Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   
Регистр н/ф идей Фантастика Рассказы

© Альтшуллер Г.С., 1982
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ШКАЛЫ "ФАНТАЗИЯ"
В КУРСЕ РТВ

ЗАЧЕМ НУЖНА ШКАЛА?

В программу обeчения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) входит курс развития творческого воображения (РТВ). Одна из целей этого курса - вовлечь слушателей в регулярное чтение научно-фантастической литературы (НФЛ), поскольку каждое научно-фантастическое произведение можно рассматривать как разбор задачи (или многих задач) "на фантазию".

Добиться, чтобы слушатели регулярно, обильно и вдумчиво читали фантастику, весьма непросто. У некоторых слушателей предубеждение против научно-фантастической литературы; другие напротив, восторженно и некритически относятся ко всему, что имеет гриф "фантастика". Многие не читают научно-фантастическую литературу, ссылаясь на то, что её невозможно достать. Как ни странно, особенно трудно с любителями фантастики. У них сильный "вкусовой комплекс": нравяться какие-то поджанры фантастики, какие-то определённые авторы, всё прочее недопонимается и отвергается.

При хорошо поставленном курсе РТВ преподаватель использует подборку рассказов из журналов. Староста группы перед каждым занятием обменивает прочитанное, преподаватель следит за регулярностью обмена, время от времени проводит собеседование по прочитанному. Однако даже при хорошей подборке рассказов воспитание вкуса идёт медленно. У преподавателя практически нет возможности проверить, как слушатели понимают прочитанное. Если занятия ведутся ежедневно (целевые группы в ИПК, семинары), преподаватель вообще вынужден мириться с бесконтрольным чтением: в группах бывает до 30-40 человек, регулярно опрашивать каждого невозможно.

В связи с этим в начале 1982 г. мною - совместно с П. Амнуэлем разработана шкала "фантазия", предназначенная для оценки научно-фантастических идей, ситуаций, сюжетов и произведений в целом. Пользование шкалой заставляет внимательно анализировать фантастику и оценивать её более или менее объективно. Разумеется, шкала нужна не только для оценки научно-фантастической литературы. Курс РТВ строится, в основном, на упражнениях типа: "Предложите новую фантастическую идею, относящуюся к такому-то объекту...". Возникает вопрос: как оценивать такие идеи? Оценка изобретательских идей основана на сравнении с прототипом по ряду показателей (новизна, масштабность, полезность, лёгкость осуществления, красота и т.д.). Здесь роль шкалы играют инженерные знания, информация о реальном прототипе, наконец, практика. А как оценивать фантастические идеи? По каким показателям? Эта проблема имеет большое значение для повышения эффективности всего курса РТВ. Разработка шкалы, позволяющей хотя бы в первом приближении оценивать фантастические идеи, даёт слушателям и преподавателям инструмент для совершенствования изначально полученных (или взятых из научно-фантастической литературы) идей, их развития и преобразований в новые и более сильные идеи.

ДОПУСТИМА ЛИ ШКАЛА?

Существует шкала Бофорта для оценки силы ветра. Есть шкала силы землетрясений. Существование подобных шкал не вызывает возражений: оцениваются внешние силы. Иное дело - литературная шкала. Она непосредственно затрагивает интересы авторов и редакторов и - что намного важнее - вкусы читателей. В искусстве вообще сильна идея непознаваемости творчества. Более того, преобладает мнение, что проникать в технологию творчества вообще недопустимо, неприлично. До сих пор многие считают, что художник (поэт, артист и т.д.) творит в состоянии некоего непостижимого экстаза... Разумеется, это чушь.

Гегель писал: "Нелепо думать, что подлинный художник осознаёт, что он делает... человек не достигает без размышления сознания того, что в нём живёт, и поэтому на всяком большом произведении искусства видно, что материал его долго и глубоко взвешивался и продумывался по всем направлениям" ("Эстетика", т. 1). К сожалению, это всего лишь мнение Гегеля.

В процессе разработки шкалы я прозондировал мнение некоторых знакомых писателей и литературоведов - и ощутил ледяной ветерок неприятия самой идеи измерения... Я не люблю оперировать цитатами, но всё-таки приведу (по памяти) слова Писарева:

Это свидетельствует, сказал он в аналогичном случае, что ещё не наступило время полного господства головного мозга над явлениями человеческой жизни. (Классики порой незаменимы. Ведь как деликатно высказана мысль, что человек зачастую думает не головой, а совсем напротив...).

Так вот, поскольку упомянутое время не наступило, преподаватель РТВ может натолкнуться на вопрос: а допустимо ли оценивать произведения искусства по шкале? Не следует, памятуя Писарева, ссылаться на материализм, принципиальную познаваемость мира и пр. Надо объяснить, что речь идёт о методе экспертных оценок: работают же судьи, оценивающие технику и артистичность выступлений по художественной гимнастике или фигурному катанию. И работают вполне прилично, с малым разбросом оценок...

Неотразимый довод!..

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ШКАЛЫ

Первый пригодный для работы вариант шкалы включал четыре показателя:
 - новизну,
 - убедительность,
 - человековедческий потенциал,
 - художественную ценность.

Каждый показатель можно было оценить от 1 до 3 баллов (допускалась и дробная оценка). Произведение баллов определяло принадлежность к одному из 15 классов. Для исключительных оценок ("три тройки, одна четвёрка" - и выше) был предусмотрен 16-й класс. Учебный материал по шкале (5 стр.) содержал пояснения: признаки баллов и примеры.

Опробование первого варианта шкалы состоялось в марте и апреле 1982 г. на занятиях в ВИПК МИНЦВЕТМЕТа. Сначала слушатели, как обычно, обменивали и читали рассказы. Было дано контрольное упражнение ("придумать фантастическое животное") - результаты оказались очень слабыми. Затем последовало второе письменное задание: оценить тот или иной рассказ по 100-бальной шкале, дать мотивировку оценки. Анализ сданных работ показал, что оценки даются, как правило, по одному (реже - по двум) факторам. Кто-то ценит в фантастике "занимательное чтение", кого-то привлекают социальные аспекты и т.д. Порой критериями являются труднопредсказуемые моменты. Так, одна из слушательниц высоко оценила... фамилию переводчика.

В одной работе была предложена шкала оценки по пяти факторам, причём 100 баллов распределялись между факторами так:

1. Занимательность

20

2. Новизна

25

3. Необычность

30

4. Острота ситуации

15

5. Художественность

10

В варианте шкалы на 130 баллов диспропорция "веса" ещё заметнее:

1. Занимательность

25

2. Новизна

25

3. Необычность

50

4. Острота ситуации

20

5. Художественность

10

"Вкусовой" подход заложен здесь в самой шкале. В сущности, первые четыре фактора следует объединить, и тогда они "потянут" на 90 баллов, а художественность (даже самая высокая) только на 10...

После второго письменного задания было проведено занятие по основам научно-фантастической литературы: наличие многих поджанров, необходимость оценивать произведения по законам поджанров и т. д. Слушатели получили текст учебного материала по шкале "фантазия". Начались упражнения по применению этой шкалы. Всего таких упражнений было выполнено 15.

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ:

1. Сразу не резко повышается интерес слушателей к чтению научно-фантастической литературы.

2. После 3-5 упражнений заметно возрастает степень понимания прочитанного: сглаживаются резкие "вкусовые" оценки, появляются интересные вопросы (в том числе, вообще по литературе), осознаётся необходимость восполнить пробелы образования и т. д.

3. Каждый анализ произведения с мотивированным определением класса - небольшая исследовательская работа, причем интересная и практически посильная для всех. Эта исследовательская работа хорошо стыкуется с идеями ТРИЗ и, по-видимому, может (за полгода-год) ощутимо повысить общую культуру мышления.

4. Преподаватель получает возможность следить за особенностями мышления слушателей и вносить коррективы в курс РТВ.

Первоначально предполагалось, что в Свердловске шкала "фантазия" будет использована только по непосредственному назначению - для оценки научно-фантастических произведений. Но шкала оказалась многофункциональным инструментом. Если, например, известно, почему та или иная идея имеет низкую оценку, то появляется возможность переработать идею, повысить её "классность".

Занятия в Свердловске велись всего месяц. Складывается впечатление, что при спокойных занятиях в течение года шкала "фантазия" может быть использована как один из основных инструментов всего курса РТВ.

Первому рабочему варианту шкалы "фантазия" предшествовали многочисленные черновые варианты (в их испытаниях участвовал В. Фей, Баку). Тем не менее, занятия в Свердловске выявили существенные недостатки первого варианта шкалы. В ходе занятий пришлось вводить коррективы, уточнять суть 4-х показателей и критериев оценки. Материалы (работы слушателей) были доставлены в Баку, где работа по совершенствованию шкалы продолжалась. После опробования ряда модификаций разработан (совместно с П. Амнуэлем) второй вариант шкалы "фантазия".

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ШКАЛЫ

Новый вариант шкалы учитывает пять показателей. Существенно уточнены четыре показателя первого варианта и добавлен новый показатель - субъективная оценка. Мы исходили при этом из того, что в искусстве в определённой мере правомерен и субъективный подход: нравится - не нравиться. Где-то в глубине субъективного подхода прячутся ещё невыявленные объективные факторы (ассоциации, связь с прошлым опытом и т.д.). Пусть один из показателей будет оцениваться субъективно - это обеспечит более объективную оценку четырёх других показателей. Имея возможность "законно" проявить личные пристрастия, человек будет меньше нарушать правила оценки по четырём "объективизированным" показателям. К тому же оценку по субъективному показателю можно и не учитывать - после того, как она выставлена...

Главная особенность новой шкалы состоит в более тщательной дифференциации уровней оценки: их четыре, а не три (по каждому показателю). Классов не 16, а 20. При пользовании шкалой теперь необходимо чётко мотивировать оценки (кроме, конечно, оценок по субъективному показателю).

Из основной шкалы можно образовать ряд вспомагательных - на два, три или четыре показателя. Например, если оценивается только научно-фантастическая идея (вне рассказа), можно исключить показатель художественной ценности. Но "урезание" шкалы - шаг назад. Развитие и совершенствование шкалы идёт по пути увеличения числа учитываемых показателей.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ШКАЛУ НА ЗАНЯТИЯХ

Шкала "фантазия" позволяет лучше понимать научно-фантастическую литературу. Но не в этом главное её назначение в курсе ТРИЗ-РТВ. Важнее другое. Шкала учит задумываться там, где часто не задумываются. Суждения поверхностные, продиктованные психологической инерцией, случайными факторами, шкала заменяет анализом, докапыванием до первопричин. Шкала - инструмент для развития мышления. Именно из этого необходимо исходить при использовании шкалы на занятиях по ТРИЗ и РТВ.

Ниже приведён примерный план занятий. В нём не указаны темы по ТРИЗ. По РТВ приведены лишь те темы, которые "обслуживают" шкалу. План, таким образом, относится только к использованию шкалы.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЛАН

ЗАНЯТИЕ 1.

Краткое (15 мин.) упоминание о необходимости развивать фантазию.

ЗАНЯТИЕ 2-4.

Лекция: "Значение научно-фантастической литературы для развития творческой фантазии изобретателя" (1 уч. час). На дом: чтение научно-фантастических рассказов из обменного фонда (без оценки). В дальнейшем чтение рассказов и их обмен ведутся регулярно - на каждом занятии.

ЗАНЯТИЕ 5.

На дом: упражнение "А-1": придумать фантастическое животное, записать сюжет "рассказа" об этом животном.

ЗАНЯТИЕ 6.

На дом: упражнение "Б-1": письменно оценить прочитанный в этот день рассказ по 100-бальной шкале (оценка должна быть мотивированной).

ЗАНЯТИЕ 7.

Лекция: "История научно-фантастической литературы, поджанры, их особенности. Шкала "фантазия", её назначение и применение" (2 уч. часа). Раздать учебный материал по шкале (всю справку, а не только таблицы).  На дом: упражнение "В-1": письменная оценка по шкале (можно оценивать идею, можно - всё произведение в целом).

ЗАНЯТИЕ 8-12.

На дом: упражнения "В-2", "В-3", "В-4", "В-5", "В-6". Преподаватель проводит краткие разборы, акцентируя внимание на типичных ошибках при пользовании шкалой.

ЗАНЯТИЕ 13.

Лекция: "Приёмы генерирования фантастических идей, связь этих приёмов с инструментами ТРИЗ" (2 уч. часа).
На дом: упражнение "Г-1": упражнение типа "В" плюс выявление приёма, которым получена фантастическая идея в прочитанном произведении.

ЗАНЯТИЕ 14.

На дом: упражнение "Д-1": упражнение типа "А" плюс самооценка полученной идеи по новизне, убедительности и человеческой ценности.

ЗАНЯТИЕ 15.

На дом: упражнение "Г-2".

ЗАНЯТИЕ 16.

Лекция: "Типичные ошибки при генерировании фантастических идей авторами рассказов. Ошибки при использовании идей в рассказах. Приёмы преобразования и усиления фантастических идей" (2 уч. часа).
На дом: упражнение "Е-1": упражнение типа "В" плюс коррекция идей с изложением соображений по перестройке рассказа, затем оценка по трём показателям (как в упражнении "Д") перестроенного рассказа.

ЗАНЯТИЕ 15-20.

На дом: упражнение "Е-2", "Е-3", "Е-4", "Е-5".

ЗАНЯТИЕ 21.

Контрольная работа в аудитории (2-3 уч. часа): упражнение "Е-6" с рассказами, которые произвольно оценивались на занятии 6 при выполнении упражнения "Б-1".
На дом: упражнение "Д-2".

ЗАНЯТИЕ 22.

Разбор контрольной работы.
На дом: упражнение "В-7".

ЗАНЯТИЕ 23.

Упражнение "Ж-1" для всей группы (в аудитории, устно, 1-2 уч. часа): какой должна быть шкала для оценки литературных произведений вообще (не научной фантастики). Окончание - на дом.

ЗАНЯТИЕ 24.

На дом: упражнение "В-8".

ЗАНЯТИЕ 25.

Разбор упражнения "Ж-1".
На дом: упражнение "В-9".

ЗАНЯТИЕ 26.

Упражнение "Ж-2" для всей группы (в аудитории, устно, 2 уч. часа): построение шкалы для оценки нелитературных объектов, например кинофильмов. Окончание - на дом.

ЗАНЯТИЕ 27.

На дом: упражнение"В-10".

ЗАНЯТИЕ 28.

Упражнение "Ж-3" для всей группы (в аудитории, устно, 2 уч. часа): построение шкалы для оценки сложной комплексной деятельности, например прожитой части жизни.

ЗАНЯТИЕ 29.

Итоговое собеседование.

План построен из расчёта, что программа обучения включает 30 занятий. Можно "растянуть" план, но не следует его комкать: если в распоряжении преподавателя нет 30 занятий, не следует переходить к упражнениям серии "Ж". Нельзя также форсировать работу в первые 4-5 занятий: на эти дни приходится усиленная нагрузка по освоению основ ТРИЗ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ

Подбор и использование обменного фонда научно-фантастических рассказов не связаны со сколь-нибудь заметными затруднениями. Даже если преподаватель включает в программу занятий одну или несколько лекций по научно-фантастической литературе, подготовка несложна, поскольку есть добротное пособие П. Амнуэля. Иначе обстоит дело со шкалой "фантазия". Применение этой шкалы - особенно по приведённому выше плану - требует от преподавателя тщательной предварительной подготовки. Необходимо заранее потренироваться в выполнении всех типов упражнений. Прежде всего, нужно освоить упражнения типа "В" (письменная оценка по шкале): оценить все рассказы, входящие в обменный фонд.

Очень серьёзный раздел плана - лекция на занятии 16. Здесь совершенно недопустимы экспромты: полный текст лекции должен быть подготовлен заранее. Особенно сложные упражнения серии "Ж". Ни в коем случае нельзя давать их слушателям, если у преподавателя нет предварительной самостоятельной проработки этих упражнений.

Свои варианты выполнения упражнений следует излагать, не противопоставляя их тому, что делают слушатели. Шкала объективизированная, а не объективная. Она не исключает индивидуальных отклонений.

И ещё одно соображение. Само по себе проставление оценок значения не имеет. Важно выработать навыки исследования, приучить думать, мотивировать аргументы.

В 82/83 уч. году накопится опыт проведения таких занятий, будут подготовлены дополнительные научно-методические материалы. Просьба к преподавателям: регулярно информировать о ходе занятий по шкале, сообщать наблюдения, мысли.

31.05.82