839

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Альтшуллер Г.С., 1988
ПИСЬМО УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ"
(Миасс, 23-27 мая 1988 г.)

Уважаемые коллеги!

К сожалению, я не смог приехать в Миасс: чувствую себя лучше чем зимой, но перестраховщики-врачи возражают против поездки. Билет пришлось сдать... Завидую вам: неделя в своей среде, неделя дружеского профессионального общения - это очень сильный творческий импульс. Хотя для дела, возможно, и к лучшему, что я остаюсь в Баку: пусть конференция идет в условиях повышенной демократии и самостоятельности. Полезно несколько отдохнуть от моих постоянных подталкиваний, информаций, писем...

Не сомневаюсь, что Оргкомитет уверенно проведет конференцию и она пройдет с пользой. У вас есть что обсуждать. Отмечу лишь некоторые узловые проблемы.

1.

Повышение качества обучения ТРИЗ-ТРТЛ. В распоряжении преподавателя ТРИЗ-ТРТЛ сейчас много учебных средств - книги, брошюры, метод разработки, плакаты, огромный запас учебных задач и тренировочных упражнений. Используется это в лучшем случае на 25-30%: не хватает времени даже при больших учебных программах. Характерный симптом - появляются сокращенные АРИЗы, ускоренные АРИЗы... Все это не решение проблемы. Нужны материалы (много материалов!) для неспешной и вдумчивой самостоятельной проработки слушателями во внеаудиторное время.

В первую очередь нужны подробные письменные разборы новых учебных задач - ярких, интересных, поучительных. Вышли и выходят книги, включающие объемные тексты - стандарты, АРИЗ, приемы. Раньше преподавателю приходилось прежде всего беспокоиться о копировании этих раздаточных материалов. Теперь эта забота частично или даже полностью снимается.

Главным раздаточным материалом должны стать задачник и минимум десяток "решебников", отпечатанных отдельно, чтобы можно было раздавать постепенно, не рассекречивая сразу все решения. Хорошо, если конференция обсудит вопросы создания решебников и примет конкретный план их подготовки - с фамилиями и сроками. Такую работу можно сделать только коллективно. Так в начале 80-х годов была подготовлена серия статей по физэффектам в ТиН. Кстати, коллективная работа по решебнику, наверное, тоже может публиковаться в петрозаводских сборниках.

И еще о качестве обучения. Грубо говоря, есть две цели:

  • обучение новой технике решения рядовых и средних задач
  • перестройка жизни на творческий режим с установкой на решение крупных и глобальных задач.

Наша основная цель - перестройка на творческий режим, воспитание творческих личностей, стремящихся к Достойным Целям. В последние годы мы получили мощные инструменты для достижения этой цели - ЖСТЛ, сопутствующие ЖСТЛ материалы. Но учебные программы и методики обучения еще не изменились в полной мере. Один только штрих. Преподаватели, проводящие выездные семинары, закончив занятия, зачастую считают свою миссию выполненной и не заботятся о своих бывших слушателях, не поддерживают с ними контакты. Я получаю много писем от таких осиротевших слушателей... Обучение не должно завершаться с последним звонком на занятиях! Надеюсь, практические аспекты этой проблемы станут предметом серьезного обсуждения на конференции.

2.

Второй комплекс проблем - повышение организованности в движении за широкое внедрение ТРИЗ. Я получил очень много писем типа: "Какой нехороший человек Попов, опубликовавший в третьем номере "ИР" статью, состоящую почти целиком из кусков, украденных из книг по ТРИЗ...". Прошу поднять руки тех, кто написал это письмо не только мне, а и туда, куда следовало написать: в редколлегию ИРа. Из Баку не видно, сколько рук поднялось. Боюсь очень мало... А ведь яснее ясного: ни одно плохое печатное выступление не должно оставаться безнаказанным; ни одно хорошее выступление не должно оставаться без поддержки.

В последнее время ведется регулярная работа по повышению организованности. Создан и укрепляется фонд материалов по ТРИЗ в ЧОУНБ. Проведен анкетный опрос тризовцев, анализ анкет размножен. Положено начало системе специализированных консультаций. Четко работает информационная служба. Что необходимо сделать еще? Видимо, это послужит одной из центральных тем для обсуждения на конференции.

