Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Альтшуллер Г.С., 1986
ПРИМЕНЕНИЕ АРИЗ

В сентябре в ряде городов возобновились занятия по ТРИЗ. Судя по поступающим сведениям, в этом учебном году будет много групп с новыми преподавателями. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на важную особенность в обучении пользования АРИЗом. Некоторые преподаватели, давая "задачу на АРИЗ", оценивают решение в зависимости от одного фактора - удалось ли решающему задачу выйти на правильный конечный ответ или не удалось. Это неверно. Современный АРИЗ предназначен для решения трудных, нестандартных задач. На "вход" в АРИЗ эти задачи нередко поступают в неполном или неправильно сформулированном виде. Подчас в условиях задачи - в силу психологической инерции - неверно указано, что именно требуется получить. Вспомним, например, задачу о ледоколе. Первоначальные условия требовали усиления "колки" льда, хотя на самом деле нужен был способ продвижения без "колки". Зачастую в процессе анализа по АРИЗ появляется необходимость в применении физэффекта, который малоизвестен человеку, решающему задачу: возникает необходимость навести справки, покопаться в литературе. Все это придает процессу решения задачи по АРИЗ протяженность, постепенность. Построена модель задачи - решения (ответа) еще нет, но уже есть продвижение к ответу. Сформулирован ИКР - решения нет, но есть дальнейшее продвижение к ответу. Поэтому преподаватель не может сказать учащемуся: "Ты неправильно решил задачу по АРИЗ, ты не умеешь применять АРИЗ". Можно сказать другое, например: "Ты правильно построил модель задачи, молодец! Частично задача решена. Но ИКР сформулирован неточно - надо вернуться к началу второй части, повторить анализ".

Это очень важно! Если человек применяет АРИЗ, не может быть ситуации (типичной для МПиО с его ставкой на внезапное "озарение"), когда ответа нет, а потом он вдруг появляется. (Точнее: такое бывает только при решении очень легких задач, когда срабатывает, например, аналогия и не нужен весь арсенал средств АРИЗ). При применении АРИЗа ответ должен постепенно нарастать, проясняться: вот построена модель задачи, это, скажем, 10% ответа, вот определены ВПР - еще 10%. И так до 70 - 80%, когда резко возрастает вероятность рывком выйти на ответ ("озарение", но "аризное", то есть планомерно подготовленное; кстати, нередко задача решается на все 100% без следов "озарения").

Практика обучения показывает: уже после теоретического (лекционного) ознакомления с АРИЗом учащийся, как правило, без грубых ошибок строит модель задачи. После самостоятельной проработки текста АРИЗа и разбора приложений обычно правильно формулируют ВПР и ИКР. Именно на этом этапе и появляется необходимость в содействии преподавателя. Меньше всего преподавателю на этом этапе надо заботиться о выходе на правильный ответ. У преподавателя тут три главные задачи:

1) определить границу освоенного учащимся,

2) постепенно сдвигать эту границу ближе к концу алгоритма,

3) путем обсуждения упущенных возможностей углублять понимание тех шагов, которые можно считать в основном освоенными.

Г. Альтшуллер.
8/1О-86