Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать









   
Регистр н/ф идей Фантастика Рассказы

© Альтов Г., Амнуэль П., 1982
ШКАЛА "ФАНТАЗИЯ-2"

ВВЕДЕНИЕ

Шкала "Фантазия" предназначена для оценки фантастических идей. Правильная оценка позволяет совершенствовать процесс генерирования идей и получать идеи более высокого класса.

Первый вариант шкалы опробован на занятиях в ВИПК Минцветмета (Свердловск, март-апрель 1982). Полученный опыт позволил перейти ко второй, более эффективной модификации.

ПОСТРОЕНИЕ ШКАЛЫ

Шкала разработана на основе анализа идей из научно-фантастической литературы. Упражнения по освоению шкалы также ведутся в основном на материале НФЛ. Поэтому шкала "привязана" к идеям, воплощенным в литературной форме.

Идею оценивают по пяти показателям: новизне, убедительности, человековедческой ценности, художественной ценности и субъективному фактору ("нравится - не нравится"). Каждый показатель может быть на одном из четырех уровней от 1 до 4 (плохо, удовлетворительно, хорошо, отлично). Произведение уровней (оценок) по пяти показателям дает баллы - от этого зависит класс идеи. Шкала включает 20 укрупненных классов (см. Приложение - таблицу 1). Если, например, уровни (оценки) по показателям 2*1*3*2*2, то баллы - 24; это соответствует 9-му классу.

Все идеи с одинаковыми баллами равны, то есть сочетание 21213 входит в тот же класс, что и 31122.

Допустима дробная оценка уровней. Например, при оценках 2,5*1,5*2*3*2 число баллов равно 45. Идею следует отнести к ближайшему классу (12-му, нижняя граница 45 баллов).

УРОВНИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Шкала "Фантазия" представляет собой частный случай метода экспертных оценок. Метод этот не защищен от субъективности. Влияние субъективности можно в какой-то мере уменьшить, если оценку поручить группе экспертов. Вместе с тем субъективность в определенной мере закономерна и допустима, поскольку речь идет об оценке произведений искусства или их компонентов. Здесь нельзя игнорировать индивидуальное воздействие; в сущности, субъективная оценка тоже ведется по какой-то шкале, учитывающей тонкие и пока невыявленные закономерности. Поэтому шкала "Фантазия-2" включает четыре "объективизированных" показателя и один чисто субъективный:

  • новизна;
  • убедительность;
  • человековедческая ценность;
  • художественная ценность;
  • субъективная оценка.

Новизна идеи зависит от степени ее отличия от прототипа. Этот показатель определяется сравнительно легко, если эксперт хорошо знает фантастику.

При оценке убедительности идеи следует учитывать, что идеи 3-го и 4-го уровней должны иметь хотя бы некоторую новизну. Если новизна 1, убедительность не может быть отнесена к уровню выше 2 (иначе высоко оценивались бы чужие достоверные идеи).

Литература, в том числе и научно-фантастическая, - это человековедение (и обществоведение). Сила Ф-идеи зависит не только от новизны и убедительности, но и от человековедческой ценности, то есть от того, в какой мере идея позволяет раскрыть (исследовать, изобразить) особенности человека и общества. Например, опубликованный в 1946 году рассказ А. Казанцева "Взрыв" (Тунгусский метеорит - катастрофа марсианского космического корабля с атомным двигателем) содержит идею новую и убедительную (на время появления рассказа) - по этим показателям можно ставить высокие оценки (не ниже 3-х). Но ни идея, ни рассказ не имеют человековедческой ценности. В форме рассказа изложена научно-фантастическая идея - и только. Позже И. Шкловский высказал в очерковой форме идею о том, что спутники Марса имеют искусственное происхождение. Формы разные - у Шкловского очерк, у Казанцева рассказ, - но в обоих случаях есть сильные научно-фантастические идеи и нет человековедения.

Художественная ценность зависит от конкретного воплощения Ф-идеи именно в данном произведении; одна и та же идея может быть воплощена в разных произведениях с различной художественной силой. При определении художественной ценности следует принимать во внимание степень совершенства композиции произведения, наличие (или отсутствие) стиля произведения, язык, словом, художественную технику.

Произведение искусства есть отражение мира, преломленное личностью автора. Поэтому одна из важнейших художественных характеристик – проявление личности автора в произведении. Примером могут служить произведения Грина, Паустовского: каждая страница в них - независимо от содержания – имеет свой особенный колорит. (Конечно, если личность автора не проявляется - это тоже характеристика... Но речь идет о позитивном проявлении личности.)

Не следует путать человековедение и художественность. Примером "чистого человековедения" может служить концовка "Войны и мира" - вторая часть эпилога. Толстой рассматривает "философию истории" - это 4-й уровень по человековедческому показателю. Но художественно эта часть ниже других частей "Войны и мира". В сущности, это научно-популярный очерк. (Нельзя, конечно, рассматривать эту часть "Войны и мира" отдельно от всего романа. Здесь это сделано только для наглядности примера.)

Пятый показатель - субъективная оценка. Она не требует обоснований. Но когда накопится 10-15 субъективных оценок, можно поразмышлять о вкусах, их причинах и т.д.

Определение уровней по всем показателям (даже по пятому) требует хорошего знания НФЛ и навыков аналитического мышления. (Тут следует учитывать, что шкала допускает дробные оценки; точность может быть очень высокой.) На начальных этапах применения шкалы могут оказаться полезными контрольные (наводящие) вопросы:

Нова ли эта идея (ситуация, сюжет, произведение в целом)? Если не нова - указать совпадение с прототипом. Если нова - отметить отличие от прототипа. Можно ли считать отличие качественным (принципиальным)? Не завышена ли оценка? Ведь 4 балла - это уровень "Машины времени" Уэллса...

Насколько идея обоснована? Нечто явно невероятное (ведьмы, чародеи и т.д.)? Или фантазия с каким-то внешним правдоподобием (машина времени)? Может быть, научная фантастика: нечто необычное, приведенное без доказательств, но в принципе возможное ("Взрыв" А. Казанцева)? Или же идея - при всей своей необычности - имеет определенное обоснование и может сбыться "один к одному" (как сбылось предвидение Уэллса о создании в начале 50-х годов первой атомной станции)? Не завышена ли оценка?

Что нового мы узнали о человеке и обществе? Велика ли "доза" новых сведений (мыслей): детали или нечто принципиальное? Может быть, что-то новое о принципах построения и изменения всего общества? Не завышена ли оценка? 4 балла - это уровень эпилога "Войны и мира"...

Пусть идея не нова, но как она изложена, как воплощена в произведении? (Не следует ли эксперту перечитать "Золотую розу" К. Паустовского? Это поможет правильной оценке...) Какова "архитектура" (композиция) произведения? И каковы "кирпичи" (язык)? У этого автора есть и другие произведения: чувствуется ли в данном случае нечто общее с этими произведениями? Что именно? Что отличает почерк автора от почерков других авторов? Что можно отнести к художественным удачам, достижениям? А что к неудачам, промахам, ошибкам? Не завышена ли оценка? Ведь 4 балла – самый высокий художественный уровень, классика...

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШКАЛЫ

Рассмотрим несколько примеров.

1.

Идея из романа А. Беляева "Голова профессора Доуэля".

Новизна - 2. Есть четкий прототип - рассказ К. Грунерта "Голова мистера Стайля" (в 1911 г. рассказ печатался в журнале "Нива"). Беляев дополнил исходную идею многими деталями (например, взаимовлияние головы и чужого туловища).

Убедительность - 3. Или 4? Ведь были поставлены опыты на собаках: "приживляли" вторую голову... Чтобы точнее оценить убедительность идеи, вспомним "Записки из будущего" Н. Амосова: идея продления жизни анабиозом изложена у Амосова предельно убедительно. Было бы несправедливо оценить обе идеи в 4 балла. Значит, "Голова профессора Доуэля" - 3 балла.

Человековедческая ценность - 2. Впервые описаны ощущения "частичного" человека ("только голова"), в рассказе Грунерта этого нет.

Художественная ценность - 2. Добротное изложение, но без заметных находок. А. Беляев несколько лет лежал в гипсе, это нашло отражение в некоторых эпизодах повести, но все-таки общий художественный уровень не выше 2. Субъективная оценка - 2. Обосновывать эту оценку нет необходимости. Но все-таки можно предложить такие критерии:

4 балла - книга оказала влияние на жизнь, на судьбу, на мировоззрение эксперта.

3 балла - книга много раз перечитывалась экспертом и всегда давала что-то новое (или непременно производила сильное впечатление).

2 балла - хорошая книга, которая в свое время произвела сильное впечатление.

1 балл - никакого впечатления.

Это - "строгая" шкала. По ней большинство книг лежат в диапазоне 1-2,5. Даже классика часто попадает в этот диапазон. "Трехбалльных" книг встречается в течение жизни всего несколько десятков. "Четырехбалльных" - единицы.

Итак, произведение уровней по "Голове профессора Доуэля": 2*3*2*2*2=48. По таблице 1 определяем: класс 12.

2.

К. Булычев "Ретрогенетика". Получение вымерших животных. Новизна - 1: общая идея и даже детали заимствованы из рассказа Г. Альтова "Шальная компания"; убедительность - 1: обоснование дано на уровне игры слов. Человековедческая ценность - 1: чисто научно-техническая идея, ничего нового о людях и обществе. Художественное воплощение - 2: рассказ в обычном стиле К. Булычева (гладко, поверхностно, пустовато).

Субъективная оценка - 1: неприятное впечатление. Произведение уровней: 1*1*1*2*1=2. Класс - 2.

3.

Д. Киз "Цветы для Элджернона". Эксперимент, во время которого слабоумный достигает гениальности - и возвращается к начальному состоянию. Новизна - 3: до этого идеи повышения и уменьшения умственных способностей использовались порознь. Убедительность - 2,5: изменения умственных способностей и следствия кажутся достоверными. Человековедческая ценность - 3: полное соответствие определению уровня 3. Художественная ценность - 2 (объяснения в соответствующей графе таблицы 2). Субъективная оценка - 2,5. Произведение уровней - 112,5. Класс - 14.

ЗАДАНИЯ

Письменно оценить прочитанный рассказ по 120-балльной системе. Затем - оценка того же рассказа по шкале "Фантазия-2". Сравнить результаты.

Оценить идею НФ произведения. Предложить пути повышения уровней данной идеи (отдельно по каждому направлению). Что еще можно оценивать в НФ-произведении?

Какой должна быть шкала для оценки литературных произведений вообще (не НФ)?

Построить шкалу для оценки нелитературных объектов, например кинофильмов.

Построить шкалу для оценки сложной комплексной деятельности, например прожитой части жизни.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ТАБЛИЦА 1

Классы

Баллы (от и до)

Диапазон (в баллах)

20

750 и более

 

19

550 - 749

200

18

400 - 549

150

17

280 - 399

120

16

190 - 279

90

15

120 - 189

 70

14

80 -119

40

13

60 - 79

20

12

45 - 59

15

11

35 - 44

10

10

27 - 34

8

9

20 - 26

7

8

14 - 19

 6

7

10 - 13

4

6

7 - 9

3

5

5 - 6

2

4

4

1

3

3

1

2

2

1

1

1

ТАБЛИЦА 2

Уровни Определения Примечания Примеры
1. НОВИЗНА
1

Идея использована повторно "один к одному" или перекрывается более ранней и более полной идеей

Указать идею, прототип и повторное произведение

Ребенок оставлен на Земле инопланетянами. Растет, ничего не зная о своем происхождении. Потом появляются инопланетяне и предлагают вернуться на свою планету.

  • К. Невил "Бетти Энн"
  • К. Булычев "Выбор".
2 Прототип изменен, но нет качественно новой идеи (ситуации) Указать старую идею, прототип, повторное произведение, прием (или сущность) изменения

Использование давления светового луча для космических путешествий.

  • Ле Фор и Графиньи "Вокруг Солнца"
  • В. Шитик "Последняя орбита". Переход от "светового луча" к "лазерному".
3 Прототип изменен так, что появилась качественно новая идея (ситуация) Указать старую идею, прототип, новое произведение, прием (или сущность) изменения
  • Полет с приближением к Солнцу. Миф об Икаре - Г. Альтов "Икар и Дедал". Прием инверсии: пролететь сквозь Солнце можно и нужно.
4 Новая идея, не имеющая близких прототипов в фольклоре, литературе и НФ. Может служить прототипом для идей (ситуаций) 2-3-го уровней Указать идею (ситуацию)
  • Г. Уэллс "Машина времени"
    (машина, позволяющая перемещаться во времени).
2. УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ
1 Чисто фантастическая идея "Чисто фантастической" считается идея (ситуация, сюжет), не имеющая никаких обоснований, произвольная, противоречащая общеизвестным фактам, сказочная, условная и т.п.
  • Н. Гоголь "Нос": нос человека отделился и стал самостоятельным существом.
  • С. Семенов "Тайна ископаемого черепа": восстановление картин прошлого по старому черепу.
2 Фантастическая идея, имеющая литературное обоснование Идея литературно обоснована, если она снабжена внешне правдоподобными "доводами", "доказательствами" и  т.п.
  • Г. Уэллс "Машина времени": время рассматривается как четвертое измерение, в котором тоже возможно перемещение.
  • А. Беляев "Ариэль": управление броуновым движением молекул для перемещения.
3 Научно-фантастическая идея (НФ-идея со временем может перейти в класс 2 или 4) Идея не ниже 2-го класса по новизне, не противоречащая научным представлениям и общеизвестным фактам, но и не подкрепленная сколько-нибудь достоверными данными
  • А. Казанцев "Взрыв": тунгусский взрыв - катастрофа атомного космического корабля.
  • А. Конан-Дойль "Затерянный мир": существование небольших изолированных миров с реликтовой фауной и флорой.
4 Научно-прогностическая идея Идея не ниже 2-го класса по новизне (независимо от того, противоречит ли она научным представлениям своего времени или нет), выдвигающая логически обоснованную концепцию, гипотезу, предположение и т.д.
  • И. Ефремов "Туманность Андромеды": идея Великого Кольца.
  • Ж. Верн "20 000 лье под водой": концепция освоения глубин мирового океана.
3. ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
1 Чисто научно-техническая идея (ситуация) или идея, относящаяся к человеку (обществу), но не содержащая элементов новизны. В частности, известная человеческая ситуация, без изменений "разыгранная" на фантастическом фоне. Указать идею (ситуацию)
  • М. Емцев, Е. Парнов "Сфера Шварцшильда": обнаружение "осколка от первых процессов мироздания".
  • А. Кларк "Из солнечного чрева": жизнь в недрах Солнца (чисто научно-техническая идея).
  • И. Ефремов "Олгой-хорхой". Встреча с электрическим "червем" ничем не отличается от встречи со львом или электрическим скатом.
  • Б. Руденко "Экзотический вариант". Человек дал объявление об обмене квартиры, оно попало в "Галактический вестник", прибывают инопланетные обменщики.
  • К. Булычев "Закон для дракона": люди - по неведению - расположили инопланетную станцию на территории местного "драконника" (туристы, расположившиеся на муравейнике...).
2 О человеке (обществе) сказано уже известное, но есть новые детали, особенности и т.п. В частности, новые ощущения человека в необычной среде Указать идею, отметить новые элементы (детали, подробности)
  • А. Беляев "Человек-амфибия": ощущения "человека-рыбы".
  • Г. Альтов "Девять минут": экипаж космического корабля без капитана (нормально работающий коллектив без начальника). В фантастике даже в далеком будущем - всегда были капитаны.
  • Дж. Финней "Меж двух времен": ощущения современного человека, попавшего в спокойный мир конца прошлого века - без автомобилей, телефонов, кино, спешки и т.д.
3 Человек (общество) поставлен в необычные обстоятельства, благодаря чему в человеке (обществе) раскрывается нечто новое (по сравнению с более ранними произведениями) Указать идею, отметить то новое в человеке (обществе), что не было раскрыто в предыдущих произведениях
  • Г. Уэллс "Страна слепых": к зрячему в стране слепых относятся как к больному и собираются "лечить", выколов глаза...
  • Д. Киз "Цветы для Элджернона": изменение уровня развития человека позволяет проследить изменение взаимоотношений с окружающим миром
  • С. Лем "Возвращение со звезд": особенности общества, в котором осуществлена бетризация
  • Л. Альдани "Онирофильм": общество, в котором действительность заменена гипнофильмами.
4 Новые принципы (или новое о принципах) построения общества. В частности, все существенно новые утопии и антиутопии  
  • Ж. Верн "20 000 лье под водой": капитан Немо (человек-утопия)
  • Г. Уэллс "Люди как боги"
  • О. Хаксли "Прекрасный новый мир".
4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ
1 Нет художественной ценности (в частности, нет индивидуальности - проявления личности автора) Проявление серости или глупости автора не считаются проявлением его личности
  • А. Беляев "Лаборатория Дубль-Вэ"
  • В. Немцов "Альтаир", "Последний полустанок".
2 Одна художественная находка - в сюжете, стиле, настроении, языке произведения, характерах героев и т.д. (в частности, проявляется особенность, присущая именно данному автору) Указать художественные особенности
  • Д. Киз "Цветы для Элджернона": записи в дневнике - язык, уровень мышления - отражают развитие (и последующую деградацию) героя. Не надо внешней характеристики и пояснений: изменение человека отражено в грамматике, стилистике.
3 Несколько художественных находок (в частности, все произведение целостно отражает личность автора) Указать художественные особенности
  • В. Шефнер "Запоздалый стрелок", "Скромный гений", "Человек с пятью "не" и др. Своеобразный стиль, "шефнеровский" юмор, лиричность.
4 То, что выше 3-го уровня  
  • А. Грин "Алые паруса".
5. СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА
1 - 4 Класс проставляется в зависимости от личной оценки ("нравится - не нравится"), без каких бы то ни было доказательств и обоснований    

