Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   
© Альтшуллер Г.С., рукопись, 1986.
 
ЧЕРТЕЖИ ЗВЕЗДНЫХ МГНОВЕНИЙ
 
БЕСЕДЫ О ТВОРЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ
 
СЦЕНАРИЙ ВТОРОЙ БЕСЕДЫ
 
Здравствуйте!
 
Напомню главные итоги предыдущей нашей встречи. Мы пришли к трем выводам:
 
1. С давних времен изобретатели работают методом проб и ошибок, то есть перебором вариантов. Это крайне неэффективно. Современная научно-техническая революция нуждается в новой технологии решения изобретательских задач.
 
2. Технические системы - машины, приборы, способы - развива­ются не как попало, а по определенным законам. Можно выявить эти законы и использовать их для сознательного решения задач - без множества пустых проб. Новая технология называется ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.
 
3. Главный закон развития машин - стремление к увеличению идеальности. Идеальная машина не имеет ни веса, ни объема, а рабо­ту выполняет... Отсюда стратегия сильного решения задач: получив задачу, надо представить идеальный результат (это всегда можно сде­лать) - и на него ориентироваться.
 
В полученных нами письмах встречается такой вопрос: машины должны становиться идеальнее, то есть менее громоздкими; между тем размеры и вес машин увеличиваются, машины растут. Как это объяснить?! Вопрос очень интересный.
 
Стремление к идеальности - главный, но не единственный закон развития машин. Существуют и другие законы. Реальное развитие ма­шин - результат совместной работы многих законов.
 
Вот, например, такой закон: достигнув определенных пределов раз­вития, машина перестает расти. Растет уже не отдельная машина, а система (связка) из двух, трех, многих машин. Аналогичный закон дей­ствует и в биологии: одноклеточные организмы не растут безгранично, а превращаются в многоклеточные. С техническими «организмами» такая же картина: из «одноклеточных» они переходят в «многоклеточные». Например, простое охотничье ружье становится двойным ружьем, двух­стволкой. Даже обыкновенная расческа становится двойной, потом многократной.
 
(На экране - плакат № 3/22)
 
Кстати, одинарные системы принято называть моносистемами, двойные - бисистемами, многократ­ные - полисистемами. Вот еще несколько примеров закономерного пере­хода от моносистем к бисистемам и полисистемам. Первые якоря были моносистемами. Потом появились би- и полисистемы. Кнопки - простые канцелярские кнопки! - тоже переходят от моно- к би- и полисистемам.
 
Представляете, какой конфликт возникает между законами? Один закон требует: уменьшай вес и объем, делай систему идеальнее. Другой настаивает: удваивайте систему, удесятеряй... Что же получается в результате совместного действия двух законов?
 
(На экране – плакат № 4 /23)
 
Вот простое охотничье ружье - моносистема, одинарная система. Перейдем теперь к бисистеме - свяжем, соединим два ружья. Один за­кон выполнен, но выигрыш невелик. У нас два ружья, но и вес удвоился. Используем теперь закон увеличения идеальности. Получился двойной комплект частей; сократим некоторые части, например, зачем нам два приклада?! В итоге получится двухстволка: действие двойное, а вес немногим больше, чем у простого ружья.
 
Обратите внимание на схему: моносистема не просто удваивается или утраивается, удесятеряется. Это только первый этап. Система удвоилась и тут же происходит сокращение избыточных частей. Процесс называется свертыванием
 
Переход от моносистемы к бисистеме - простейшая операция в раз­витии технических систем. Но и эта простейшая операция не так уж проста. Посмотрите на схему.
 
(На экране - плакат № 4 /23)
 
Моносистема становится бисистемой. Бисистема свертывается - сна­чала частично, потом полностью. То есть снова возникает моносистема, но уже выполняющая две функции. Начинается новый виток спирали: но­вая моносистема в свою очередь превращается в новую бисистему... и так далее.
 
Иногда говорят: «Вот вы заменяете свободный творческий поиск теорией... Это скучно!» Всё наоборот: скучна старая технология с её унылым перебором тривиальных вариантов.
 
К сожалению, телевизионная камера не может заглянуть в голову человека, решающего задачу. Но если бы это было возможно, мы бы увидели: вот дана задача, и в голове зажегся мысленный экран, воз­никло изображение данной в задаче системы.
 
(На экране – доска, преподаватель объясняет по готовому рисунку)
 
Возникла картинка и начались вялые, медленные ее изменения: «А если сделать так?.. А если сделать вот так?..» По-другому орга­низовано мышление человека, владеющего ТРИЗ и учитывающего законы развития систем. Дана задача - и зажигаются минимум девять мыслен­ных экранов. На центральном - система. Здесь, выше, надсистема. Ниже - подсистемы. Например, задача относится к дереву. Тогда надо видеть не только дерево, но и надсистему - лес. И подсистемы дерева, например, листья. Три уровня - нынешнее дерево, нынешний лес, нынешний лист. И три уровня в прошлом и будущем. То есть вид­ны не просто девять отдельных экранов - видны их связи, просматри­ваются линии развития.
 
Конечно, девять экранов - это предельное упрощение. На самом деле надо уметь зажигать много экранов вверх от центрального экрана - видеть надсистему, наднадсистему... И много экранов вниз, чтобы видеть подсистему, подподсистему... То есть надо ясно видеть не только лес, но и всю биосферу. Не только лист дерева, но и клетки этого листа. Не только прошлое системы, но и её далекое прошлое. И далекое будущее.
 
Задача может относиться к системе, а ответ, например, к под­системе или надсистеме. Сколько не перебирай вариантов на уровне системы - ответа не будет. Если мысль приучена работать по многоэк­ранной схеме, ясно видны пути дальнейшего развития системы.
 
То, что мы называем талантливым мышлением» и является стихийным использованием многоэкранной схемы. Посмотрите на первую часть «Со­наты моря» великого литовского художника Чюрлениса.
 
(На экране – «Соната моря» Чюрлёниса)
 
Эта картина состоит как бы из трех наложенных друг на друга эк­ранов. На одном - система: море, каким его видит человек, стоящий по пояс в воде: видны солнечные блики на дне, рыбы, тени пролетающих птиц... Второй экран - надсистема: море с высоты птичьего полета. Виден берег, далекие деревья… И третий экран: подсистемы моря. По всей картине – капли, янтарные капли воды... Три изображения совмещены - отсюда совершенно новый художественный эффект, картина души моря...
 
В «Сонате пирамид» тот же прием.
 
(На экране – картина «Соната пирамид» Чюрлениса)
 
Но экраны взяты по горизонтали; прошлое, настоящее, будущее. Ны­нешние пирамиды, освещенные солнцем… Пирамиды прошлого, темные, погруженные вглубь песков... И пирамиды будущего - их вершины только-только прорастают сквозь почву...
 
У людей, которых мы называем талантливыми, гениальными, - в звездные мгновения озарения мышление работает по многоэкранной схеме.
 
Подведем итоги.
 
Логика развития систем - технических, художественных - определяется законами диалектики. Надо знать и применять эти законы, чтобы правильно строить мышление при решении творческих задач. ТРИЗ нужна не только для того, чтобы лучше справиться с той или иной конкретной технической проблемой, ТРИЗ должна формировать талантливое мышление, талантливый стиль мышления.
 
А теперь - о домашнем задании. Напомню задачу.
 
(На экране - плакат № 1)
 
Надо было предложить идеальную прокладку между свежеуложенным бетоном и металлической опалубкой. Мы получили много писем. Типичная ошибка при решении этой задачи - предлагают использовать прокладки из посторонних для системы веществ. Идеальная прокладка - это прокладка из веществ, которые уже имеются в системе. Например, прокладка из тончайшего слоя воды (вода есть в свежем бетоне). Или тонкая прокладка из сухих частиц, из песка, например - как слой панировочных сухарей вокруг котлеты… Создать такие слои можно за счет электроосмоса, пропустив ток сквозь бетон. Если опалубка соеди­нена с отрицательным полюсом, образуется тонкая прослойка влаги. Если опалубку соединить с положительным полюсом, на грани­це опалубки и бетона возникает тонкий слой сухого, нелипнущего ве­щества. Подробности - в авторских свидетельствах № 308 172 и 628 266.
 
(На экране – цифры: 306 178 и 628 266)
 
Новое домашнее задание. Дана теплица, обыкновенная теплица для растений. Спрогнозируйте - на основе закона «моно - би – поли» - дальнейшее развитие теплицы. Подчеркиваю, задача учебная, поэтому главное - убедительно обосновать ответ, показать, что он вытекает из закона.
 
Напишите нам о своих предложениях. И несколько строк о себе. В вашем распоряжении - месяц. Пятнадцать лучших работ будут отмече­ны призами - книгами по теории изобретательства с автографами авторов.
 
(На экране - разложенные на столике призы)
 
Благодарю за внимание. До следующей встречи.