© Г.С. Альтшуллер. Творчество как точная наука. - М.: Сов. радио, 1979. - С. 66-72. СТРУКТУРА ТАЛАНТЛИВОГО МЫШЛЕНИЯ
Сильное воображение позволяет эффективнее применять оператор РВС (размер, время, стоимость). Но и применение его в свою очередь развивает воображение. Я уже не раз подчеркивал, что АРИЗ не просто организует мышление, он организует талантливое мышление.
Что же это такое — талантливое мышление?
Снова обратимся к задаче.
ЗАДАЧА 33
Есть катер, на котором поставлен абсолютный рекорд скорости. Он имеет идеальную форму, лучшие двигатели. Как установить новый рекорд, намного (на 100—200 км/ч) превысив имеющиеся показатели? Воображение обычного изобретателя послушно рисует существующий рекордный катер. Включается мысленный экран, на нем возникает четкое изображение. В этот исходный образ воображение начинает вносить различные изменения. Слабый изобретатель подолгу рассматривает каждый вариант, дело идет медленно. Варианты (даже десятый, пятнадцатый) лишь немногим отличаются от исходного образа. "Может быть, удлинить корпус? Придать корпусу более обтекаемую форму? Поставить более мощный двигатель?.."
Сильный изобретатель смелее перебирает варианты: на мысленном экране быстро сменяются рисунки, появляются необычные картинки. Вариант шестьдесят седьмой: "А если покрыть корабль чем-то вроде гепардовой шкуры: ведь не случайно же гепард бегает быстрее других сухопутных животных. Может быть, мех помогает сохранять плавность обтекания, не дает образоваться вихрям?" (Кстати, недавно советскому изобретателю Г.Н. Сутягину было выдано авторское свидетельство № 464716 на "поверхность, обтекаемую жидкостью или газом". В описании изобретения сказано: "... с целью снижения сопротивления трения... облицовка ее (поверхности) выполнена из искусственного меха, ворсистых тканей и т.п. материалов").
Рис. 1.
|
Технические системы существуют не сами по себе. Каждая из них входит в надсистему, являясь одной из ее частей и взаимодействуя с другими ее частями; но и сами системы тоже состоят из взаимодействующих частей — подсистем. Признак талантливого мышления — умение переходить от системы к надсистеме и подсистемам. А для этого должны работать три мысленных экрана (рис. 1).
Иными словами, когда речь идет о дереве (системе), надо видеть лес (надсистему) и отдельные части дерева (корни, ствол, ветки, листья — подсистемы). Впрочем, этого мало — на каждом этапе необходимо видеть линию развития: прошлое, настоящее и будущее (рис. 2.). Что значит "видеть линию развития"? Вот одна из подсистем скоростного катера — корпус. Чем выше скорость, тем больше сопротивление внешней среды. И потому корпус стремиться сжаться, уменьшиться. Идеальный корпус — когда корпуса вовсе нет... А двигатель, другая подсистема катера, наоборот, стремиться стать больше, мощнее. Дай ему волю, он заполнит весь |
корпус, а потом перерастет его, вырвется наружу. Борьба этих двух взаимопротиворечивых тенденций и определяет линию развития подсистем катера: корпус сжимается, суживается, становится все более "поджарым", а двигатели увеличиваются, растут, заполняя пустоту внутри корпуса.
Рис. 2.
На мысленных экранах талантливого мыслителя постоянно бушуют страсти: сталкиваются противоречивые тенденции, возникают и обостряются конфликты, идет борьба противоположностей... В азарте этой борьбы изображение подчас сменяется антиизображением. Рядом с катером появляется антикатер. Обычный катер плавает, значит, антикатер, не плавает. Корабль, который не умеет держаться на воде и тонет... С точки зрения обычного мышления это просто нелепость.
А если все-таки поразмышлять? "Средняя плотность" обычного корабля меньше единицы, именно поэтому корабль держится на воде. Внутри корпуса много свободного пространства — отсюда большой объем корпуса и большое сопротивление внешней среды при движении. Подводные крылья, правда, поднимают корпус над водой, но существует сопротивление воздуха.
Антикорабль не обязан держаться на воде. Следовательно, его можно до отказа заполнить "железом" — двигателями. Чем больше мощность двигателей, тем выше скорость. Но антикорабль с его прекрасными сверхмощными двигателями камнем пойдет на дно... Впрочем, при движении он будет держаться за счет подъемной силы, создаваемой подводными крыльями. А на стоянке можно использовать "поплавки" — дополнительные надувные емкости. На стоянке наш антикорабль подобно обычному кораблю (и дирижаблю) будет держаться на плаву по закону Архимеда. А разогнавшись и подняв корпус над водой, антикорабль "сожмется" — уберет ненужные теперь дополнительные емкости (дирижабль станет самолетом).
Идея антикорабля уже не кажется такой дикой. Наоборот, странной представляется обычная конструкция, у которой поднятый над водой корпус сохраняет большой объем, нужный лишь в воде...
В 1911 г. была создана камера Вильсона — один из основных инструментов ядерной физики. Заряженные частицы, двигаясь в перенасыщенном водяном паре, заполняющем камеру, становились видимыми, образовывали след из капелек жидкости. Были предложены тысячи усовершенствований камеры Вильсона. Но почти полвека никому не приходила в голову идея "антикамеры", в которой след образовывался бы пузырьками газа в жидкой среде. В 1960 г. Д. Глезер получил Нобелевскую премию за создание пузырьковой камеры...
Вернемся к экранам талантливого мышления. Три этажа, девять экранов, изображения и антиизображения — это все-таки предельно упрощенная схема. Настоящее талантливое мышление имеет много этажей вверх от системы (надсистема — наднадсистема — ...) и много этажей вниз системы (подсистема — подподсистема — ...). За деревом надо видеть не только лес, но и биосферу вообще, и не только лист, но и клетку листа. Много экранов должно быть влево от системы (недавнее прошлое, далекое прошлое...) и вправо от нее (близкое будущее, далекое будущее...). Изображение на экранах становится то большим, то маленьким, действие то замедляется, то ускоряется...
Сложно? Да, сложно. Мир, в котором мы живем, устроен сложно. И если мы хотим его познавать и преобразовывать, наше мышление должно правильно отражать этот мир. Сложному, динамическому, диалектически развивающемуся миру должна соответствовать в нашем сознании его полная модель — сложная, динамичная, диалектически развивающаяся.
Зеркало, отражающее образ мира, должно быть большим и многогранным. Как на картинах Чюрлёниса.
Пожалуй, ни у какого другого художника нет столь сильного "системного видения" мира. Во многих картинах Чюрлёниса на одном полотне даны не только "изображаемая система", но и ее "подсистемы" и "надсистема", в которую входит "система". В "Сонате моря" (аллегро) одновременно три разных масштаба. С высоты птичьего полета изображены прибрежные холмы. Но волны нарисованы в ином масштабе; они показаны глазами человека, стоящего на мелководье: сквозь воду видна игра света и теней на песчаном дне, видны силуэты рыб. И тут же еще один масштаб, совсем крупный — для "подсистем": капли и пузырьки воздуха увидены почти вплотную...
Читатель вправе спросить: речь, следовательно, идет уже не о талантливом, а о гениальном мышлении? Да, это так. Более того, даже у гениев такое мышление бывает далеко не каждый день. В сущности, "полная экранная схема" показывает мышление гения в его звездные часы, весьма нечастые и в жизни великих мыслителей и художников. "Полная схема" — это ИКР (идеальный конечный результат), а приближение к этому идеалу — АРИЗ. Нетрудно заметить, что АРИЗ представляет собой линейную развертку "полной схемы" плюс информационное обеспечение, позволяющее "рисовать" требуемые схемой "изображения".
ДИАЛЕКТИКА АНАЛИЗА
При изучении ТРИЗ сначала осваивают отдельные операции, составляющие "полную схему", а затем начинается самое трудное — объединение отдельных операций в систему мышления. На этом этапе наряду с решением обычных изобретательских задач нужны тренировки на сложных проблемах. В частности, в экспериментах использовался вопрос: "В чем смысл жизни?"
Если группа только приступила к занятиям, идет обычный перебор вариантов: все варианты на уровне исходной системы ("смысл жизни человека") и только в настоящий момент времени.
Рис. 3.
Иначе проходит занятие в обученной группе. Сразу вносятся коррективы в постановку вопроса: жизнь надо рассматривать как минимум на трех уровнях (клетка, организм, общество), причем на каждом уровне должно быть три этапа (прошлое, настоящее, будущее). Возникает схема наподобие той, что приведена на рис. 2. Но клетка древнее организмов, а организмы древнее общества. Схему надо изменить, это очевидно (рис. 3).
Рис. 4.
Развитие одноклеточных замедлилось с тех пор, как природа "изобрела" организм (этаж Б). Поправка вторая: развитие организмов (биологическое) замедлилось с тех пор, как было "изобретено" общество (этаж В). Главная линия развития идет ступенчато, переходя с этажа на этаж (рис. 4).
Схему можно дополнить снизу еще более длинными этажами: "жизнями" молекул, атомов, элементарных частиц... Слишком тяжелые атомы неустойчивы: "этаж" атомов обрывается где-то около сотого "образца", дальнейшее развитие идет за счет объединения атомов в молекулы. "Этаж" молекул перехватывает эстафету развития: образуются все более сложные молекулы, вплоть до полимеров и белков. Однако с появлением белков развитие молекул останавливается: эстафета перехватывается клетками, которые тоже образуют "этаж" последовательно развивающихся образцов, и, хотя известны очень крупные клетки (у водорослей), развитие опять-таки перехватывает надсистема — организм.
Сначала происходит простое объединение клеток, но постепенно возникают все более сложные организмы — вплоть до человека. Впрочем, еще задолго до появления человека природа начала "экспериментировать", пробуя создавать из организмов (муравьи, пчелы) надсистемы. По-видимому, эти экспериментальные надсистемы оказались плохими по одному, но решающему критерию: они не обеспечивали ускорения темпов развития, наоборот, темпы развития этих надсистем оказались близкими к нулю. Природа вынуждена была "изобрести" человека, и только тогда развитие перешло на следующий "этаж".
Возникает вопрос о причинах "лестничной" эстафеты. Ответ почти очевиден: чем выше этаж, тем больше он независим от внешних условий. Элементарные частицы (если они взаимодействуют с внешней средой) живут ничтожно мало. Неорганические (и простые органические) соединения более "живучи", но и они почти беззащитны против внешнего воздействия — нагрева, охлаждения, химических реакций. Белок и клетка — более высокие ступени организации материи в ее борьбе за независимость от внешних условий. Еще более высокая ступень — организм. Клетки нашего тела обновляются в среднем через семь лет; организм в целом живет на порядок больше. Он выстаивает и в тех случаях, когда внешнее воздействие уничтожает часть клеток. Общество еще устойчивее по отношению к внешним воздействиям и намного защищеннее отдельного организма.
Любопытно применить построенную схему к анализу "Соляриса" Лема или "Черного Облака" Хойла. В обоих случаях — явное нарушение "лестничной" эстафеты: организм должен был перейти на уровень общества, а он продолжал увеличиваться, оставаясь одним организмом, и дорос до размеров целой планеты...
Схему можно дополнить и сверху. Развитие общества будет идти до определенного времени, а затем произойдет переход на следующий "этаж", на котором общество будет играть такую же роль, какую клетка играет в организме...
Сейчас много внимания уделяют проблеме внеземных цивилизаций. Каковы они, эти иноземные цивилизации? Почему они не ищут нас и не сигналят нам? Почему мы не видим проявления их деятельности?
Сверхцивилизация мыслится на уровне общества, но только более развитого, более энергетически вооруженного. А на самом деле сверхцивилизации должны быть этажом выше, на уровне надобщества. Может ли отдельная клетка рассчитывать на то, что именно ее будет специально искать (для установления контакта!) организм?
На проекты радиотелескопов, на попытки поймать сигналы сверхцивилизаций затрачивается все больше и больше средств и усилий. Между тем из схемы видно, что каждый этаж все быстрее создает условия для появления следующего этажа. Над этажом "общество" должен сравнительно быстро появиться этаж надобщество, а потом — еще быстрее — этаж "наднадобщество". Сверхцивилизации могут оказаться удаленными от нас (по этажам) дальше, чем человек удален от элементарных частиц...
Обратите внимание: мы еще не начали исследование взятой проблемы ("в чем смысл жизни человека?"), но сама постановка проблемы по "полной схеме" уже дала много нового и интересного. Надо подчеркнуть: это всего лишь фрагмент одного из занятий. В учебную программу общественных школ изобретательского творчества входит 15 занятий такого типа, составляющих вместе курс развития воображения. Другие примеры читатель найдет в книге [Селюцкий А.Б., Слугин Г.И. Вдохновение по заказу. — Петрозаводск: Карелия, 1977. С. 138-166].
В результате таких занятий яснее становится механизм развития технических систем, в частности "лестничный" характер этого развития. Исчерпав резервы развития, техническая система входит в качестве подсистемы в состав более сложной системы. При этом развитие исходной системы резко замедляется. Эстафету перехватывает образовавшаяся система.
Взять хотя бы историю кораблестроения. Корабли, приводимые в движение веслами, были вытеснены парусно-гребными кораблями, и весла перестали развиваться. Началась долгая жизнь новой системы — кораблей парусно-гребных. Постепенно они стали чисто парусными, и тогда снова совершился переход к более сложной системе: появились корабли парусно-паровые. Темпы развития парусов замедлились: со временем парусно-паровые корабли стали чисто паровыми...
|