727

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Г.Альтов. «Пионерская правда», 30.10.1979. - С.4.
НЕ СПЕШИТЕ СТАВИТЬ ТОЧКУ

Одно задание вызвало у вас, ребята, затруднение. Оно предлагалось ученикам 7-9-х классов. Напомним его суть. По конвейеру движутся одинаковые немагнитные металлические детали. Часть деталей белой окраски, часть — черной. Как отделить их друг от друга? Почти все правильно начали решение, отметив, что белые детали лучше отражают свет. И вот, верно сделав «первый ход», кое-кто на этом остановился: пусть, мол, фотоэлементы ловят отражённый свет и включают устройства, отводящие белые детали. Что ж, такое решение осуществимо. Но детали придётся расположить в ряд одну за другой, сортировка будет идти медленно. А если сделать «второй ход»? Чёрные детали хуже отражают свет, следовательно, они будут иметь более высокую температуру. Теперь вопрос в том, как отделять горячие детали от холодных. А это не так уж сложно. «Нужен такой материал, — пишет ученик из Ворошиловградской
области, — чтобы горячие детали проплавляли его и падали вниз».

Изобретателям часто попадаются задачи в два хода, а иногда и в три, четыре, пять ходов. Не спешите останавливаться после первого хода. Чем больше ходов вы сделаете, тем лучше будет решение.

АЙБОЛИТУ НУЖНА ПИПЕТКА

ЗАДАЧА БЕЗ ФИЗИКИ

В ответ на задачу о градуснике мы получили много писем: все дружно старались помочь Айболиту.

«Надо покрасить ртуть в красный цвет», — пишет школьница из Ворошиловградской области. К сожалению, покрасить ртуть нельзя. Но можно покрыть ярким цветом тыльную сторону трубочки, в которой находится жидкий металл. Столбик ртути, поднимаясь, заслонит яркую полоску, легче будет увидеть его уровень. Такое решение прислали многие ребята. А школьница из Крымской области предложила расположить вдоль трубочки две зеркальные полоски. Ртутный столбик будет отражаться в зеркалах и покажется более широким. Остроумная идея, не правда ли? Такую же мысль высказали и некоторые другие ребята.

Есть ещё одно решение. Принадлежит оно изобретателю А. Н. Разумнову, получившему авторское свидетельство на термометр, сделанный «шиворот-навыворот». Ртуть в этом термометре находится не внутри трубочки, а снаружи — между трубочкой и внешней стеклянной оболочкой термометра. Трубочка широкая, поэтому между ней и стеклянной оболочкой остаётся узкое кольцевое пространство, по которому поднимается ртуть.

А теперь ещё одна задача: давайте придумаем пипетку для Айболита. Обыкновенные пипетки устроены очень просто. На стеклянную трубочку надет резиновый наконечник. Набрав лекарств, мы слегка сжимаем наконечник, отсчитывая капли. Но стоит нажать его чуть сильнее — и капли польются струйкой... Попробуем же сохранить простоту обычной пипетки и сделать так, чтобы она точно давала дозы, скажем, в одну, две, пять, десять капель.

Напишите о своих предложениях. Не забудьте полностью указать фамилию, имя.

 

© Г.Альтов «Пионерская правда», 25.12.1979. - С.4.
ЗОВИТЕ ПОЖАРНЫХ…

По радио передали: ожидаются осенние заморозки.
— Беда, — сказал директор совхоза, — как теперь быть с опытным участком? Там ведь растения, которые любят тепло...

— Участок большой, — вздохнул главный агроном, — плёнкой не закроешь, не обогреешь... Что же делать?

 

И тут появился изобретатель.

— Ничего страшного, — сказал он. — Зовите пожарных, у меня есть идея...

Как вы думаете, что предложил изобретатель?

Ждём ваших писем.

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей