Биография
Хронология событий Интервью
А/б рассказы Аудио Видео Фото
|
ПИСЬМО 1 |
|
Итак, исходная рабочая гипотеза: слабое мышление - когда зажжен один мысленный экран и психологическая инерция, приковывая всё внимание именно к этому экрану, держит во мраке другие экраны. Экранная схема придумана... |
|
ПИСЬМО 4 |
|
Еще один Ваш вопрос: "Может ли обыкновенный инженер применить ТРИЗ, чтобы открыть Америку?" Я не совсем понял сути вопроса. Может ли обыкновенный инженер полететь в космос? Нет... и да. Обыкновенному инженеру придется... |
|
ПИСЬМО 5 |
|
Мы показываем неизбежные трудности на творческом пути и - в то же время - призываем вступить на этот путь. Противоречие... |
|
ПИСЬМО 11 |
|
В процессе подготовки у инженера, впрочем, это начинается еще в школе, воспитывают почтение к точным терминам. Это необходимо, чтобы не было путаницы и неясности при описании уже известных способов и устройств. (...) Но при решении творческой задачи... |
|
ПИСЬМО 19 |
|
Искусство обучения состоит в управлении выбором задач, а вовсе не в том, чтобы дать необученным слушателям трудные задачи. |
|
ПИСЬМО 20 |
|
Работа по развитию методики не дает мне возможности увеличить число собственных изобретений: я предпочитаю отдавать все интересные задачи, которые мне встречаются, на семинарах - для решения их участниками семинаров. Когда решают новые (а не учебные) задачи, больше интереса. Кроме того, это и для теории изобретательства важнее. |
|
ПИСЬМО 22 |
|
Нельзя оценивать работу режиссера по тому, сколько раз сам режиссер выступал в качестве артиста. Нельзя оценивать работу конструктора по тому, сколько раз он сам пилотировал самолет. Существуют три способа действительно серьезной проверки теории. Первый - … |
|
ПИСЬМО 23 |
|
Я пишу Вам не из-за беспокойства о приоритете. Методикой изобретательства я занимаюсь почти три десятка лет, мои книги переведены на многие языки. Статья Д.Плетнева - наивный плагиат. Меня беспокоит другое. |
|
ПИСЬМО 24 |
|
Видимо, целесообразно (во всяком случае, соблазнительно) перейти от несистемных рассуждений об идеальной машине, идеальном процессе и т.д. к анализу понятия об ИДЕАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ. Устройство, процесс (способ), вещество - это искусственные патентные понятия. Реально мы имеем дело с СИСТЕМАМИ. |
|
ПИСЬМО 29 |
|
Уважаемый тов. редактор! Ваш журнал ввел рубрику "В блокнот фантаста". Это очень полезное начинание. Я сразу купил блокнот - и аккуратно переписываю туда соответствующие материалы.
В третьем номере журнала под рубрикой "В блокнот фантаста" опубликована статья М. Блантера "Ножной фонарик". Как Вы помните, конечно, речь там идет о будущем, "...когда станет реальностью передача энергии без проводов и без потерь. Быть может, тогда какой-нибудь рационализатор предложит использовать и объединять энергию произвольного движения всех людей планеты!"
...Вы понимаете, оставалась последняя возможность: счесть это шуткой и записать в блокнот под заголовком "ШУТОЧКИ"... |
|
ПИСЬМО 32 |
|
В "Указаниях по составлению заявки на изобретение" сказано, что устанавливаются две формы заявления в зависимости от того, кто является заявителем. Однако возникла ситуация, непредусмотренная "Указаниями". Я сконструировал машину, решающую изобретательские задачи. Эта машина - я назвал её "Эвротрон-2" - решила изобретательскую задачу. Кого указать заявителем и кого автором?
Я понимаю, что в первый момент эти вопросы могут показаться шуткой… |
|
ПИСЬМО 33 |
|
В материалах по жизненной стратегии творческой личности прослежен типичный случай. Правило, а правила, как известно, имеют исключения. Могут ли внешние обстоятельства помогать творческой личности? Да, могут, если творческая личность… |
|
ПИСЬМО 34 |
|
В процессе подготовки у инженера (впрочем, это начинается еще в школе) воспитывают почтение к точным терминам. Это - необходимо, чтобы не было путаницы и неясности при описании уже известных способов и устройств. Иными словами, точность терминологии - обязательное и полезное требование к нетворческому мышлению: есть вполне определенный объект и его следует описывать вполне определенными и адекватными объекту терминами. Но при решении творческой задачи… |
|
ПИСЬМО 35 |
|
И стали приезжать в Баку "ходоки за ТРИЗ". С 20 октября и по сей день - за два месяца - одиннадцать "наездов"! И тут же двое гостей (из Ставрополя и Чимкента). Приехали они в АзОИИТ, но сориентировались и "перебежали". Ну как было не заняться такими людьми… |
|
ПИСЬМО 36 |
|
С начала учебного года - страшный цейтнот: много новых школ, надо объяснять, помогать, снабжать материалами… и всё срочно. №№ 9 и 10 "ТиН" дали очень большой всплеск активности, я впервые растерялся и испугался - такой масштаб. Веду две группы в Баку, 12-го вылетаю в Пензу, 4/3 – начало семинара в Новосибирске, 16/5 - в Ярославле... Почти каждую неделю кто-то приезжает в Баку... И все это - сверх нормальной работы по ТРИЗ, которую нельзя бросать (я и в Пензу еду, главным образом, чтобы проверить новый АРИЗ-82-В, хотя еще не опубликован в "ТиН" АРИЗ-82-Б...). |
|
ПИСЬМО 37 |
|
Из письма преподавателя: "На третьем занятии я сформулировал понятие о веполе так. Веполь - это минимальная техническая система, состоящая из двух веществ и поля, обладающая функциональной полнотой (последние слова предложил в Кишиневе слушатель К., доцент Новосибирского электротехнического института). Однако при разборе задачи о молниеотводе оказалось, что веполь может состоять из двух полей и одного вещества. Пришлось выкручиваться."
Веполь следует отличать от вепольной формулы того, что дано по условиям задачи. В задаче о молниеотводе фактически два веполя: 1) Туча - молния - молниеотвод и... |
|
ПИСЬМО 38 |
|
Я узнал обо всем, когда создание Ассоциации стало свершившимся фактом. Конечно, создание Ассоциации будет способствовать повышению уровня преподавания ТРИЗ. Но хлопот добавится много... |
|
ПИСЬМО 44 |
|
В девяти случаях из десяти приключения мысли нельзя воплотить в романе, приключения мысли требуют новеллы или короткой повести. Многие неудачи с романами именно этим и объясняются. И впоследствии фантасты нашли способ постройки романоподобных сооружений из отдельных новелл. Можно вспомнить хотя бы "Я, робот" и "Марсианские хроники". Для "Звездных королей" (внешние приключения) отлично годилась традиционная форма романа. А для приключений мысли в "Я, робот" уже потребовалась цепь новелл.
|
|
ПИСЬМО 46 |
|
Вы правы: преподавать ТРИ3 трудно... Я машинально добавил, образуя ФП: и легко. Сначала мне показалось, что это игра слов, не больше. Потом сообразил…. |
|
ПИСЬМО 51 |
|
Никому не придет в голову привести человека на стадион и сказать: «А прыгни-ка ты на два метра или выше...» Все понимают: надо учиться прыгать. Никому не придет в голову вывести человека на ринг и сказать: «А влепи-ка ты этому Кассиусу Клею…» Все понимают: надо учиться влепливать. Почему же можно сказать человеку: «А нафантазируй-ка ты что-нибудь такое...» Надо учить фантазированию! Требовать можно лишь в той мере, в какой человек обучен приемам, методам, теории. |
|
ПИСЬМО 52 |
|
И всё стало ясно: не специалист по А, не специалист по Б, но если смешать А и Б, то… специалист… С одной стороны, это — неизбежно. «Метод рантирования» (точнее «метод превращения в рантье») — это типичная тенденция науки, особенно современной, когда за «науку» платят и вовсе не жгут на костре… |
|
ПИСЬМО 53 |
|
Азбучная истина: современное обучение (в любой области) должно строиться на сжатом, кратком освещении старых методов и на реальном, практическом освоении нового слоя знаний. Детали можно обсудить в переписке. Сейчас важен главный вопрос - принимает ли редакция вызов? |
|
ПИСЬМО 55 |
|
Taк обстоит дело с проблемой "темники - теория изобретательства". Прошу прощения за длинное письмо. Само по себе использование темников для меня столь же естественно, как для врача применение йода. Но раз зашел об этом разговор, стоит подумать о будущем… |
|
ПИСЬМО 56 |
|
Нужно взять сотни индивидуальных методик, синтезировать из них рациональную методологию, ввести коррективы /не на любительском, а на профессиональном уровне/, диктуемые психологией и закономерностями развития техники. И тогда получится первый вариант алгоритма /АРИЗ/. Потом надо испытать этот вариант на нерешенных задачах из разных областей техники, попробовать обучать людей - и, внеся выявленные этой практикой коррективы, получить второй вариант. И так проделать раз тридцать, чтобы придти к АРИЗ-68… |
|
ПИСЬМО 57 |
|
В декабре - в ходе занятий - я покажу слушателям, как ведется отыскание технических противоречий. Не сомневаюсь, что все освоят эту технику. И повода для дискуссии не будет. Останется только повод для делового разговора о том, как организовать работу секции, чтобы впредь вести действительно нужные обсуждения… |
|