Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать









   

© Г.Альтов "Пионерская правда", 3.03.1978. - С.4
ИНСТРУМЕНТЫ ТВОРЧЕСТВА

КЛЮЧИ К ЗАДАЧАМ

Представьте себе такое описание паровоза: "Чёрный, с трубой. Стоит и пыхтит. Потом как загудит - и пошёл..." Всё верно, но описание чисто внешнее, ничего не говорит о самой сути паровоза - как он устроен и как действует. Нечто подобное встретилось нам в одном из писем: "Прием решения изобретательских задач – это когда человек сидит с задумчивым лицом, глаза в потолок, а рукой чешет лоб…" Дело совсем не в том, ходит человек или сидит, чешет он лоб или затылок. Важно другое: что думает изобретатель.

Решая задачу, мы наталкиваемся на техническое противоречие: хочешь улучшить одно - ухудшается что-то другое. Если у Карлсона будет большой винт - утратится сходство с Карлсоном, а если маленький - кукла не полетит. Поставить сильный моторчик? Снова противоречие: подъёмная сила винта возрастёт, но зато увеличится и вес куклы... Сделать изобретение - значит преодолеть противоречие. Поэтому изобретатель должен знать инструменты творчества - приёмы устранения технических противоречий.

"О приёмах говорилось в "Пионерской правде", - пишет школьник из Тамбовской области. - Например, если в какое-то вещество добавить железный порошок, то можно потом действовать магнитом и легко менять свойства этого вещества". Далее школьник перечисляет много других примеров, о которых также рассказывала газета: принцип "матрёшки", принцип объединения и т. д.

Основных приёмов не так уж много - всего около пятидесяти. Но эти пятьдесят ключиков открывают замки к тысячам изобретений. Многие изобретатели собирают интересные примеры использования приёмов. В Болгарии даже выпустили специальный альбом с такими примерами и рисунками к каждому из них. Подобное "собирательство" не менее интересно, чем коллекционирование марок. Поэтому советуем завести альбом или тетрадь для накопления приёмов. А примеры вы найдёте и в нашей газете, и во многих журналах.

Некоторые ребята в числе приёмов называют мозговой штурм, морфологический анализ. АРИЗ (программа решения изобретательских задач). Приём - это какое-то одно действие. Например, если объединить (одно действие!) паровой двигатель и корабль - получится пароход. Мозговой штурм и морфологический анализ - не приёмы, а методы. В каждом методе используется сочетание из 5 -10 приёмов. А в АРИЗ входит много разных методов - это теория, часть науки. Получается цепочка: приём - метод - теория. Как "кирпич - дом - город". В дальнейшем мы познакомим вас не только с новыми приёмами, но и с методами и основами теории.

ВИНТ ДЛЯ КАРЛСОНА

Есть такой приём: если меняются условия работы механизма, то и сам механизм должен меняться, приспосабливаясь к этим условиям. Применим этот приём к задаче о Карлсоне. Получается, что винт должен быть маленьким, когда Карлсон не летает, и большим, когда винт раскручивают. "Я бы предложил сделать винт раскрывающимся, - пишет школьник (г. Йошкар-Ола). - Когда с Карлсоном играют как с куклой, лопасти сложены, а если Карлсона запустить, то под действием центробежной силы лопасти раскроются и станут большими". Отличная идея! Есть такая игрушка "язык": трубочка, свёрнутая из бумаги. Подуешь - и трубочка разворачивается. Перестанешь дуть - трубочка сворачивается. Если сделать лопасти винта из таких "языков" (можно просто взять упругую пластмассу), они будут разворачиваться при вращении, даже дуть не надо. Школьники (Амурская область, г. Мурманск, г. Воронеж) тоже выдвигают идею раздвижного винта; лопасти у него закреплены на пружинках.

Многие ребята предлагают сделать Карлсона в виде воздушного шарика. Что ж, наверное, надо попробовать, такая игрушка интереснее простого шарика. Школьник из Московской области пишет, что Карлсон полетит, если его сделать... змеем и запустить в ветреную погоду. Тоже неплохая идея.

КАК ИЗОБРАЗИТЬ БЕЗБРЕЖНЫЙ ОКЕАН?

