Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   


 ЗАДАНИЕ  1 
 ЗАДАНИЕ  2 

© Г.Альтов "Пионерская правда", 21.10.1975 - С.4
ЛЕД ВМЕСТО КРАНА

Как без крана опустить в колодец стотонный фундамент печи? Некоторые ребята предложили залить колодец водой. Мысль не очень удачная: плавно опустить тяжёлую стальную глыбу так не удастся. Почему же возникла именно эта идея? В условиях задачи есть слово "колодец", а когда его представишь себе, видишь и воду. В условиях задачи было также слово "печь", и вот некоторые ребята предложили: давайте нагреем в печи стальную глыбу, расплавим её, зальём в колодец жидкий металл...

Получается, что слова, которыми изложена изобретательская задача, иногда подталкивают к неверным ответам. Поэтому присматривайтесь к своим идеям. Откуда они взялись? Не навязаны ли они какими-то словами в условиях задачи? И нельзя ли пойти дальше, развить, усилить эти идеи?

"Нужно заполнить колодец водой и заморозить её. Постепенно лёд будет таять, глыба плавно опустится". […] "А раз нам нужен лёд, можно привезти его в готовом виде"… "И не только обычный лёд, но и сухой"… "Вместо льда можно взять соль и постепенно растворять её водой"…

Впервые использовали лёд для этих целей индийские инженеры на строительстве завода в Бомбее… Остаётся добавить, что советские изобретатели Н. Гольцов и А.Москалев усовершенствовали этот способ. Они предложили управлять процессом таяния: ускорять его с помощью электронагрева или замедлять, подводя охлаждающую жидкость. Видите, как сильно можно развить первоначальную идею.

ВЕЗДЕХОД НА МАРСЕ

В одном фантастическом рассказе описана экспедиция на Марс. Космический корабль опустился в долину с очень неровной поверхностью. Всюду были холмы, ямы, камни.

Космонавты быстро подготовили вездеход - колёсный, с надувными шинами. Но вездеход опрокинулся набок на первом же крутом склоне. Тогда решили прицепить снизу, под днищем вездехода, дополнительный груз. Вездеход перестал опрокидываться набок, но низко расположенный груз цеплялся за неровности почвы, и вездеход застревал, останавливался.

И тут… Нет, к сожалению, в том рассказе изобретатель не появился. А как вы думаете: что предложил бы изобретатель?

Помните, что у космонавтов не было возможности переделывать вездеход.

© Г.Альтов "Пионерская правда", 14.11.1975 - С.4
НАКАПЛИВАЙТЕ ПРИЕМЫ!

Задача была такая: надо передвигать предметное стёклышко микроскопа на тысячные доли миллиметра, а изготавливать для этого точные винты дорого и сложно.

Как видите, в задаче прямо говорилось, что винты не годятся. И всё-таки многие ребята предложили использовать винты или их заменители - рычажки, клинья, колесики. Но подумайте: разве сделать сверхточную рычажную передачу легче, чем изготовить винт?

1 июля в газете была помещена задача о кране. Там тоже надо было очень точно перемещать пробку крана. Вспомните: мы решили эту задачу, используя тепловое расширение. При нагревании металлический стержень расширялся и передвигал пробку. Но ведь так можно передвигать не только пробку, а что угодно! В том числе и стёклышко микроскопа...

[…] Если нужно передвинуть предмет на небольшое расстояние или повернуть на небольшой угол, почти всегда можно применить тепловое расширение. Ребята, которые помнили этот приём, легко решили задачу. Напомним другие приёмы:

- сделай наоборот;
- заморозь и растопи;
- выбей клин клином (вредное явление можно побороть тем же явлением);
- сделай заранее (то, что трудно сделать потом).

У хорошего изобретателя целая коллекция - десятки и сотни таких приёмов. Но ведь с чего-то надо начинать. У вас уже пять приёмов, помните их.

ТЕРМОМЕТР ДЛЯ ДОЛГОНОСИКА

Однажды собрались учёные, чтобы обсудить способы борьбы с жуком-долгоносиком. И вот оказалось, что условия существования этого жука ещё слабо изучены. Никто не знал, например, какова температура тела долгоносика.

- Жучок маленький, - сказал один учёный, - обычным термометром ничего не измеришь.

- Придётся разрабатывать специальный прибор, - вздохнул другой учёный, - а это дорого, да и время мы теряем...

И тут, конечно, появился изобретатель.

- Не надо никаких специальных приборов, - сказал он. - Возьмите обыкновенный стакан и...

Дослушав изобретателя, учёные поняли: а ведь и в самом деле всё очень просто.

Как вы думаете: что предложил изобретатель?

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей