857

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Альтшуллер Г.С., 1985
НЕЛЬЗЯ УБИРАТЬ ФАМИЛИИ АВТОРОВ, НЕЛЬЗЯ КРОМСАТЬ МАТЕРИАЛЫ

Чрезвычайно важной особенностью организации обучения ТРИЗ является использование новых разработок до их опубликования в печати.

ТРИЗ стремительно развивается, поэтому количество материалов, еще не попавших в книги и статьи, весьма велико. По качеству же - это наиболее ценные материалы. Сейчас, например, в числе таких материалов АРИЗ-82-В, АРИЗ-82-Б, АРИЗ-82-Г, АРИЗ-85-А, АРИЗ-85-Б, стандарты - 50, стандарты - 54, стандарты - 59, стандарты - 69, материалы Ю. Саламатова и И. Кондакова, Б. Злотина, В. Канера, Ю. Мурашковского, И. Викентьева, В. Михайлова, И. Рябкина, И. Верткина и др.

Много неопубликованного в учебных плакатах, в частности материалы по переходу от моносистем к полисистемам, механизмы свертывания и т. д. Новые материалы излагаются до опубликования и в лекциях. Так, например, С. Литвин и В. Герасимов фактически учат новой методике проведения ФСА.

Использование новых разработок до их опубликования основано на доверительных отношениях между преподавателями и разработчиками ТРИЗ. Распространяются такие отношения и на слушателей школ ТРИЗ.

Доступ к новым материалам по ТРИЗ широко открыт всем - это соответствует моральным принципам ТРИЗ, являющейся частью общей теории сильного мышления.

Открытость новых разработок - в отдельных случаях - приводит к деформациям. Какая-то часть деформаций неизбежна. В ТРИЗ приходит чужой человек, выхватывает приглянувшийся "кусок" и, урча от радости, бежит в кусты - жевать. Так, Р. Повилейко /Новосибирск/ урвал метод фантограмм, огрубил его, превратив в "метод десятичных матриц", - жует 12 лет и будет жевать всю жизнь. Такие случаи вызывают лишь жалость к урвавшему: он сразу ставит себя вне ТРИЗ.

Я хочу обратить внимание на другие случаи: нередко деформации вызваны незнанием правил доверительных отношений /в обычной науке такие отношения давно забыты/ или желанием избежать "лишних" хлопот, упростив для себя процесс тиражирования материалов. Эта справка составлена для преподавателей и разработчиков ТРИЗ, но адресована, в сущности, не им, а их слушателям. Надо обязательно знакомить входящих в ТРИЗ /завтра они сами будут преподавать и вести разработки/ с правилами доверительного отношения к неопубликованным еще материалам.

Главное правило: ни при каких обстоятельствах нельзя снимать с материалов фамилии авторов.

Этого нельзя делать даже в случаях, когда сохранение фамилии ведет к отказу от размножения материала.

Обычно снятие фамилии авторов мотивируют тем, что в данной организации разрешено издавать материалы только своих авторов или безличные служебные бумаги. Не вдаваясь в анализ этой мотивировки, отметим: если такая практика существует и, подчиняясь ей, приходится убирать фамилии авторов с титульного листа, ничто не мешает написать предисловие, четко указав - кто разработал материал. Если по тем или иным причинам нет возможности добавить предисловие, необходимо откорректировать весь "безликий" тираж, вписав - вручную или на машинке - фамилии авторов.

У каждого материала по ТРИЗ есть автор (или авторы). Безродных материалов нет! Вымарывание фамилий - это этическое (а иногда и юридическое) преступление.

В ряде случаев произвольно меняют текст - режут на части, сокращают и т. д. Так, при размножении текстов последних АРИЗов иногда убирают предисловие, выбрасывают примеры. Это грубейшее нарушение этических норм! Нормальный случай: текст перепечатывается полностью и на титульном листе сохраняется фамилия автора.

Если нельзя сохранить фамилию на титульном листе, следует написать предисловие, содержащее четкое объяснение - кто автор материала.

Если и это невозможно, фамилия вписывается от руки или на машинке во все экземпляры тиража. Если и это невозможно, необходимо оставить мысль о копировании материалов и либо вести занятия без материалов, либо вообще отказаться от занятий.

Изложенное не означает, что правильно относиться надо только к неопубликованным текстам. Нельзя "вольничать" и с опубликованными материалами.

На одном заводе, например, для занятий выпустили "указатель применения физэффектов", собрав статьи из ТиН. При этом статьи были произвольно сокращены, а фамилии авторов исчезли - их заменило туманное общее указание на публикации в ТиН в 1981-82 г.г. Зато появилась фамилия составителя...

* * *

Прошу обязательно знакомить слушателей, занимающихся по программе в 20 и более часов, с правилами копирования материалов.

Особенно необходимо это при проведении занятий по программе на 100-120 часов, когда слушатели получают на руки много неопубликованных материалов и готовятся к преподавательской деятельности.

Иногда предлагают провести обучение только по опубликованным материалам или ограничить ознакомление с новыми разработками "узким кругом" лиц.

Такие предложения абсолютно неприемлемы - они вне этики теории сильного мышления. Все материалы по ТРИЗ всегда открыты всем. Более того, на петрозаводских семинарах обсуждаются даже замыслы будущих работ. Именно поэтому мы сегодня ведем обучение на основе АРИЗ-85-Б, а не АРИЗ-77. Мы идем на эпоху впереди опубликованных разработок. Доверительные отношения надо сохранять и укреплять.

3/4-85