Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Г.Альтов. "Пионерская правда", 18.11.1980.  - С.4.
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЕ МНОГОБОРЬЕ

По просьбе читателей мы проводим соревнование. Предлагаем вопросы для 7-9-х классов. Желательно ответить на все вопросы в своей группе, но можно ограничиться и одним вопросом, если ответ подробный.

7 - 9-е КЛАССЫ

ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО ТУРА

1. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ИСТОРИЮ ИЗОБРЕТЕНИЙ?

Назовите три наиболее крупных, по вашему мнению, изобретения, сделанных в нашей стране. Кто и когда сделал эти изобретения?

2. КОЕ-ЧТО ПО ТЕОРИИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА.

Спортсмены готовили к соревнованиям катер. С водометным двигателем. В него
поступала забортная вода и - как в реактивном двигателе - с большой силой отбрасывалась назад, разгоняя катер. Двигатель был лёгкий и мощный. Однако на испытаниях выяснилось, что при большой скорости катер скользит по поверхности воды, его корпус едва-едва соприкасается с водой. Из-за этого вода перестаёт поступать в двигатель, мотор глохнет...

- Надо поставить на катер большой бак с водой, - предложил один спортсмен.

- Лучше сделать так, чтобы корпус всё время глубоко сидел в воде. Тогда она будет бесперебойно поступать к двигателю, - возразил другой.

И тут появился изобретатель.

- Нет, так делать нельзя, - сказал он. - В обоих случаях возникает техническое противоречие. Мотор, конечно, будет работать непрерывно, но вы забыли, что...

О чём забыли спортсмены?

(Примечание. Не надо предлагать свои способы подачи воды в мотор. Достаточно объяснить, почему неудачны предложения спортсменов).

3. РЕШИТЕ ЗАДАЧУ.

Отходы сахарного производства - отличное удобрение. Но липкая масса в воде не растворяется, при нагревании не становится более жидкой. Возникает проблема: как равномерно покрыть поверхность почвы тонким слоем массы? Не работать же вручную, размазывая "мёд" ложками... Вас привезли на склад, показали множество бочек и сказали: "Надо завтра же использовать это удобрение..." Что вы предложите?

4. ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ ФАНТАЗИЮ.

В фантастическом рассказе описана такая ситуация. На планету, очень похожу на Землю, но без признаков жизни прибыла экспедиция, которой поручено подготовить городок для переселенцев с Земли. И вдруг на стройке начинается "цветочная чума": появляются похожие на фиалки цветы, поедающие металлы и пластмассы. "Чума" распространяется стремительно, средств защиты найти не удаётся. Звездолёт покидает планету, чтобы сообщить на Землю об опасности. Переселение надо задержать до тех пор, пока на Земле не найдут средство против "цветочной чумы". И вдруг на корабле тоже обнаружены "фиалки"! Корабль до Земли не долетит... Связи с Землёй нет.

- До чего нелепо получилось! - сидя за пультом, вздохнул Ананда. - Ведь на Земле не знают ничего!.. Ну ладно, мы исчезнем. Но они снова и снова будут посылать экспедиции на эту планету. И каждый раз...

- Да, - сухо отозвался Боярский. - Каждый раз... Мы все сейчас как котята, которые тычутся носом в стенку в надежде найти выход... И нас нельзя лишать этого права - быть котятами. Наличие разумности лишь подтверждает силу метода проб и ошибок..."

Вот такая точка зрения: гибель многих экспедиций неизбежна. Будут прилетать на коварную планету и погибать на ней или в космосе, на пути к Земле. Герой рассказа уверен, что действовать наподобие слепых котят - это признак разума...

А каково ваше мнение? Неужели ничего нельзя предпринять, чтобы следующие экспедиции не погибли?

Решая эту задачу, не нарушайте условий "игры": средств борьбы с "фиалками" пока нет и связи с Землёй тоже нет.

5. И НЕМНОГО ФИЗИКИ.

В шахтах и рудниках воздух приходится очищать, пропуская сквозь фильтры. Но даже после этого в нём остаются частицы твёрдой пыли. Нужно добиться, чтобы эти частицы стали крупнее, слиплись, тогда они будут задержаны фильтрами. Как же заставить маленькие пылинки соединиться друг с другом?

Если задача покажется вам трудной, возьмите учебник физики для седьмого класса и посмотрите первые страницы в разделе "Электричество".

Не спешите с ответами. В вашем распоряжении - месяц после опубликования вопросов. Вы имеете право советоваться со старшими товарищами, учителями, родителями. Рекомендуем посмотреть изобретательские странички в "Пионерской правде" за последние три года.

Ждём ваших писем. Не забудьте указать, в каком классе вы учитесь.

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей