1784

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   
Регистр н/ф идей Фантастика Рассказы

К списку классов
    К оглавлению класса 3



  Подкласс  1
  Подкласс  2
  Подкласс  3
  Подкласс  4
  Подкласс  5
  Подкласс  6
  Подкласс  7
  Подкласс  8

© Г. Альтов, 1964-
ПОДКЛАСС 8: ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

1. Цели и задачи воспитания
2. Системы и методы, средства и способы воспитания
3. Дошкольное воспитание и обучение
4. Школа, школьные традиции, дисциплины, режим. Судьба школы
5. Высшая школа
6. Выбор профессии
7. Отцы и дети: новые отношения
8. Учитель и общество
9. Судьба книг, письменности, языка

ГРУППА

ПОДГРУППА

ПРИМЕРЫ

1. Цели и задачи воспитания.

1. Облагородить желания ребенка: научить его в любви забывать о себе ради другого; его любопытство превратить в одержимость наукой; его воинственность обратить против нарушения разумного порядка; его гордость и самолюбие воплотить в стремление внести почетную долю в общие достижения...

  • Г.Уэллс "Люди как боги" (1923)
 

2. Гармоническое сочетание физического и духовного развития личности.

  • Г.Гуревич "Мы - из Солнечной системы" (1965)
  • И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
 

3. Важнейшая сторона воспитания - развитие острого восприятия природы и тонкого с ней общения. Притупление внимания к природе - остановка в развитии, т.к., отвыкнув наблюдать, человек теряет способность обобщать.

  • И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
 

4. "Одаренные ребятишки будут учиться, как ни скверно обучение, а это все, что нужно нашей цивилизации: горстка одаренных людей, которые создадут уйму одаренных машин."

  • Л.Биггл-мл. "Какая прелестная школа!.." (1967)
 

5. Воспитание подчинено единственной цели - вырастить специалистов-потребителей.

  • М.Сент-Клэр "Потребители" (1967)
 

6. "Преподавание любого предмета у нас начинается с рассмотрения исторического развития и всех ошибок, совершенных на пути."

  • И.Ефремов "Час быка" (1968)
 

7. В 22-м веке при сверхузкой специализации возникает теория подготовка людей-универсалов, которые могут все на высоком уровне. Трудности на высоком уровне. Трудности подготовки таких универсалов. Неизбежность такого пути: специализация не дает счастья. Конфликт между специализацией и универсализацией.

2. Системы и методы, средства и способы воспитания.

1. Только коллективное воспитание детей специально обученными и отобранными людьми может создать человека нашего общества.

  • И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
 

2. Домашнее чтение под руководством наставника; дополняется посещением музеев.

  • Г.Уэллс "Люди как боги" (1923)
 

3. Никаких личных книг и тетрадей! Полная автоматизация обучения: кино, магнитофоны, электронная техника, перфокарты, механические учителя...

  • А.Азимов "Ну и здорово же было!" (1966)
  • А.Ринонаполи "Фантаст Джакомо Леопарди" (1967)
 

4. Обучение с помощью гипноза.

  • Г.Уэллс "Когда спящий проснется" (1899)
 

5. Обучение во сне (гипнопедия).

  • О.Хаксли "Прекрасный новый мир" (1932)
 

6. Передача информации непосредственно в зрительный нерв, минуя глаз.

  • Г.Альтов "Опаляющий разум" (1966)
 

7. Биотоковое (мгновенное) обучение грамоте, профессии.

  • А.Азимов "Профессия" (1965)
 

8. Телевизионная система обучения: знание в минимальных дозах и в виде подслащенных пилюль ("Если ученики смотрят телевизор, они не могут не усвоить хоть что-нибудь...")

  • Л.Биггл-мл. "Какая прелестная школа!..." (1967)
 

9. "Упрощение" обучения чревато пагубными последствиями.

  • Р.Брэдбери "451 по Фаренгейту" (1956)
  • М.Сент-Клэр "Потребители" (1967)
  • Л.Биггл-мл. "Какая прелестная школа!..." (1967)
  • Э.Лудвиг "Маленький преступник" (1964)
 

10. Великовозрастным неучам из элиты "переключают" интеллекты умирающих гениев.

  • А.Шалимов "Наследники" (1966)

3. Дошкольное воспитание и обучение.

1. Роботы-няни, электронные "тети Сигмы" и т.п.

  • Г.Филановский "Двенадцать лет человеческих" (1962)
  • А.Валентинов "Экзамен" (1967)
 

2. Ребенок воспитывается вне семьи.

  • Г.Уэллс "Люди как боги" (1923)
  • И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
 

3. Остров матерей, где живут те, кто хочет сам воспитывать своего ребенка.

  • И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
 

4. Дети воспитываются в групповых домах - с групповым папой, с групповой мамой.

  • М.Сент-Клэр "Потребители (1967)
 

5. Игры и игрушки - см. Подкласс 15 класса 10.

4. Школа, школьные традиции, дисциплины, режим. Судьба школы.

1. Обучение разбито на 4 четырехлетних цикла; затем следует трехлетний период подвигов Геркулеса и двухлетнее высшее образование.

  • И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
 

2. Чтобы психика школьника не утомлялась и не тупела в однообразии впечатлений, школу переводят с одного места в другое каждые четыре года (от цикла к циклу).

  • И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
 

3. Ежегодный "день большого подарка" (в 4 кл. "Дарят время", в 5 - эфир, в 7 - "ключи от складов" и т.д.).

  • Г.Гуревич "Мы - из Солнечной системы" (1965)
 

4. Главное в школьной истории - изучение исторических ошибок человечества и их последствий.

  • И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
 

5. Преподавание латыни и греческого языка в средней школе с помощью роботов.

  • А.Ринонаполи "Фантаст - Джакомо Леопарди" (1967)
 

6. Неслышный и невидимый поток инфралучей заставляет вовремя заснуть самых беспокойных воспитанников школы-интерната.

  • А. И Б.Стругацкие "Возвращение" (1962)
 

7. Насильственная "промывка" памяти.

  • Э.Лудвиг "Маленький преступник" (1964)
 

8. Школьники будущего играют в космос, как раньше играли в индейцев.

  • А. И Б.Стругацкие "Возвращение" (1962)
 

9. Школа на дому: домашний механический учитель, настроенный в соответствии со способностями ребенка.

  • А.Азимов "Ну и здорово же было!" (1966)
 

10. Школы нет. Раз в году проводятся День чтения (мгновенное обучение грамоте), День Образования (обучение профессии), Олимпиада (устройство на работу).

  • А.Азимов "Профессия" (1966)
 

11. Школа "исчезла": полностью вытеснена телевизионной системой обучения.

  • Л.Биггл-мл. "Какая прелестная школа!..." (1967)
 

12. Обучением наиболее одаренных детей, которым скучно в классе общей программы, занимаются Элу - электронные учителя.

  • А.Львов "Седьмой этаж" (1966)

5. Высшая школа.

1. Образовательные ленты для подготовки дипломированных специалистов.

  • А.Азимов "Профессия" (1966)
 

2. Институты высшего образования засекречены ("Приюты для слабоумных"), чтобы все прочие не чувствовали себя неудачниками.

  • А.Азимов "Профессия" (1966)

6. Выбор профессии.

1. После школы молодые люди выбирают для себя 12 испытаний ("подвиги Геркулеса"), в процессе выполнения их в среде взрослых окончательно определяются влечения и способности.

  • И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
 

2. Получив среднее образование, молодой человек проводит по несколько месяцев в различных - добровольно избираемых им - институтах и в тесном контакте с учеными, инженерами, техниками выявляет свои симпатии и склонности.

  • С.Лем "Магелланово облако" (1960)
 

3. В десятом, выпускном классе школы экскурсий больше, чем уроков: школьники знакомятся с профессиями.

  • Г.Гуревич "Мы - из Солнечной системы" (1965)
 

4. Анализатор генетических возможностей.

  • А.Шейкин "Ангевозм" (1965)
  • Д.Биленкин "Ошибка" (1965)
 

5. Так ли уж хорош и безупречен этот анализатор?

  • Д.Биленкин "Ошибка" (1965)
 

6. Выбора нет: способности и склонности определяются анализом биотоков, профессия неумолимо предопределена.

  • А.Азимов "Профессия" (1966)
 

7. Выбора нет: выращмваются дети, приспособленные для узко определенного вида работ.

  • Ф.Ильин "Долина новой жизни" (1928,1067)

7. Отцы и дети: новые отношения.

1. Товарищеские.

  • Напр., Г.Уэллс "Люди как боги" (1923)
  • И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
 

2. "Почти такие же", как в наше время.

  • Напр., А. И Б.Стругацкие "Возвращение" (1962)
 

3. Запанибратские. ("Не зови меня так.(отцом). К чему это дикарское почитание предков,")

  • Напр., Б.Лапин "Дайна" (1968)
 

4. Холодно-равнодушные. (Дети – маленькие старички - в роли бесстрастных наблюдателей и экспериментаторов.)

  • Г.Гор "Имя" (1966)
 

5. Отношения "по Брэдбери": взаимное непонимание, отчужденность, враждебность детей.

  • Р.Брэдбери "Вельд" (1963)
  • Р.Брэдбери "В урочный час" (1965)

8. Учитель и общество.

1. Учитель, наставник, ментор - самая нужная и самая почетная на Земле должность. Духовная близость учителя и учеников.

  • Напр., И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
  • Напр., А. И Б.Стругацкие "Возвращение" (1962)
 

2. Ничто не объединяет учителя и ученика: общие интересы отсутствуют, между ними пропасть.

  • Напр., А.Ринонаполи "Фантаст Джакомо Леопарди" (1967)
 

3. Жесточайшая конкуренция среди учителей. Выживают наиболее приспособленные.

  • Напр., Л.Биггл-мл. "Какая прелестная школа!.." (1967)
  • А.Ринонаполи "Фантаст Джакомо Леопарди" (1967)
 

4. Профессия учителя при системе телеобучения бесперспективна: отснимите год работы хорошего учителя - и больше не надо никаких учителей.

  • Напр., Л.Биггл-мл. "Какая прелестная школа!.." (1967)
 

5. Живой учитель заменен учителем механическим.

  • А.Азимов "Ну и здорово же было!" (1966)

9. Судьба книг, письменности, языка.

1. Книги по-прежнему остаются простейшим и универсальным способом довести истину до ума.

  • Г.Уэллс "Люди как боги" (1923)
 

2. "Минимизация" книги ("Там, где стоит тонна книг, должно остаться 5-6 тетрадок стенографической записи").

  • Напр., Я.Ларри "Страна счастливых" (1931)
  • Р.Брэдбери "451 по Фаренгейту" (1956)
 

3. Книги будущего сверхминиатюрны: для прочтения каждая снабжается линзой, подвешенной к обложке: масса удобств!...

  • А.Палей "В простор планетный" (1968)
 

4. Книги заменены различного типа запоминающими кристаллами.

  • Напр., С.Лем "Астронавты" (1958)
 

5. Книги - под запретом (следствие тенденции подгруппы 2.)

  • Напр., Р.Брэдбери "451 по Фаренгейту" (1956)
  • Э.Лудвиг "Маленький преступник" (1964)
 

6. Письменность засекречена и доступна лишь избранным, т.к. превращена в тайный язык милитаристов.

  • Э.Лудвиг "Маленький преступник" (1964)
 

7. Письменный словесно-музыкальный язык (общедоступное нотное письмо).

  • А.Толстой "Аэлита" (1923)
  • А.Палей "В простор планетный" (1968)
 

8. Многоязычие сохранилось на Земле. Карманные машинки-переводчицы.

  • Напр., Ю. И С.Сафроновы "Внуки наших внуков" (1958)
 

9. Единый мировой язык.

  • Напр., И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
  • И.Ефремов "Сердце Змеи" (1959)
 

10. Его происхождение: "Полузабытый древний язык санскрит оказался подстроенным наиболее логически и потому стал основой языка-посредника для переводных машин. Прошло немного времени, и из языка-посредника сформировался первый мировой язык нашей планеты, с тех пор еще претерпевший много изменений. Западные языки оказались недолговечными. Еще меньше прожили взятые от религиозных преданий, из совсем чуждых и давно умерших языков имена людей.

  • И.Ефремов "Сердце Змеи" (1959)
 

11. Давая ребенку имя, родители стремятся подобрать созвучия или слова из языков тех народов, от которых происходят.

  • И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
 

12. Имен нет: заменены номерами.

  • См. Кл. 4, подкл. 2, гр. 8, подгр. 4.
 

13. Язык будущего насыщен научными понятиями, представлениями, терминами (в соответствии с изменившимися - высшим - типом абстрактного мышления).

  • И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
 

14. Путь языка в будущем - к краткости и лаконизму (замена целых фраз единичными понятиями).

  • Г.Альтов, В.Журавлева "Баллада о звездах" (1960)
 

15. Упрощенный мировой язык.

  • Напр., С.Бельский "Под кометой" (1910)
 

16. Для большей выразительности людям будущего предлагается - по примеру незабвенных жителей острова Лапуту - носить с собой портативный мультитон (с помощью музыки передавать настроение).

  • А.Палей "В простор планетный" (1968)
 

17. Замена устной речи непосредственным восприятием мыслей.

  • См. Кл. 4, подкл. 3.

[<< ПОДКЛАСС 7 ]   [ ОГЛАВЛЕНИЕ ]


Материал Официального Фонда Г.С. Альтшуллера www.altshuller.ru

© Исключительные имущественные авторские права на все материалы (в том числе и этот) Г.С. Альтшуллера принадлежат В.Н. Журавлевой и Ю.Е. Комарчевой. Все права защищены.
За дополнительной информацией обращайтесь в Дирекцию Официального Фонда Г.С. Альтшуллера.