Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Альтшуллер Г.С., Верткин И.М., 1988
СПРАВКА ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ТРИЗ

1.

Одна из основных задач семинаров по ТРИЗ - подготовка новых преподавателей, правда, двухнедельные семинары слишком краткосрочны для достижения этой цели, однако все сложности преодолимы, если человек, приступивший к проведению занятий, постоянно повышает свою квалификацию, поддерживает систематическую связь с опытными специалистами, принимает участие в новых семинарах, читает современные статьи и книги по ТРИЗ, прорабатывает публикации прошлых лет и постепенно сам втягивается в исследовательскую работу по ТРИЗ.

В помощь начинающим преподавателям имеется комплекс материалов: краткая справка "ТРИЗ", дополнение к ней, материалы по эффективности применения ТРИЗ, аннотированные списки литературы "Что читать по НФЛ" и "Что читать по технологии технического творчества", справка "Как вести занятия по ТРИЗ", информации о семинарах ВГКПИ и др.

С той же целью составлена и настоящая справка, отражающая основные положения ТРИЗ, это не программа курса и тем более - не конспект лекций, ни в коей мере! Это лишь те "пункты", на которые обязательно надо обратить внимание слушателей в ходе занятий объемом свыше 20-30 часов.

Разумеется, в силу личной привязанности каждый преподаватель волен делать больший упор на том или ином "пункте", но вкратце, хотя бы в обзорном порядке, коснуться всех разделов ТРИЗ необходимо при любом цикле занятий.

Здесь приведен "Список основных разделов ТРИЗ", точнее - современной ТРИЗ, хотя бы раз в год (срок максимальный при быстрых темпах развития теории) необходимо обновлять список, дополняя его, корректируя, перестраивая.

СПИСОК ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ТРИЗ

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК И ЕГО МОДИФИКАЦИИ

1. Традиционная технология решения изобретательских задач - метод проб и ошибок (МПиО), недостатки, принципиальные пути развития.

2. Мозговой штурм, правила работы, отличия от МПиО, примеры.

3. Морфологический анализ: достоинства и недостатки, примеры составления морфологической карты, отличия фантограммы от традиционного морфологического ящика.

4. Метод фокальных объектов: суть работы, примеры, достоинства, недостатки, специфика решаемых задач.

5. Синектика. Правила проведения анализа, четыре вида аналогий, применяемых в синектике.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

6. ТРИЗ - новая технология творчества: суть, идеологическая основа, принципиальные отличия от методов активизации перебора вариантов, история создания.

7. Стремление к увеличению степени идеальности - главный вектор развития техники, понятие идеальной технической системы.

8. Законы развития технических систем: тактика выявления, суть, примеры.

9. Общая схема развития технических систем.

10. Многоэкранная схема талантливого мышления.

СТАНДАРТЫ НА РЕШЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ - МЕХАНИЗМЫ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНОВ

11. Вепольный анализ. Примеры.

12. Стандарты. История возникновения: приемы простые, двойные, сложные; вепольный анализ; стандарты, развитие системы стандартов. Структура современной системы стандартов. Как использовать стандарты.

13. Стандарты на достройку веполей. Примеры.

14. Стандарты на разрушение веполей. Примеры.

15. Стандарты решения задач на изменение. Примеры.

16. Стандарты решения задач на измерение. Примеры.

17. Стандарты на применение стандартов.

АРИЗ - ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РЕШЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ

18. АРИЗ: программа выявления и разрешения противоречий. Общая схема работы. Примеры. История создания.

19. Пример разбора задач по современной модификации АРИЗ.

20. Понятие идеальности в АРИЗ: идеальный конечный результат. Примеры.

21. Вещественно-полевые ресурсы. Примеры применения.

22. Метод моделирования маленькими человечками. Примеры применения.

23. Метод "шаг назад от ИКР". Примеры применения.

24. Правила развития найденной идеи ответа в широкий принцип.

25. Трудности при анализе задач по АРИЗ. Примеры.

26. Логика развития АРИЗов, АРИЗы завтрашнего дня.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ

27. Указатель применения физических эффектов. История создания. Структура. Применение при решении изобретательских задач.

28. Примеры изобретательского применения физических, химических, геометрических и пр. эффектов.

29. Отличие указателей применения физэффектов разных поколений. Логика развития.

30. Современный фонд химических и геометрических эффектов.

ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

31. Основные качества творческой личности. Разбор типовой биографии творческой личности.

32. Цель. Критерий достойной цели. Как выбрать цель. Примеры.

33. Рациональная программа жизни творческой личности.

34. Умение "держать удар". Примеры.

35. Идеальная жизненная стратегия творческой личности. Основные этапы.

36. Плюсы и минусы ЖСТЛ, определяющие критерий оценки жизни ТЛ.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ТРИЗ ВНЕ ТЕХНИКИ

37. Перенесение принципов ТРИЗ в нетехнические области. Примеры изобретательских задач и решений в истории, искусстве, науке, управлении, бытовых ситуациях и т.д.

38. Главные законы развития техники как объективные законы любых систем. Иллюстрация законов, понятий и приложений ТРИЗ нетехническими примерами.

39. Противоречия в искусстве. Показать, например, на рассказах О’Генри: разбор структуры рассказов с позиций ТРИЗ.

40. Синтез сказок. Выбор объекта, достройка конфликтующей пары, синтез конфликта, оживление действием (перенос в разные обстоятельства). Моделирование конфликта реальной жизни, переход на мораль (или социальный вывод).

41. Трудности, возникающие при синтезе сказок.

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ТРИЗ

42. Система обучения ТРИЗ: типовая программа, формы обучения.

43. Специфика проведения занятий по ТРИЗ: работа с аудиторией, подбор новых приемов, задач, втягивание обучемых в процесс разработки новых материалов.

44. Особенности проведения занятий в детской аудитории.

2.

Основная техническая литература по ТРИЗ (книги, брошюры, статьи) известна даже начинающему преподавателю, литература эта быстро пополняется, но, кроме нее, существуют препринты - материалы машинописные, ротаторные, ротапринтные и т.д. Использование этих важных дополнительных материалов может многое дать преподавателю.

В 1987 г. в Челябинской областной универсальной публичной библиотеке (ЧОУНБ) было начато формирование "Фонда литературы по ТРИЗ". И сегодня в фонд продолжают поступать новые разработки и исследования прошлых лет, выходящие публикации и работы, представляющие библиографическую редкость. Для получения доступа к фонду, необходимо обязательно связаться с его организатором - Любовью Анатольевной Кожевниковой (454000, Челябинск, пр. Ленина, 60, ЧОУНБ, отдел техн. лит. Кожевниковой Л.А.).

В принципе все материалы по ТРИЗ, собранные в ЧОУНБ, представляют интерес для современного преподавателя. И человеку, постоянно повышающему свою квалификацию, необходимо со временем ознакомиться со всеми из них. Здесь же приведен перечень тех материалов, которые следует прорабатывать в первую очередь. Эти материалы разнесены по разделам ТРИЗ и для удобства отыскания в фонде имеют нумерацию, заимствованную из информаций Кожевниковой (первым идет номер информации, вторым - порядковый номер материала).

Список рекомендуемой литературы со временем изменится, - когда фонд будет дополнен, пока же приходится исходить из той литературы, которая уже собрана на сегодняшний день.

Это направление работ планируется в дальнейшем развить: сейчас начата подготовка к выпуску аннотированной библиографии всех исследований и других письменных материалов по ТРИЗ.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТРИЗ

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК И ЕГО МОДИФИКАЦИИ

(8.23). Насирова С. Морфологический анализ: принципы, история, применение, вып. работа/АЗОИП. - Баку,1987.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТРИЗ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ВНЕДРЕНИЕ

(1.21). Г. Альтшуллер. ТРИЗ. Краткая справка.

(9.13). Г. Альтшуллер. Дополнение к справке "Теория решения изобретательских задач" (В сборнике: рекомендации по организации работы юных техников. Норильск, 1987).

( ). Г. Альтшуллер. Серый, серый ящик...Материалы АзОИИТ и комментарии к ним. Баку, 1982.

(4.8). Альтшуллер Г.С. Мнение бывшего руководства ЦС ВОИР и факты. 1982.

( ). Г. Альтшуллер. 40 документов об эффективности ТРИЗ. 1979-1982 гг.

( ). Г. Альтшуллер. Еще 25 документов об эффективности ТРИЗ. 1983-1985 гг.

( ). Г. Альтшуллер. Еще 30 документов об эффективности ТРИЗ. 1983-1986 г.

( ). Пять справок о семинарах и материалах ВГКПИ.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

(1.24). Ю. Саламатов, И. Кондраков. Идеализация технических систем. 1984.

(4.7). И. Верткин. Механизмы свертывания технических систем.

(5.5). Склобовский. Анализ процессов, ЗРТС для процессов химической технологии. 1987

(5.71). Г. Альтшуллер, И. Верткин. Линии увеличения "пустотности", 1987

СТАНДАРТЫ НА РЕШЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ - МЕХАНИЗМЫ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНОВ

(1.20). Г. Альтшуллер. Стандарты на решение изобретательских задач и методические указания по их использованию.

АРИЗ - ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РЕШЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ

(1.4). АРИЗ-85-В: Методические рекомендации. (Г. Альтшуллер)

(9.13). Г. Альтшуллер. История развития АРИЗ (в сборнике: рекомендации по организации работ юных техников, Норильск, 1987)

(5.84). Герасимов В.М., Литвин С.С., Мунгалова Л.Г. Применение ТРИЗ и ФСА с целью получения принципиально новых ТС (на примере судопропускных сооружений Днепро-Бугского гидроузла).

(6.4). Учебные задачи по ТРИЗ: фотоплакаты (задача о ледоколе, задача о разгоне шарика, задача о скользящей опалубке).

(5.18). В. Королев. Задача о люльке элеваторного стеллажа. 1987.

(5.21). Каплан Л.А. Задача об измерении циркулярного сопротивления корабля. 1987

(7.32). С. Литвин. Задачник для занятий по ТРИЗ. 1982.

(1.9). Б. Злотин, А. Зусман. Методические рекомендации по теории решения изобретательских задач (задачник), 1986.

(1.38). Б. Злотин, С. Вишнепольская. Использование ресурсов при поиске новых технических решений. 1985.

( ). Г. Альтшуллер. Разбор решения задачи о разгоне шарика, 1986.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ

(1.5). И. Bикентьев. Геометрические эффекты.

(5.60). И. Викентьев. Указатель геометрических эффектов, 1985.

(5.85). И. Викентьев. Геометрический пространственный оператор, 1987.

(1.6). В. Власов. Геометрические эффекты.

(7.37). В. Ефремов. Указатель геометрических эффектов.

(7.38). В. Ефремов. Использование шаровых конструкций при синтезе технических систем, 1985.

(1.11). Использование физических и химических эффектов при совершенствовании химических систем: метод, указания /сост. В.А. Михайлов/.

(1.23). Главы к указателю химэффектов.

(1.27). Ю.А. Саламатов. Формирование справочно-информационного фонда физико-химических эффектов.

ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

(5.1). И. Верткин. Картотека биографий на тему "качества творческой личности", 1985.

(1.2 ). Г. Альтшуллер, И. Верткин. Жизненная стратегия творческой личности. (2-й вариант).

(1.14). И. Мурашковская, Ю. Мурашковский. "Зажег я в сердце огонь" (биография В.Я. Ерошенко)

( ). И. Мурашковская, Ю. Мурашковский. "...Меня учили, что все люди братья..." (Биография Л.Л. Заменгофа.)

(5.28). В. Королев. Алдис Эглайс: биография. 1985. Интересное дополнение к биографии Эглайса см. в "Литературной газете" от 9 декабря 1987 г. в статье В. Дозорцева "Круги компетенции".

(7.44). Н. Круглова. Башкирцева Мария Константиновна: биография. 1987.

(8.1). Г. Альтшуллер, И. Верткин. Задачник по курсу ТРТЛ. 1987.

(8,8). Г. Альтшуллер, И. Верткин. Идеальная творческая стратегия: концепция "Максимального движения вверх" и перечень актуальных разработок. 1987.

(8.24). А. Сайфутдинов, В. Ладошкин. Жак-Ив Кусто: биография. 1986.

( ). И.Бухман. Сводная картотека биографий. 1985.

( ). Г. Альтшуллер. Фонд достойных целей. Информационная справка. 1985.


ПРИМЕНЕНИЕ ТРИЗ ВНЕ ТЕХНИКИ

(1.1). Г. Альтов, П. Амнуэль. Шкала "Фантазия-2": метод. разработка к занятиям по развитию творческого воображения.

(1.3). Г. Альтшуллер. Об использовании шкалы "Фантазия" в курсе РТВ.

(5.88). Г. Альтшуллер. Фантограммы (упражнения по развитию творческого воображения).

(1.16). В. Михайлов, П. Амнуэль. Развитие творческого воображения: метод. указания. 1980.

(5.4). Г. Альтшуллер, М. Рубин. Что будет после окончательной победы: восемь мыслей о природе и технике. 1987.

( ). И. Мурашковская, Ю. Мурашковский. Куда течет кастальский ключ? 1985.

(1.8). Б. Злотин, А. Зусман. Использование аппарата ТРИЗ для решения исследовательских задач. 1985.

(4.18). Б. Злотин. К общей теории развития (ТРИЗ и эволюционная биология).

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ТРИЗ

(1.12). Г. Альтшуллер. Как вести занятия по ТРИЗ.

(5.86). Злотин Б.Л., Зусман А.В. Обучение ТРИЗ/ТРТС на современном этапе... 1987.

(1.22). Г. Альтшуллер. Учебная программа школы-семинара "Теория и практика решения изобретательских задач". Начальный курс обучения (первый цикл).

(4.20). Учебная программа второго цикла обучения (Челябинск, 15-27 июня, 1987).

(1.41). Отчет по семинару "Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и Функционально-стоимостной анализ (ФСА)".

(2.6). Дневник семинара. Новосибирский семинар преподавателей ТРИЗ - Новосибирск, 2-14 дек., 1985 г.

(4.19). Краткий конспект семинара второго цикла, Челябинск, 15-27 июня, 1987.

(5.37). И. Викентьев. Обучение ТРИЗ школьников в кружке: опыт и проблемы. 1987.

(5.41). Иванов Г.И. Школа технического творчества. 1987.

(5.87). Обучение школьников основам технического творчества.

(5.3). Г. Альтшуллер. ТРИЗ: проблемы перехода к массовому внедрению.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИНФОРМАЦИИ ПО ТРИЗ

(5.89). Л. Кожевникова. О создании фонда литературы по ТРИЗ в ЧОУНБ NN 1-8, 1987 г.

(7.50). И. Верткин. Перечень исследований, устных докладов и других материалов, подготовленных к семинару по ТРИЗ в Петрозаводске (июль, 1987). 1987 г.

( ). Г. Альтшуллер. Научно-фантастическая литература. Что читать. 1984.

( ). Г. Альтшуллер. Что читать по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). 1984.

Г. Альтшуллер, И. Верткин
1/1-1988 г.