Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

"Учительская газета", 22 марта 1986 г., № 36 (8661) - С.2.
НАУКА ИЗОБРЕТАТЬ

- Генрих Саулович, ваше детище - ТРИЗ расшифровывается как теория решения изобретательских задач. Если вспомнить значение слова "изобретать", то можно сказать, что эта теория применима одинаково и в научном поиске, и в техническом конструировании. А что легло в основу этой теории?

- Начиная об этом рассказ, нередко обращаюсь к имени Эдисона. Когда он изобретал новый тип аккумулятора, то проделал 50 тысяч опытов. Почему не два или не десять? Объяснение простое: в 49999 случаях у изобретателя дело, мягко говоря, не клеилось. Он пользовался древним, как мир, методом проб и ошибок, то есть перебирал варианты. Успех пришел на пятидесятитысячном. Если бы не повезло, пришлось бы продолжать или совсем отказаться от идеи.

Такова технология изобретательского дела. Что изменилось в нем со времен Эдисона? К сожалению, и в наши дни перебор вариантов рассматривается как некая доблесть. Однако ускорение научно - технического прогресса невозможно обеспечить, перебирая по старинке варианты технических решений, выискивая иголку в стоге сена. Нужна иная, более эффективная технология решения изобретательских задач. ТРИЗ успешно справляется с этой миссией, выдвинув в основе такую идею: технические системы возникают и развиваются не "как попало", а по определенным законам, которые можно познать и использовать для сознательного - без множества пустых проб - решения задач.

- Недавно на курсах для бакинских учителей по интенсификации методов обучения вы признали, что целесообразно начинать освоение ТРИЗ уже в школьном возрасте.

- Я говорил об этом не без оснований. Еще в конце прошлого века французский психолог Рибо провел кропотливые эксперименты с детьми и установил, что творческие способности быстро растут примерно до 15 лет, а потом начинается необратимый спад. В наше время, когда на ребенка обрушивается огромный поток информации (и не остается возможности на "игру" с этой информацией), думаю, наиболее благоприятно развивать изобретательские способности в 11-13 лет.

Как подтверждение этому – накопленный мной огромный материал, состоящий из писем ребят, которые приходят в "Пионерскую правду" после публикаций специального раздела "И тут появился изобретатель". Сначала мы получали по 300 - 500 писем. Теперь их приходит до десяти тысяч. Такая обратная связь убеждает, что начинать обучение творчеству надо как можно раньше. Сейчас мы уже составляем задачи для ребят 4-5-х классов. И это не предел. Я пробовал с дошколятами - получается.

Накопленный опыт лег в основу книги "И тут появился изобретатель". В ней в популярной форме изложены основы ТРИЗ. Но, разумеется, дело не в том, чтобы научить ребят решать изобретательские задачи. Цель иная: зажечь как можно раньше искру творчества.

ТРИЗ среди специалистов разного профиля завоевывает все большее распространение и популярность. Десятки миллионов рублей экономии обеспечивает эта наука изобретательства. Однако среди педагогов ТРИЗ не очень известна. Например, упомянутые курсы в Баку, к сожалению, пока единственные.

Сейчас мы готовим проекты двух учебных пособий для 9-го класса. Их можно использовать на факультативных занятиях в школе, изучать в кружках технического и научного творчества.

- Генрих Саулович, а есть уже опыт работы по обучению ТРИЗ школьников?

- На основе экспериментального курса сейчас в стране уже работает более тридцати кружков юных изобретателей. Они есть в Ленинграде, Кишиневе, Риге, Уфе, Ангарске... Энтузиасты, специалисты высокого класса учат ребят использовать технологию решения творческих задач на практике. Таким образом, складывается новое, нестандартное явление в творческом развитии юношества. Оно максимально удовлетворяет повышению уровня научности образования, культуры мышления. Именно то, что составляет суть школьной реформы.

Мы готовы расширить круг людей, изучающих ТРИЗ. Можно было бы провести экспериментальный месячный курс обучения групп педагогов. Пусть слушателями станут учителя физики, химии, литературы (да, и литературы!), истории и других предметов. Важно только, чтобы такая работа стала не эпизодом, а началом организации продуманной и целенаправленной системы. Думаю, в этом должны принять участие и ученые-педагоги. Ведь в цепочке "школа - вуз - производство - наука" больше всех отстают в обучении творческому мышлению школы. Хотя именно здесь должны загораться первые искры творчества.

Беседовал собственный корреспондент газеты в Аз.ССР А.Усейнов