Во многих письмах такое предложение: показать небо. океан, горизонт и маленький корабль или остров. Но разве это безбрежный океан? Может быть, озеро? Некоторые ребята предлагают поместить в рамку... карту полушарий. Тогда уж проще взять лист бумаги, написать "Справка", а в справке указать площадь океана, глубину, количество воды... Картина - произведение искусства, она должна волновать, должна создавать такой образ океана, который открывал бы нам что-то новое, затрагивал бы душу и чувства человека.

У великого литовского художника Чюрлениса есть интересный цикл картин. На первой картине - статуя в океане. О её размерах поначалу трудно судить, но на второй картине та же статуя показана вблизи. Она так велика, что на картине видны только пальцы ног и постамент. Да ещё внизу - еле заметный кораблик. Третья картина вплотную приближает нас к этому кораблю: оказывается, у него огромный парус... Когда смотришь эти картины, три изображения воспринимаются совместно - начинаешь чувствовать, насколько велик океан, если в нём затерялась исполинская статуя...

"Надо показать каплю в море", - пишет школьник (Рязанская область). Есть и такая картина у Чюрлениса! Называется она "Соната моря. Аллегро". Там тоже три изображения, но на этот раз они совмещены на одном листе. Вид на море и берег с высоты птичьего полёта. И тут же вид вблизи, как будто вы стоите в воде. И третье изображение - капли воды, крупные, словно они перед самыми глазами. Каждое изображение само по себе простое, но вместе они создают замечательный образ моря.

Издательство "Молодая гвардия" выпустило в серии "Пионер - значит первый" повесть Ф. Розинера о Чюрленисе - "Гимн солнцу". Прочитайте эту книгу. Знакомство с творчеством Чюрлениса научит вас по-новому видеть окружающее. Это очень важно для изобретателя.

А если, наоборот, сравнить океан с чем-то, что больше океана? Нужно соединить океан с космосом - тогда возникнет ощущение безбрежности. На картине - небо, усыпанное звёздами, "космическое", как на картинах А. Леонова и А. Соколова. И океан, отражающий звёзды. Небо и океан уходят в бесконечность... Кстати, здесь тоже использован изобретательский приём: когда два предмета объединяются, их свойства становятся общими. Бесконечность, безбрежность, присущие космосу, передаются на картине и океану.

ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ

В одном из прошлых номеров было задание: придумать игрушку. Школьники из г. Днепропетровска и г. Сыктывкара прислали на конкурс "Лучшая игрушка" предложение сделать игрушечный дирижабль. Идея заманчивая и, казалось бы, легко осуществимая: придадим воздушному шарику форму дирижабля - и всё. Но воздушный шар, если его отпустить, сразу улетит. А игрушечный дирижабль должен подняться на несколько метров и держаться именно на этой высоте. Настоящий дирижабль поднимается до зоны равновесия - это такая высота, на которой плотность воздуха уменьшается настолько, что подъёмная сила дирижабля становится равной нулю. Игрушечный дирижабль должен подниматься на небольшую высоту, плотность воздуха при этом практически не меняется. Как же быть?

Есть и другие проблемы. В одиночку с ними очень трудно справиться. Давайте попробуем объединить усилия. Пусть каждый ответит на те вопросы, на которые сможет. Отберём лучшие предложения и посмотрим: может быть, получится хорошая игрушка.

Вот вопросы:

1. Нарисуйте внешний вид игрушечного дирижабля.
2. Какие размеры должны быть, по вашему мнению, у этой игрушки?
3. Из каких материалов сделать дирижабль?
4. Какой газ использовать? Может быть, просто тёплый воздух? Но как его нагревать?
5. Как сделать, чтобы дирижабль держался на высоте нескольких метров?
6. Какой двигатель должен быть у игрушечного дирижабля?
7. Что ещё вы можете предложить, чтобы сделать игрушку интереснее, занимательнее?

Каждый литр объёма дирижабля даёт подъёмную силу не больше одного грамма. Допустим, у нашего дирижабля объём в десять литров. Значит, подъемная сила всего десять граммов. Двигатели и прочие механизмы не должны превышать этот вес. Это очень важное условие, не забывайте о нём!

Подумайте и напишите нам. Лучше, если вы устроите коллективное обсуждение у себя в школе или кружке. Если что-то непонятно, посоветуйтесь с учителями. Кстати, есть хорошая книжка - о дирижаблях: Брауде В. Г. Воздухоплавательные летательные аппараты. Издательство "Машиностроение", 1977.

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей