659

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   
  ЗАНЯТИЕ 1. ХОЧЕШЬ СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ?

Если научиться не только смотреть, но и видеть, вы найдёте вокруг себя огромное количество самых разнообразных задач, решение которых окажется вам по силам. Но даже в тех случаях, когда задача кем-то поставлена, найти удачное решение не так-то просто. Этому надо учиться…

  ЗАНЯТИЕ 2. "САМЫЙ-САМЫЙ" КРАН

Вот и получается, как в сказке: в одну сторону пойдёшь - простоту найдёшь, зато точность потеряешь; в другую сторону пойдёшь - точность найдёшь, но простоту потеряешь... Это техническое противоречие. Чтобы сделать изобретение, надо обязательно совместить несовместимое. В этом и состоит искусство изобретателя…

  ЗАНЯТИЕ 3. "Я ПОСТАВИЛ ОПЫТ…"

У кораблей на подводных крыльях при очень быстром движении вода разрушает поверхность крыльев. Изобретатели и тут догадались превратить вред в пользу: крылья охлаждают, они покрываются корочкой льда, и вода разрушает не металл, а лёд, который снова нарастает. Задачи разные, а решаются одним и тем же приёмом. Запоминайте такие приемы - это багаж изобретателя.

А теперь новое задание…

   ЗАНЯТИЕ 4. ЛЬДИНКА В ШОКОЛАДЕ

Представьте себе, что в чернильницу-непроливайку попал песок. Как его оттуда вытряхнуть? Похожую задачу недавно пришлось решать на одном заводе. Отлитые из металла детали надо очищать. Для этого используют струю песка. Поверхность очищается, но песок застревает внутри деталей, в выемках. Детали тяжёлые, трясти их трудно... И вот изобретатели предложили заменить песок кусочками сухого льда. Пока лёд твёрдый, он очищает поверхность не хуже песка. А потом лёд превращается в газ и исчезает.

Запомните этот приём, он выручит вас при решении других изобретательских задач…

   ЗАНЯТИЕ 5. ЛЕД ВМЕСТО КРАНА

Получается, что слова, которыми изложена изобретательская задача, иногда подталкивают к неверным ответам. Поэтому присматривайтесь к своим идеям. Откуда они взялись? Не навязаны ли они какими-то словами в условиях задачи? И нельзя ли пойти дальше, развить, усилить эти идеи?...

  ЗАНЯТИЕ 6. СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ

Когда вы стремитесь улучшить какое-то свойство машины, обязательно подумайте: а не ухудшатся ли от этого другие её характеристики? Попробуйте записывать по нескольку ответов. Последний наверняка будет лучше первого...

   ЗАНЯТИЕ 7. КАК ПРОЙТИ СКВОЗЬ СТЕНКУ

Придётся задержать поезд, - сказал старший контролёр. - Сегодня мы никак не управимся. И тут появился изобретатель. - Пустяки! воскликнул он. - Поезд уйдёт через пять минут. Возьмите...

   ЗАНЯТИЕ 8. ИЗОБРЕТАТЬ – ЭТО ТАК ПРОСТО! ЭТО ТАК СЛОЖНО!

Чтобы то или иное новшество было признано изобретением, оно должно обладать четырьмя качествами: быть техническим решением задачи, быть новым, иметь существенные отличия от уже известного, давать полезный эффект.
Часто изобретение путают с открытием. Изобрести можно только то, чего раньше не было…

   ЗАНЯТИЕ 9. ЗАЧЕМ ЖЕ ПЛАКАТЬ?

Представьте себе порт с такими кораблями. Подтянутые лайнеры в искусственных гепардовых мехах, скоростные катера в синтетических тигровых и барсовых шкурах, тяжёлые танкеры, обтянутые почти медвежьим мехом, стройные яхты в горностаевых шубках... А пока есть смысл подумать о применении этой идеи в моделизме и в спортивной технике…

   ЗАНЯТИЕ 10. СЛОВА-ЛОВУШКИ

В изобретательских задачах всегда есть слова-ловушки. Попробуйте пересказать задачу другими словами - и она сразу станет легче…

   ЗАНЯТИЕ 11. НАШ СЛОВАРИК

В начале XIX века тысячи изобретателей работали над усовершенствованием парусных кораблей. И лучшее решение состояло в том, чтобы вообще отказаться от парусов и построить пароход. Быть может, нужен…

   ЗАНЯТИЕ 12. ИДЕИ НАДО РАЗВИВАТЬ

Видите, мы далеко ушли от первоначальной идеи заливать расплавленным стеклом металлические стержни. Думая над изобретательской задачей, не спешите обрывать нить размышлений. Посмотрите, какие недостатки есть в найденной идее, и постарайтесь сами их устранить.

   ЗАНЯТИЕ 13. НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ОБЫКНОВЕННОЙ ВОДЫ

Сейчас учёные стремятся получить твёрдую воду, которая содержала бы всего 2 - З процента кремниевой кислоты. А тем временем в других лабораториях ищут пути сделать воду более.., жидкой. В 1948 году английский учёный В.Томс открыл…

   ЗАНЯТИЕ 14. ЕСТЬ ОТЛИЧНАЯ ИДЕЯ
И тут появился изобретатель.

- Есть отличная идея! - воскликнул он. - Даже две идеи.

И он объяснил, как решить эту задачу.

А что предложите вы?..
   ЗАНЯТИЕ 15. ТВОИ ПРАВА, ИЗОБРЕТАТЕЛЬ

Напомню задачу. Запас твёрдого кислорода хранятся в сосуде Дьюара - термосе с двойными стенками. Как извлечь кислород, не смешивая его с другими веществами? Не спешите отвечать на наши задачи, подумайте, поразмышляйте.

ВАЖНО КАЧЕСТВО ОТВЕТА.

   ЗАНЯТИЕ 16. КРЫША САМА ПОДНИМАЕТСЯ...

Обратите внимание: задача сдалась не сразу, пришлось сделать несколько "ходов", отыскивая и устраняя недостатки первых решений. Запомните и приём, использованный в решении…

   ЗАНЯТИЕ 17. ОЧЕНЬ ХИТРАЯ ЩЕТКА...

Та же идея используется при сборке электронных приборов, где применяют вспомогательные детали (обычно их делают из пластмассы). После сборки их стараются удалить, но это не всегда удается. Как быть? Надо использовать "нечто", которое умеет легко исчезать. Детали делают из…

   ЗАНЯТИЕ 18. ИЗОБРЕТЕНО ПРИРОДОЙ

Основная ошибка в том, что многие авторы пытаются "перетащить" под землю машины, приспособленные для работы в других условиях. На некоторых схемах подземоход снабжён крыльями - совсем как самолёт. А зачем ему крылья? Есть проекты, в которых подземоход похож на космический корабль. Но ведь космический корабль быстро движется в пустоте, а подземоход должен сравнительно медленно двигаться в плотной среде...

   ЗАНЯТИЕ 19. ПРЕОДОЛЕЙ БАРЬЕР

Изобретателям часто приходится встречаться с подобными барьерами. Мысль словно наталкивается на невидимоё препятствие... и отступает. А надо идти вперёд!

   ЗАНЯТИЕ 20. ИЗОБРЕТЕНИЯ, КОТОРЫЕ БУДУТ СДЕЛАНЫ ЗАВТРА

Есть изобретения, судьба которых удивительно напоминает рассказанную Андерсеном историю гадкого утёнка. Подобно этому утёнку, их долго "клюют" и осыпают насмешками... Первый пароход, переплывший Атлантический океан, большую часть пути прошёл... под парусами. Первый пылесос едва умещался в повозке, которую с трудом тянули две дюжие лошади.

Новые машины надо оценивать не по их неказистому внешнему виду, а …

   ЗАНЯТИЕ 21. ХИТРЫЕ ЗЕРКАЛА ОПЕРАТОРА РВС

Легко сказать: нужен новый способ... А как его найти?

Есть очень оригинальный изобретательский приём. Называется он оператор РВС.

Шесть вопросов оператора РВС, как кривые зеркала в комнате смеха, искажают условия задачи… и заставляют работать наше воображение, помогают по-новому увидеть задачу, подсказывают неожиданные решения.

   ЗАНЯТИЕ 22.  ПРИРОДА - НЕ ВРАГ, А СОЮЗНИК

Немного воображения - и природа из врага станет союзником, подскажет нужное решение. К природе надо относиться бережно, вдумчиво, нельзя рубить с плеча...

   ЗАНЯТИЕ 23. ИНСТРУМЕНТЫ ТВОРЧЕСТВА

Было задание: придумать игрушку. Давайте попробуем объединить усилия. Пусть каждый ответит на те вопросы, на которые сможет. Отберём лучшие предложения и посмотрим: может быть, получится хорошая игрушка. Вот эти вопросы...

  ЗАНЯТИЕ 24. МАЯК ДЛЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ

Выдвинув какую-то идею, нельзя считать задачу решенной. Надо усилить плюсы и убрать минусы, присущие этой идее. Нужно строить цепочку мыслей. Запомните, чтобы не перебирать наугад многочисленные варианты, надо ориентироваться на самый идеальный вариант. С этого и начинается творческое мышление.

  ЗАНЯТИЕ 25. СЕКРЕТЫ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ

В книге по истории техники XIX век называют "веком пара". Первая половина XX века - "век электричества". А вот к какому веку относится наше время? Тут у историков нет единого мнения...

  ЗАНЯТИЕ 26. ЕЩЕ О СЕКРЕТАХ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ

Итак, сначала усилия изобретателей направлены на то, чтобы найти "формулу системы" - удачное сочетание частей. Это первый этап в жизни системы. А всего их четыре. Вы вправе спросить: а что нам даёт знание этих четырёх этапов? Давайте посмотрим на конкретном примере...

   ЗАНЯТИЕ 27. ЗАДАЧА БЕЗ ФИЗИКИ? ПОЖАЛУЙСТА!

Есть такой изобретательский приём - эмпатия. Понятно, что для применения эмпатии нужна сильная фантазия. Мы часто получаем письма с просьбами напечатать такие задачи, которые были бы под силу и тем, кто ещё не проходил физику. Что ж, пожалуйста. Вот одна из этих задач...

   ЗАНЯТИЕ 28. КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ?

Решение изобретательских задач в наши дни превращается в точную науку. Поэтому вопрос о том, как стать изобретателем, ничем не отличается от вопроса о том, как стать трактористом, хирургом, агрономом, лётчиком и т. д. Стать профессионалом (в любом виде деятельности) в принципе может каждый. Нужно...

   ЗАНЯТИЕ 29. ЗАДАЧИ БЕЗ ФИЗИКИ!

Существует много замечательных весёлых и красивых праздников. Придумайте ещё один такой праздник, вкратце опишите его. Не спешите с ответами. Советуем посмотреть те номера "Пионерской правды", в которых были напечатаны материалы по изобретательству...

   ЗАНЯТИЕ 30. ПО МЕТОДУ ШЕРЛОКА ХОЛМСА
Знаменитый сыщик Шерлок Холмс, герой произведений А.Конан-Дойля, сказал однажды доктору Ватсону: "Всякая задача оказывается очень простой после того, как вам её растолкуют". По мнению Шерлока Холмса, всё дело в том, что...
   ЗАНЯТИЕ 31. ВОЛШЕБНАЯ КРЫШКА

Помните, что сделал Айболит, добравшись до Африки? Десять ночей разглядывать градусники — нелёгкая работа. Ох, как пригодились бы Айболиту градусники, в которых хорошо виден столбик ртути!

   ЗАНЯТИЕ 32. ПОМНИ О БЕЛОМ РЫЦАРЕ

В письмах, которые мы получили в ответ на задачу о дожде и трюме, немало предложений, похожих на изобретение Белого Рыцаря, которого Алиса встретила в Зазеркалье. Выдвигая новую идею, изобретатель должен ясно видеть не только её плюсы, но и минусы.

   ЗАНЯТИЕ 33. ПОСТОЯННО-НЕПОСТОЯННЫЙ

Судя по вашим письмам, для учеников 3-6-х классов наиболее трудным оказалось задание «изобрести» фантастическое животное. А как, по вашему мнению, надо действовать, исследуя планеты?

   ЗАНЯТИЕ 34. НЕ СПЕШИТЕ СТАВИТЬ ТОЧКУ

В ответ на задачу о градуснике мы получили много писем: все дружно старались помочь Айболиту. А теперь ещё одна задача: давайте придумаем…

   ЗАНЯТИЕ 35. ХИТРАЯ ВЕЩЬ – ПЕНА...

