Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Г.Альтов. «Пионерская правда», 30.10.1979. - С.4.
ПОСТОЯННО-НЕПОСТОЯННЫЙ

На одном заводе нужно было перенести из цеха в цех стальные детали. Решили применить автокран с электромагнитом: пусть сразу подхватывает сотню деталей и везёт. Но когда подсчитали расход электроэнергии, оказалось, что такому автокрану понадобятся ещё два прицепа с аккумуляторами.

— Может быть, использовать постоянный магнит? — сказал один инженер. — Тогда
совсем не придётся тратить электроэнергию.

— А как быть с разгрузкой? — спросил его коллега. — Постоянный магнит схватит детали и не отпустит.

— Да, постоянный магнит будет всё время держать детали, — согласился автор идеи. — Выходит, нам нужен постоянно-непостоянный магнит. Но такого магнита не существует...

И тут появился изобретатель.

— Такого магнита не существует, — сказал он, — но его можно сделать. Для этого надо объединить...

Что для этого надо объединить, как вы думаете?

Ждём ваших писем.

ЗАЧЕМ КОРОВЕ КРЫЛЬЯ,
ИЛИ КАК СОЕДИНИТЬ ПРЕДМЕТЫ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ НОВОЕ И ПОЛЕЗНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ

Судя по вашим письмам, для учеников 3—6-х классов наиболее трудным оказалось задание «изобрести» фантастическое животное. «Вот фантастическая корова, — пишет ученица из г. Кара-Балта Киргизской ССР. — У неё хобот — как у слона, крылья — как у орла, хвост — как у синицы, копыта — как у лошади». К сожалению, девочка не объяснила, зачем коровам подниматься к облакам...

Мы подсчитали: вы, ребята, придумали 488 фантастических животных, но 312 из них просто «склеены» из частей обычных животных. К одному письму, например, приложен такой рисунок: птица с рогами оленя, колючками ежа, хвостом льва, лицом человека — и в довершение всего у этой птицы из клюва идёт огонь. Спрашивается: зачем колючки, если есть «огнемёт»? И как будет летать птица с тяжёлыми рогами?.. Животное должно быть хорошо приспособлено к той среде, в которой живёт. Точно так же и машина должна соответствовать среде, в которой она работает. Приделайте к самолёту башенный кран — получится машина, которая не годится ни как самолёт, ни как кран.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ — один из старейших изобретательских приёмов.
Объединять надо так, чтобы сочетание получилось не только НОВЫМ, но и ПОЛЕЗНЫМ.

2 + 2 = ?

В арифметике два плюс два всегда четыре. А в изобретательстве сложение, объединение предметов должно дать нечто большее, чем простую сумму.

Представьте себе, что кто-то предложил поместить в портфель эспандер — пружинную рукоятку для развития мускулов. Тут нет никакого изобретения: портфель существует, чтобы носить в нём разные вещи. Но вот изобретатель Олег Жолондковский предложил портфель с эспандером, приделанным вместо ручки: несешь такой портфель и попутно тренируешься. Это уже изобретение! Сэкономлена ручка, её заменил эспандер, а главное — появилась возможность сразу делать два дела.

Итак» запомните: соединять предметы надо не просто, а с «хитростью», чтобы был какой-то выигрыш, какой-то новый и полезный результат.

ЧУДОВИЩЕ С ПЛАНЕТЫ МЕГЕРА

Читатель из Новосибирска прислал нам фантастический рассказ. Вот его краткое изложение (в кавычках приведены отрывки из текста):

Три звездолёта не вернулись с таинственной планеты Мегера. Четвёртый звездолёт повёл опытный разведчик. Совершив посадку, Рогов вышел из звездолёта. «Рука космолётчика крепко сжимала лучемёт». Пройдя несколько километров, «он заметил белую гору. Захотелось узнать, что это такое. Рогов вонзил два усика киба в гору, чтобы получить полную информацию. Гора вдруг стала пульсировать, цвет её изменился. Киб мгновенно расплавился». Разведчик поспешно отскочил, но «гора» двинулась за ним, над космолётчиком нависли щупальца. «Рогов выставил лучемёт, пытаясь поразить чудовище». Но «гора» мгновенно превратила лучемёт и пепел. «Рогов пустился бежать к звездолёту. Чудовище, перекатываясь, гналось за ним». Только невероятным напряжением сил разведчику удалось обогнать «гору», добраться до звездолёта и улететь. «Летя на Землю, Рогов понял, почему погибли предыдущие экспедиции».

А теперь три вопроса:

Как вы думаете, правильно ли действовал Рогов?

Почему погибли три экспедиции?

Как, по вашему мнению, надо действовать, исследуя планеты?

Ждём писем.

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей