Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать









   
Регистр н/ф идей Фантастика Рассказы

© Альтшуллер Г.С., рукопись, 19 апреля 1987.
 
ЛУННЫЕ ПАРУСА
 
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Лунными называли самые верхние паруса чайных клиперов. Поднятые к вершинам устремленных в небо высоких мачт, эти паруса дерзко ловили ветер, да­вая то приращение скорости, которое отличало стремительный бег клипера от неторопливого хода обыч­ных парусников. Управление лунными парусами при сильном ветре требовало особого искусства и от­чаянной смелости.
 
В этой книге лунные паруса - символ творческого воображения.

В 1966 г. я провел в Институте математики СО АН СССР семинар по ТРИЗ, теории решения изобретательских задач, В программе этого двухне­дельного семинара впервые был предусмотрен небольшой курс развития твор­ческого воображения (PTВ). Два десятилетия спустя на семинаре по ТРИЗ, организованном Новосибирским обкомом ВЛКСМ курсу РТВ была отведена почти треть учебного времени. Развитие творческой фантазии стало важной и обязательной частью учебных программ семинаров по ТРИЗ, школ научно-технического творчества, народных университетов научно-технического прогресса и т.д.
 
Пояснить роль и значение курса РТВ при обучении техническое творчеству можно простой аналогией: курс РТВ - как гимнастика для спортсмена. При любой спортивной специализации гимнастика абсолютно необходима всем спортсменам. Точно так же решение любых творческих задач - научных, технических, художественных, организационных - во многом зависит от умения «работать фантазией».
 
Так получилось, что все мои книги по творчеству лишь мельком упоминали о курсе РТВ. Каждый раз не хватало места… А курс РТВ год за годом совершенствовался, обогащался; прояснились механизмы продуктивного воображения в физике, химии, технике; накапливался опыт развития фантазии; складывалась и шлифовалась система упражнений. Гимнастика - при всей свой универсальности - имеет и оттенок специализации (в зависимости от вида спорта, который она «обслуживает»). Я предлагаю книгу преимущественно о развитии «физико-технической» фантазии: слушатели наших семинаров и школ – физики, химики, инженеры.
 
Книга расскажет о роли фантазии в научно-техническом творчестве, о некоторых механизмах продуктивного воображения, об опыте управления фантазией. Особое внимание будет уделено практикуму по развитию творческого воображения.
 
Подчеркну: материал для книги уникален. За рубежом в лучшем случае «подстегивают» воображение научных работников и инженеров простыми упражнениями. Механизмы фантазии привыкли считать непознаваемыми.
 
По второй своей специальности я – писатель-фантаст. Может быть, это обстоятельство и помогло когда-то «замахнуться» на разработку курса РТВ. В книге будет анализ некоторых прогнозов научно-технической литературы. Основой здесь послужит «Регистр НФ-идей, сюжетов, ситуаций»: этот «патентный фонд» НФЛ, охватывая тысячи идей, позволяет проследить их развитие, выявить методы и приемы взаимодействия НФЛ с наукой и техникой.
 
Итак, речь идет о книге, которая:
 
- посвящена качеству величайшей важности – творческой фантазии;
 
- представляет особый интерес для научных работников и инженеров; будет использоваться в школах научно-технического творчества, т. е. даст практическую отдачу; будет практически работать на ускорении НТ-прогресса;
 
- даст издательству прибыль, поскольку на весь тираж – каким бы он ни был – можно получить предварительные заказы от школ ТРИЗ, народных университетов НТ-прогресса и т.д.:
 
- будет переведена и издана за рубежом – как все мои предыдущие книги по ТРИЗ.
 
Мне очень хочется написать эту книгу. За десятилетия разработки и преподавания ТРИЗ накопились горы материала по развитию творческого воображения. Да и сам предмет потрясающе интересен. Я буду писать эту книгу с любовью – это мои лунные паруса…
 
Объем – 10 авт. Листов. Срок представления рукописи – 10 месяцев после заключения договора.