Что делать, когда нужно заполнить какое-то пространство веществом и в то же время нельзя заполнять этого пространства? Вот, например, задача…

   ЗАНЯТИЕ 36. ПО ЗАКАЗУ АЙБОЛИТА

Айболиту требова­лась пипетка, которая по­зволяла бы легко отмерять капли. Казалось, что можно усовершенствовать в таком простом инструменте, как пипетка?.. Но мы получили очень много проектов. В письмах было свыше 30 разных типов пипеток! А теперь внимание! Ещё одна задача по заказу Айбо­лита.

   ЗАНЯТИЕ 37. ЧЕТЫРЕ СПОСОБА СОВМЕСТИТЬ НЕСОВМЕСТИМОЕ

Рассказывая об изобретательских задачах, мы часто упоминали о технических противоречиях. Искусство изобретать и состоит в том, чтобы преодолевать такие противоречия. Сегодня мы расскажем о физических противоречиях. Дело в том, что каждое техническое противоречие ...

   ЗАНЯТИЕ 38. ЛАЗУРИТ - «БЕГУЩЕЙ ПО ВОЛНАМ»

Скульптор волновался: приближается столетие со дня рождения Грина, а «Бегущая» еще не установлена на площади... И вот однажды дочь скульптора (она училась в пятом классе) предложила очень простой способ, позволивший в десять раз ускорить огненное выравнивание камня. Обработка лазурита шла теперь быстро — без пауз и перерывов. Интересно, сможете вы догадаться, что предложила девочка?

   ЗАНЯТИЕ 39. УЛОВКА КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ

Однажды капитан Врунгель попал, казалось бы, в безнадёжное положение: яхту «Беда» должны были наполнить песком и утопить. «Ладно, — сказал капитан Врунгель, — насыпайте песок. Только …

   ЗАНЯТИЕ 40. ПО ПОДСКАЗКЕ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ

«Едва миновали берега Новой Гвинеи, нас нагнал тайфун чудовищной силы...» Так начинается один из рассказов капитана Врунгеля. Ураган сломал единственную мачту «Беды»; запасные паруса на яхте были, но без мачты паруса не поднимешь. Положение, казалось бы, безвыходное. Но бравый капитан, как всегда, проявил изобретательность и нашёл выход.

   ЗАНЯТИЕ 41. "СКАЗКА-ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК"

На первый взгляд истории, рассказанные капитаном Врунгелем, совершенно невероятны. Но если вдуматься в них, можно понять, что почти все они содержат зёрна интересных изобретательских идей. Кстати, это относится и к выдумкам барона Мюнхгаузена. Писатели придумывают необычные, порой безвыходные положения, а потом заставляют своих героев как-то "выкручиваться". И получается, что смешные книги не только смешат, но и учат мыслить.

   ЗАНЯТИЕ 42. ВЫВЕРНУТЬ НАИЗНАНКУ

Однажды Насреддина спросили: "Как лучше всего строить мечеть?" Насреддин ответил: "Надо вырыть глубокий и узкий колодец, а потом вывернуть его наизнанку..." В теории изобретательства такой приём называют инверсией ("сделать наоборот").

   ЗАНЯТИЕ 43. ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЕ МНОГОБОРЬЕ

По просьбе читателей мы проводим соревнование. Предлагаем вопросы для 3-6-х классов. Желательно ответить на все вопросы в своей группе, но можно ограничиться и одним вопросом, если ответ подробный.

   ЗАНЯТИЕ 44. ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЕ МНОГОБОРЬЕ

По просьбе читателей мы проводим соревнование. Предлагаем вопросы для 7-9-х классов. Желательно ответить на все вопросы в своей группе, но можно ограничиться и одним вопросом, если ответ подробный. Задания первого тура...

   ЗАНЯТИЕ 45. ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЕ МНОГОБОРЬЕ

Предлагаем задания второго тура для 7-9-х классов. Может быть, некоторые задачи покажутся вам трудными. Советуем просмотреть материалы в журнале "Техника и наука", который публикует разборы изобретательских задач и статьи по теории их решений (ТРИЗ).

Изобретательское многоборье заинтересовало многих ребят. Мы получили более четырёх тысяч писем! Кстати сказать, на оригинальность, новизну, необычность идей мы обращали особое внимание.

   ЗАНЯТИЕ 46. НА ПЛАНЕТЕ ДВУХ СОЛНЦ

Без фантазии немыслимы открытия и изобретения, невозможно искусство. Она нужна, чтобы увидеть далекую цель, скрытую за горизонтом времени: дело, как говорил Циолковский, начинается с мечты. Психологи давно подметили…

   ЗАНЯТИЕ 47. КОНКУРС «ФАНТАЗИЯ»

Нужно придумать игрушку. На первый взгляд может показаться, что придумать игрушку очень нетрудно. На самом же деле каждая действительно хорошая игрушка — волчок, калейдоскоп, неваляшка — это блестящее достижение изобретательской мысли. В «классических» игрушках используют давно известные физические эффекты и явления. Заманчиво было бы применить…

   ЗАНЯТИЕ 48. КОСМОС ЗОВЕТ!

Подумайте, какие интересные опыты можно провести в космосе. Это могут быть опыты по биологии, физике, химии — всё равно. Важно лишь, чтобы такие опыты были осуществимы в условиях полёта на орбитальной станции.

   ЗАНЯТИЕ 49. КОСМОС ЗОВЕТ! (продолжение)

В теории изобретательства такое решение называют идеальным конечным результатом (ИКР). Подобно далёкому маяку, ИКР указывает, на что надо ориентироваться, к чему стремиться. Определите для каждой задачи (кроме первой) ИКР и подумайте, какое противоречие возникает при попытке осуществить этот ИКР. В чём проигрыш и как его избежать? Какую хитрость применить?..

   ЗАНЯТИЕ 50. ТАМ, В 21-М ВЕКЕ...

Это очень сильный приём «шиворот-навыворот». Взять, скажем, вездеход. Вездеход ходит везде. А если «шиворот-навыворот», получается машина, которая нигде не ходит. Подумаем теперь: зачем такая машина?

   ЗАНЯТИЕ 51. ЧЕРЕЗ «НЕВОЗМОЖНОЕ» - К ИЗОБРЕТЕНИЯМ

С волнением ждали мы писем на конкурс «Космос зовёт!». Задачи в этом конкурсе трудные. Признаться, у нас были сомнения: удастся ли выйти на интересные решения...

   ЗАНЯТИЕ 52. СЕКРЕТ ИГРУШКИ: ПРОСТОТА И ФАНТАЗИЯ

«Конкурс на новую игрушку оказался не таким лёгким, как я предполагала вначале», — пишет Наташа К. (г. Тюмень). Да, придумать хорошую игрушку трудно! Впрочем, проверить придуманное тоже нелегко. В некоторые игры нам даже пришлось сыграть, чтобы посмотреть, как получается...

   ЗАНЯТИЕ 53. СЕКРЕТ ИГРУШКИ: ПРОСТОТА И ФАНТАЗИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Мы просили усовершенствовать калейдоскоп. Предложений поступило свыше трёхсот, но большинство из них слишком усложняет игрушку. Есть даже проект, в котором говорится об использовании электронной вычислительной машины… Артур Ф. (г. Луцк) выдвинул идею, намного более простую

   ЗАНЯТИЕ 54. НОВЫЙ КОНКУРС «УЧИСЬ ИЗОБРЕТАТЬ»

Мы получили письма с просьбами повторить конкурсы «Изобретательское многоборье», «Фантазия», «Космос зовёт!». Летом многие ребята не смогли принять в них участие. Повторять конкурсы мы не будем, а вот продолжить их можем. Предлагаем вам три новые задачи.

   ЗАНЯТИЕ 55. ВНИМАНИЕ: НОВЫЙ КОНКУРС «ВЫБЕРИ ЗАДАЧУ!»

Может быть, подумали мы, конкурсы должны быть более лёгкими? Но если упростить задачи, они перестанут быть изобретательскими! И тогда возникла мысль провести необычный конкурс: пусть задачи остаются изобретательскими, но….

  НЕВАЛЯШКА: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Наш объект – игрушка. Игрушки тоже развиваются по законам. Примеры: асимметричный мяч, калейдоскоп, Карлсон. Можем ли сами придумать игрушку?..

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей