Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Г.Альтов "Пионерская правда", 7.07.1978. - С.4
СЕКРЕТЫ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ

В КАКОМ ВЕКЕ МЫ ЖИВЁМ?

В книге по истории техники XIX век называют "веком пара". Первая половина XX века - "век электричества". А вот к какому веку относится наше время? Тут у историков нет единого мнения. Одни говорят - "век атома". Другие - "космический век". Может быть, "век химии"? Или "век электроники"? Какова главная особенность современной техники?

Вопрос нелёгкий. Но для изобретателя очень важный. Попробуем разобраться.

ЕСЛИ БЫ АМЁБА МОГЛА ГОВОРИТЬ…

Так вот. если бы амёба могла говорить, она сказала бы человеку: "Мои предки, одноклеточные, жили на Земле ещё миллиарды лет назад. И сейчас я всюду вижу клетки. Дерево - это клетки. Человек - это тоже объединение клеток... Значит, продолжается эра клеток!" Мы могли бы возразить: нет, это не так, эра клеток кончилась, когда возникли первые организмы. Разве дерево - это просто сумма какого-то количества клеток? У дерева есть свойства, которыми не обладают клетки. Дерево и человек - это системы клеток. Так что на Земле не эра клеток, а эра систем...

Вполне возможно, что амёба так и не поняла бы, что такое "система". Ну, как объяснить амебе, что океан принципиально отличается от капли?

СЕНЬОР АВТОМОБИЛЬ

Развитие техники идёт от "клеток" к системам. Первый паровоз - "клетка", железнодорожный транспорт - система.

Войдя в систему "клетка" получает возможность эффективно работать и быстро развиваться. Но зато она становится зависимой от системы, не может существовать без нее.

Современная техника - это техника систем. Её "клетки" - различные устройства, приборы, машины - работают не сами по себе, а в комплексах. Поэтому вторую половину XX века всё чаще и чаще называют "веком технических систем".
Устроены системы по "феодальному" принципу. Помните, как было в средние века? Вассал подчинялся Сеньору, который в свою очередь был вассалом по отношению к более крупному сеньору и т. д. Электрическая лампа - "вассал" системы освещения в автомобиле. Но у системы освещения свой "сеньор" - система электрооборудования, которая тоже входит в "вышестоящую" систему под названием "автомобиль". А сеньор Автомобиль - всего лишь единица большой системы "автотранспорт", включающей миллионы автомашин, гигантскую сеть дорог, станции заправки, ремонтные мастерские...

ПУТЬ В ОБХОД

Итак, каждая техническая система имеет "сеньора" - надсистему. И своих "вассалов" - подсистемы. Любое изменение системы отражается на подсистемах и надсистемах. Когда изобретатель забывает об этом, неизбежны ошибки. Взять хотя бы игрушечный дирижабль, о котором говорилось в нашей газете № 18 от 3 марта. В одном из ваших писем подробно доказывается, что электромотор лучше двигателя внутреннего сгорания. Но ведь двигатель нужен нам не сам по себе: он должен быть частью дирижабля, его подсистемой. Хорош или плох двигатель - это зависит от того, как он будет вести себя в комплексе. Грузоподъёмность игрушечного дирижабля невелика - всего несколько граммов. Этого мало и для электромотора, и для двигателя внутреннего сгорания.

Как же быть?

Пойдём в обход: включим дирижабль в надсистему, То есть объединим его с каким-то другим механизмом, агрегатом – усложним. Вес корабля мы не будем наращивать, зато сможем увеличивать вес другой машины. Школьник из Москвы так и предлагает: соединим ниткой игрушечный дирижабль с игрушечным тягачом - автомобилем. Получится новая система, у которой двигатель (он установлен на автомобиле) может быть тяжелым. Пожалуй, такая игрушка даже интереснее, чем игрушечные автомобиль и дирижабль порознь. Школьники (г. Кривой Рог и Мурманская область) советуют нанести на оболочку дирижабля магнитный слой (как на магнитофонной ленте) и использовать для перемещения дирижабля расположенные снаружи сильные магниты. Это тоже переход к надсистеме.

ЗА ДЕРЕВОМ ВИДЕТЬ ЛЕС

Мир устроен системно. Вспомните: Земля - Солнечная система - Галактика... Или: атом - молекула - вещество... Или: кирпич - дом - город... Даже строка в газете состоит из подсистем (слова, буквы, знаки препинания) и входит в надсистему (страницу). Умение видеть мир системно - один из главных секретов талантливого мышления.

Можно привести такой пример. На металлургических комбинатах отходы - золу и шлак - транспортируют водой по трубам. На внутренних стенках трубы быстро образуется плотная корка, её приходится удалять вручную. Над этим размышляли многие инженеры, но видели они только трубы, заросшие коркой, и ничего не могли придумать. Изобретатель Михаил Иванович Шарапов включил трубу в другую систему. На тех же комбинатах угольные отходы тоже "сплавляют" но трубам. Острые кусочки угля царапают стенки, никак не удаётся предотвратить износ труб. Михаил Иванович решил: пусть будет единая гидротранспортная система. Сначала по ней пойдут зола и шлак. На стенках труб образуется корка. Пустим угольные отходы - они сдерут эту корку. И снова пойдут зола и шлак... Остроумное решение, не правда ли?

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ

Попробуйте ответить на вопросы:

1. Возьмём систему "трактор". Какие подсистемы она включает? В какую надсистему входит?

2. Коровники зимой приходится отапливать, а кормохранилища охлаждать, потому что при хранении кормов выделяется теплота. Ваше предложение?

3. Человек - тоже система, хотя и очень сложная. В какую ещё более сложную надсистему входит эта система?

4. Приведите свой пример "феодализма" технических систем. Назовите какую-нибудь систему А и скажите, в какую более крупную систему Б она входит. И в какую ещё более крупную систему В входит система Б.

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей