием, а МФО - метод), то синектика - комплексный метод. Или комплекс метода (МШ) с приемами (аналогии).
Синектика не является методологией, поскольку она не изучает объективные закономерности развития технических объектов и не дает обоснованных рекомендаций по применению методов и приемов.
3. Уильям Дж.Дж. Гордон изучал историю, биохимию, физику, психологию и философию, работал учителем и инструктором по лыжному спорту, преподавал в колледже, плавал на парусной шхуне. Во время второй мировой войны Гордон служил водителем санитарной машины и фронтовым водолазом-спасателем на средиземноморском побережье Северной Африки. После этого работал в Гарвардской лаборатории подводной акустики. Здесь Гордон обратил внимание на высокую производительность одной из групп. Предположив, что ее успехи каким-то образом связаны со стилем работы, Гордон стал наблюдать за этой группой, записывал на магнитофон дискуссии, а также фиксировал свои мысли и чувства в процессе работы над собственными изобретениями. Одновременно он стал изучать литературу по творческому мышлению, психологии и практике изобретательства, а также биографии изобретателей. Результатом явились общие соображения, которые легли в основу синектики.
Несколько лет Гордон руководил одной изобретательской группой, в состав которой он включил биолога, архитектора - авиаинженера, химика-скульптора, психолога-музыканта и инженера-живописца. Работой этой необычной группы заинтересовалась одна из американских фирм, которая направила к Гордону на обучение нескольких своих представителей. Четко сформулированных процедур у Гордона в то время не было, и поэтому после неудачных попыток объяснить, как следует действовать, ему пришлось ограничиться рекомендацией: "Наблюдайте, что делаем мы, и делайте то же самое". Столь необычный метод учебы не помешал, однако, представителям фирмы освоиться с приемами своих педагогов.
В 1961 году Гордон опубликовал книгу "Синектика", в которой он изложил основы синектического метода.
В 1960 году была организована фирма "Синектикс", которая успешно работает и в настоящее время: берет на обучение группы инженеров из различных фирм, посылает своих сотрудников для участия в решении технических, организационных и иных проблем.
4. В 1971 году вышла книга нынешнего президента фирмы "Синектикс" Принса "Практика творчества". Несмотря на то, что прошло 10 лет после выхода книги Гордона, у Принса нет новых идей, приемов, принципов. Синектика не развивается, хотя синектические группы могут, конечно, повышать свое мастерство за счет накопления опыта.
5. Использовать книгу Дж. Диксона и статью В. Орлова "Фейерверк открытий" в журнале "Техника - молодежи" N 3 - 1973.
6. Слушателям надо рекомендовать статью В. Орлова и книгу Дж. Диксона. Книга Гордона у нас есть - один экземпляр на английском языке. Книга Принса у преподавателя П.Н. Зеленцова (Иркутск), он подготавливает реферат.
7. Символическая аналогия имеет много общего с МФО. В обоих случаях стремятся получить неожиданное словосочетание, позволяющее по-новому увидеть объект.
8. Если исходной ситуацией в задаче М-1 считать разделение двух сортов щепок, то символической аналогией может быть "Отличимая неотличимость" или что-то в этом духе. Если исходной ситуацией считать неразделанные деревья, то символическая аналогия, например, "змеистое дерево" (змея сбрасывает кожу).
ЗАМЕЧАНИЯ ПОСЛЕ ЧЕТВЕРТОГО ЗАНЯТИЯ
1. МФО и синектика с трудом вмещаются в двухчасовое занятие. Видимо, целесообразнее выделить на эти темы три часа.
2. В плане следовало предусмотреть объяснение приема "инверсии" (например, в пункте 5).
3.Плохо организован сбор домашних заданий. Преподаватель не знает - кто сдал и кто не сдал, это выясняется только при проверке. Надо, чтобы сдавали старосте перед занятиями, и чтобы староста отмечал - кто сдал. Тогда преподаватель сможет тут же на занятии поговорить с теми, кто не сдал работу.
26.11.73
ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ
ПЛАН
Два учебных часа. Примерное распределение времени: п.п. 1 и 2 - 15 минут, п.п. 3-6 - 30 минут, п.п. 7-14 - 45 минут
1. Собрать бланки с домашним заданием.
2. Разобрать домашнее задание по морфанализу.
ГРАНИЦЫ ПРИМЕНИМОСТИ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА
3. Достоинства этих методов: простота, универсальность.
4. Недостаток: неэффективность при решении задач высших уровней.
5. Можно ли улучшить эти методы?
а) Психоэвристическая активизация: началась с попытки ввести ЭВМ (!), а кончилась "синектикой на двоих".
б) Мозговая осада [1].
ВЫВОДЫ:
Методы психологической активизации сохраняют тактику проб и ошибок.
Для эффективного решения задач высших уровней нужна другая тактика. Точнее: нужно иметь средства, переводящие задачу с высшего уровня на низший, где к задаче можно применить обычную тактику перебора.
6. Современная техника представляет собой сложную сверхсистему. Эта сверхсистема развивается по определенным объективным законам. Рациональную тактику решения изобретательских задач можно создать только на основе понимания этих законов. Именно здесь проходит граница между методами психологической активизации и научной организацией творчества [2].
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
7. Что отличает изобретательскую задачу высшего уровня от задачи низшего уровня?
Рассмотрим примеры [3], сделаем вывод: изобретение высшего уровня связано с устранением технического противоречия [4].
8. Определение ТП:
ТП - это недопустимое по условиям данной задачи ухудшение одной части или одного параметра системы при улучшении другой части или другого параметра.
Примеры ТП: длина пролета моста - запас прочности (при постоянном весе конструкции); скорость самолета -продолжительность пребывания в воздухе; производительность - качество.
9. Примеры изобретений, явившихся преодолением ТП:
а) Телескоп Максутова.
б) Газотеплозащитный скафандр [5].
10. Ясное понимание роли ТП уже позволяет как-то организовать процесс решения задачи: будем искать ТП, исследуем его. Хорошо зная ТП, легче его устранить.
11. Однако, понимая роль ТП, мы можем пойти дальше. В разных задачах мы встречаем одинаковые ТП. Пример: задача М-1 и рассмотренная на занятии по РТВ задача по контролю изделий сложной формы имеют одинаковое ТП (выигрыш в качестве приходится оплачивать снижением производительности: вручную выбирать щепу, проверять больше сечений).
Задач бесконечно много, а количество типов технических противоречий ограничено.
12. Мы видели (пока на примерах), что сходные противоречия устраняются сходными способами.
Например, в задачах о телескопе и о хвостовом оперении самолета "Антей" надо было устранить вредный фактор: в обоих случаях это достигнуто превращением отрицательного фактора в положительный (клин клином).
Таким образом, мы приходим к предположению о существовании неких приемов устранения ТП. В дальнейшем мы увидим, что догадка эта подтверждается. Пока важно одно: концепция ТП позволяет вникнуть в механизм решения изобретательской задачи.
13. Мы увидим в дальнейшем, что в глубине разных ТП лежат сходные физические противоречия. ТП возникает из-за наличия ФП.
14. Анализ задачи должен вести нас к выявлению ТП и лежащих в его основе ФП. А для преодоления ТП и ФП будем пользоваться определенными приемами.
Такова прелюдия к созданию научной организации творчества. Реальная программа (АРИЗ) сложнее, ибо надо учитывать и другие факторы (психологические, информационные). Но в основе основ тезис: сделать изобретение - значит найти и устранить ТП.
Домашнего задания нет. Напомнить слушателям о необходимости закончить и сдать 9.12 курсовую работу
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ ЗАНЯТИЯ 5
1. См. методуказания к занятию 5 по 60-часовой программе или методуказания к занятию 3 по 20-часовой программе.
2. Это очень важный вывод. На него следует обратить особое внимание слушателей.
Подчеркнуть следующее:
Научная организация творчества отнюдь не исключает учета и использования психологических факторов. Напротив, в АРИЗ эти факторы применяются особенно интенсивно. Различие в другом: для АРИЗ типично управление психологическими факторами. В синектике есть небольшой элемент управления: мы меняем аналогии. В мозговом штурме все стихийно. АРИЗ, являющийся программой научной организации творческого процесса, стремится на каждом этапе управлять психологическими факторами, давая для этого определенные приемы. А сами приемы вытекают из понимания объективных закономерностей развития техники (например, введение ИКР основано на объективном законе: технические системы стремятся стать идеальными - без веса, без объема, без расхода энергии).
3. Примеры - в справке "Пять уровней изобретательских решений". Используйте пример с а.с. 188097 (стр. 2).
4. Развитие техники, как и всякое развитие, должно идти через возникновение и преодоление противоречий. Вывод о значении ТП непосредственно вытекает из диалектики.
5. Оба примера могут быть изложены коротко (за 3-4 минуты) и могут быть изложены подробно (за 15-20 минут). Возможны и промежуточные варианты. Эти примеры специально введены в план занятия, чтобы преподаватель мог отрегулировать время - с учетом необходимости закончить изложение материала точно к концу второго часа.
Поэтому подготовить надо оба варианта изложения примеров (краткий и полный).
Пятое занятие проведено в соответствии с планом; замечаний по плану нет.
3.12.73
ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ
ПЛАН
Два учебных часа. Примерное распределение времени: 1-й час - п.п. 1-4, 2-й час - п.п. 5-7
1. Собрать курсовую работу. Выяснить - кто и почему ее не сдал.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ АРИЗ
2. Какой должна быть рациональная тактика решения изобретательских задач?
Мы должны уметь быстро и правильно:
а) Выявлять техническое противоречие и его причины.
б) Устранять эти причины.
Следовательно, нужен аппарат анализа технических систем и какой-то аппарат для их изменений, совокупность каких-то операторов, приемов.
3. Как обнаруживать технические противоречия?
Понятие об идеальной машине (идеальном способе, идеальном веществе):
- нет веса, объема, площади;
- все части все время несут 100%-ю нагрузку (или на время исчезают).
Технические системы развиваются, постепенно приближаясь к идеальной машине. Чем сильнее решение проблемы, тем ближе оно к идеальной машине. Поэтому, чтобы выйти в район сильных решений, надо сформулировать для задачи ИКР [1]. Зная ИКР и исследуя конкретные факторы, мешающие его получить известными путями, можно выявить ТП и ФП, вызывающее данное ТП. Затем - применение приемов, устраняющих ФП.
4. Блок-схема АРИЗ-71
а) Четко перечислить особенности [2].
б) Охарактеризовать основные части АРИЗ-71 [3].
5. Организованное мышление и творчество.
Неорганизованность мышления привыкли отождествлять с творчеством. Это - ошибочное мнение.
6. Пример решения задачи по АРИЗ-71.
Задача N 1-11.
а) Условия (использовать задачник).
б) Ход решения (использовать плакаты).
Подчеркнуть: это беглый обзор хода решения - в самых общих чертах.
АНАЛИЗ ЗАДАЧИ
7. Теперь мы переходим к систематическому изучению АРИЗ.
Анализ задачи: с шага 2-3 по шаг 3-8 [4].
а) Назначение шагов.
б) Порядок записи [5].
в) Возможные ошибки.
8. Задание на дом:
Раздать справку "Анализ задачи" и бланки для решения. Продиктовать условия задачи 1-28 (или 2-19, если к этому времени появится книга "Алгоритм изобретения").
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ ЗАНЯТИЯ 6
1. Использовать схему, приложенную к методуказаниям по занятию 5 (60-часовая программа). В некоторых экземплярах методуказаний нет текста по занятию 5; этот текст можно взять в методуказаниях по занятию 3 и 20-часовой программе.
Пояснения к схеме - см. там же, п.п. 6-7.
2. См. там же - последний абзац п.7.
Надо особенно подчеркнуть, что АРИЗ не только дает рациональную программу действий, но и обеспечивает изобретателя высокоэффективной (отборной) информацией. Обычно творческий процесс идет в условиях острого информационного голода. АРИЗ дает сведения о типовых приемах, о физэффектах. Эта часть АРИЗ быстро развивается.
В новых разделах, новых "слоях" АРИЗ программность и информационность слиты воедино. Так обстоит дело с вепольным анализом. Он дает программу действий (надо идти от неполных веполей - к полным и т.д.) и одновременно в очень компактной форме дает сведения о многих эффективных изобретениях и конкретных приемах.
3. См. методуказания к 5-му занятию (по 60-часовой программе), п.п. 8 и 9.
4. См. методуказания к 6-му занятию (по 60-часовой программе), п.п. 2-13 (рассматривать задачу 1-40 на этом занятии не надо). В качестве примера использовать задачи 1-11 и М-1.
5. Обязательно предупредить слушателей: в правой части листа надо оставлять место для объяснений. Слушатели должны записывать ответы коротко, а пояснения, мотивировки, всякие соображения - подробнее.
Создание и тем более совершенствование АРИЗ нельзя приписывать одному человеку.
Идею создания рациональной системы решения изобретательских задач в 1946-49 г.г. поддерживал Дмитрий Дмитриевич Кабанов, главный инженер инспекции по изобретательству Каспийской военной флотилии. Оценивая изобретения, Д.Д. Кабанов применял принцип: максимум результата при минимуме затрат. Этому принципу могли удовлетворить только те изобретения, которые являлись преодолением технических противоречий. Таким образом, одно из важнейших исходных положений алгоритмической теории решения изобретательских задач формировалось под влиянием взглядов Д.Д. Кабанова на изобретательскую деятельность.
В 1948-49 г.г. непосредственное участие в разработке первых вариантов АРИЗ принимал Рафаэль Борисович Шапиро (Р. Бахтамов). Он участвовал также в работе на протяжении 1956-59 гг.
С 1961 г. работу по методике изобретательства энергично поддерживал Станислав Георгиевич Корнеев. Он был редактором, сумевшим преодолеть трудности выпуска методической литературы, затем - организатором семинаров и, наконец, исследователем методики изобретательства. С.Г. Корнеев отдал много сил этой работе. В 1964 г. он умер.
С 1968 г. начинается новый этап в развитии методики изобретательства: постепенно создается система обучения АРИЗ. В этой системе процесс обучения органически связан с процессом совершенствования АРИЗ. Изучение "сбоев" при решении задач позволяет выявить слабые места АРИЗ, наметить пути их усиления, проверить новые элементы АРИЗ. Возникновение системы обучения АРИЗ, создание АзОИИТ и ОЛМИ стало возможным благодаря поддержке Вячеслава Николаевича Тюрина, секретаря ЦС ВОИР. В.Н. Тюрину было очень и очень нелегко защищать ведущуюся работу от тех, кто стремился административно ее закрыть.
В эти годы многое зависело от первых преподавателей, организаторов и применителей АРИЗ: Юозаса Миколо Чепеле, Юрия Валентиновича Чиннова, Александра Борисовича Селюцкого, Валентина Афанасьевича Богача, Петра Яковлевича Соболева. Система обучения АРИЗ не могла бы расти и развиваться без очень большой организационной работы, ведущейся Валентиной Николаевной Журавлевой.
С 1969 г. в развитии АРИЗ активно участвует Нина Петровна Линькова. Углубленный психологизм, отличающий АРИЗ-71 от АРИЗ-68, - один из результатов ее работы. Н.П. Линькова вложила много усилий и в решение организационных вопросов. После Бакинского семинара 1971 г. опорные пункты системы обучения АРИЗ возникли в Куйбышеве, Ставрополе, Иркутске и других городах. С 1972 года начала работать школа в Днепропетровске. Активная работа идет в Горьком.
Днепропетровский семинар 1973 г. позволил создать новые центры обучения, помог существенно повысить квалификацию преподавателей; все чаще и чаще преподаватели непосредственно участвуют в обсуждении исследовательских вопросов.
Новые изменения в АРИЗ-71, вепольный анализ, работа по использованию физэффектов - это коллективный труд.
Здоровая теория обязана постоянно и быстро развиваться. В сущности, работа только начата. Тем, кто сегодня только приобщается к методике изобретательства, предстоит исследовать множество первостепенной важности проблем и перейти от методики к Науке.
|