 

ТАБЛИЦА 3. ПРИМЕРЫ (оценка произведения в целом)

 

Произведение Баллы Произведение балов Класс
Н У ЧЦ ХЦ СО
Азимов А. Профессия

3

3

3

3

2,5

135

15

Андерсон П. Патруль Времени

3

2

2

1,5

2

36

11

Беляев А. Голова профессора Доуэля

2

3

2

2

2

48

12

Биггл-мл. Л. Музыкодел

2

3

2

2

2

48

12

Булычев К. Паровоз для царя

1

1

1

1

1

1

1

Булычев К. Похищение чародея

1,5

1

1

1,5

1

2

2

Верн Ж. Из пушки на Луну

3

3

2,5

2,5

3

172

15

Гамильтон Э. Звездные короли

3

1

2

2

3,5

42

11

Гамильтон Э. Сокровище Громовой Луны

2

1

1

1,5

3

9

6

Днепров А. Крабы идут по острову

2

3

1

1

1,5

8

6

Ефремов И. Туманность Андромеды

3

3

4

2

4

288

17

Лем С. Солярис

2,5

2

3

3

2

90

14

Саймак К. Город

3,5

2

3

3,5

3,5

257

16

Саймак К. Поколение, достигшее цели

2

3

3

2,5

2,5

112,5

14

Стругацкие А. и Б. Жук в муровейнике

2,5

3

2

2

2

60

13

Стругацкие А. и Б. За миллиард лет до конца света

3

3

2

3

2

108

14

Стругацкие А. и Б. Пикник на обочине

3

3

2

3

2

108

14

Уэллс Г. Машина времени

4

2

3

3

3

216

16

Чапек К. R.U.R.

4

2

3

3

3

216

16