Мне представляется очень важной операция "Луч света в темном царстве". Потеряв минимум 20 лет, ВОИР и Госкомизобретений наконец-то начали организовывать систему обучения методам технического творчества. Учебные программы жалкие: поверхностное ознакомление с простыми методами, слово "ТРИЗ" не велено произносить, бегло и искаженно рассказывается про АРИЗ-77... Но по этим - типично застойным - программам готовят преподавателей, ведут занятия со слушателями. Вольно или невольно идет процесс если не обучения, то хотя бы создания предпосылок для обучения. В системе обучения ВОИР и Госкомизобретений немало толковых преподавателей, которые могли бы дать слушателям правильное представление о ТРИЗ, если бы были хорошо информированы. Наша задача помочь таким преподавателям, снабдить их материалами, в первую очередь обновленной и дополненной "Справкой ТРИЗ". Для проведения операции "Луч света" нужны, прежде всего, адреса небезнадежных преподавателей МТТ. Я писал об этом в информации от 22-го апреля и сейчас, пользуясь случаем, повторяю и подчеркиваю: это очень важно.

Операция "Луч света..." - одно из первых звеньев в системе широкого информационного наступления; подробнее об этом в информации от третьего мая. Мы должны найти эффективные пути ознакомления миллионов инженеров и ученых с азами ТРИЗ - основными идеями, полученными результатами, литературой. Нужны конкретные предложения - как это сделать.

3.

Третий комплекс проблем - интенсификация исследований по ТРИЗ и ТРТЛ. Будем реалистами: здесь трудно рассчитывать на рывок в достижениях. Большинство тризовцев все еще тратят много сил и времени на выполнение служебных обязанностей. Свободного времени едва хватает на преподавательскую деятельность. Правда, сейчас быстро увеличивается число тризовцев-профессионалов, но и у них велик расход времени на "службу", например на организаторскую или литературную работу. Профессионалы обычно много преподают, это тоже требует повышенного расхода времени.

Кто может потратить два-три года только на сбор информационного фонда и два-три года только на первоначальную выработку новой концепции?.. Отсюда наши беды: вместо разработок в обращение пускаются заявки на разработки, первоначальные замахи. Они нужны, эти замахи, нужны как начало исследований, но, к сожалению, некоторые авторы, замахнувшись, направляют все силы на то, чтобы получить признание ценности замаха. А по замаху не всегда можно дать даже предварительные замечания: надо продолжать исследования - там будет видно. Между тем время уходит, а человек остается в изначальной позиции: нет, вы признайте ценность замаха, дайте гарантию успеха...

Надежно уменьшить риск исследования можно только опорой на достаточно мощный информационный фонд. Разработка ЖСТЛ потому идет быстро и эффективно, что используется почти готовый информационный фонд - биографии творческих личностей. Можно сформулировать любопытное противоречие: должен быть готовый информационный фонд, чтобы была опора для исследования, и не должно быть готового информационного фонда, чтобы не уходили годы на его подготовку... Красивая дикая идея разрешения этого противоречия: надо использовать готовый информационный фонд "чужой" отрасли для проведения исследований в "своей" отрасли. Мир един, и в принципе любой информационный фонд годится для проведения любого исследования. Чем постороннее, чем чужее привлекаемый фонд, тем уже идущий от него поток идей, но тем новее и оригинальнее идеи.

Этот постулат (в сущности, только замах на постулат) у многих вызовет усмешку. Ладно, не буду спорить. Сейчас хочется подчеркнуть другое: невыгодно уходить от работы с информационным фондом. Если нет возможности (а почему, собственно, нет?) потратить годы на сбор "прямого" фонда, используйте косвенные фонды - уже готовые.

Работа по сбору нового "своего" информационного фонда, по переприспособлению готового "чужого" фонда всегда окупается. И наоборот: попытки проскочить этап сбора информации всегда оборачиваются исследовательской неудачей.

Миасская конференция проходит в хорошее время. В стране идет перестройка, укрепляются демократия и гласность, постепенно уходит в прошлое сонная одурь чиновничьих методов управления. Развитие ТРИЗ никогда не знало застоя, и все-таки в последние год-полтора общий подъем явно сказался и на положении дел в ТРИЗ. Школы ТРИЗ перестали опасаться тормозящих окриков. Учебные программы окрепли. Они опираются теперь не только на ТРИЗ, но и на быстро развивающуюся ТРТЛ. Появились новые книги, готовятся новые издания и переиздания. Быстро растет число профессионалов-тризовцев: это создает предпосылки для успешного решения в ближайшем будущем многих, сегодня еще трудных, проблем развития ТРИЗ и ТРТЛ.

Конференции предстоит обсудить широкий круг вопросов. В условиях гласности нет запретных тем. Я рискну все же напомнить о необходимости сдержанности в проявлениях административного восторга. Не надо чересчур увлекаться всегалактическими проектами. Основа нашей работы не проектирование гигантских институтов и межпланетных кооперативов, а повседневная кропотливая работа по развитию ТРИЗ-ТРТЛ, совершенствование технологии обучения, подготовка новых кадров.

Успешной вам работы, дорогие товарищи!