© Г.С.Альтшуллер Активизация человеческого фактора в учебно-воспитательном процессе. - М.: изд. "Знание", 1987. - С. 46-62. СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ И РАЗВИТИЕ ТВ0РЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В СССР с 1946 г. ведется разработка теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Опубликованные в нашей стране книги и статьи по ТРИЗ переведены в США, Японии, Финляндии, ГДР, Польше, Венгрии и многих других странах. С каждым годом растут масштабы применения теории: с ее помощью сделаны тысячи изобретений. Быстро развивается система обучения ТРИЗ, включающая государственные и общественные формы - институты повышения квалификации специалистов, курсы в НИИ, КБ, на предприятиях, народные университеты, общественные институты и др. С 1980 г. изучение основ ТРИЗ входит в учебные программы ряда вузов.
Основной контингент обучаемых - инженеры и научные работники в возрасте 30-45 лет. В таком возрасте творческий стиль мышления вырабатывается с большим трудом. Эффективность обучения и применения ТРИЗ резко повысилась бы, если бы основные положения теории осваивались еще в школе. Разумеется, речь идет не о том, чтобы превратить учащихся в профессиональных изобретателей. Цели иные. Первая цель: развить (в наиболее благоприятном для этого возрасте) вкус к творчеству (не только техническому; обучение ТРИЗ можно вести на задачах и упражнениях, относящихся к самым различным областям знания). Открыть мир творчества, привить начальные навыки поведения в этом необычном мире, заразить творческим азартом, выработать элементы культуры творческого мышления. Вторая цель: использовать ТРИЗ как "живую воду", стимулятор интереса к основным учебным предметам. Освоение и применение ТРИЗ - это не раз наблюдалось в экспериментах - вызывают устойчивую тягу к физике, химии, математике. Можно уверенно сказать: ТРИЗ нуждается в школе в той же мере, в какой современная школа нуждается в ТРИЗ.
В научно-технических кругах ТРИЗ достаточно известна. Но школьные учителя (и многие преподаватели вузов) практически ничего не знают о новой теории технического творчества. Статья знакомит с основными идеями ТРИЗ и некоторыми аспектами ее применения в школе.
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК - КАТАСТРОФИЧЕСКИ ПЛОХАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
Изобретательство - древнейшее занятие человека. С изобретения первых орудий труда и начинается история нашей цивилизации. За многие тысячи лет, прошедших с тех пор, все изменилось, неизменной осталась только технология создания новых изобретений - метод проб и ошибок ("А что, если сделать так?.. Ах, не получается?.. Ну, тогда можно попробовать сделать вот так…").
По самой своей сути метод крайне неэффективен: при решении сколько-нибудь трудных задач приходится совершать тысячи и десятки тысяч "пустых проб". Так, для создания нового типа аккумулятора Эдисон поставил 50 тысяч экспериментов. Эволюция метода не приводит к существенному повышению его эффективности. Мысленные "пробы" вытесняют вещественные, это дает выигрыш во времени и средствах, однако теряется присущая вещественным "пробам" вероятность неожиданных побочных открытий. Производство изобретений развивается в основном количественным путем - за счет увеличения числа людей, привлеченных к перебору вариантов. Эдисон получил 1024 патента, но в лаборатории Эдисона в Менло-парке работало свыше 900 сотрудников: в среднем на каждого сотрудника приходится 1,1 изобретения. В современных НИИ и КБ на каждое по-эдисоновски крупное изобретение приходятся сотни сотрудников.
Ежегодно в СССР выполняется около 150 тысяч научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. 100 тысяч из них прерываются на стадии эксперимента или испытания опытного образца (I). Тут еще не успевают сказаться трудности внедрения, "пробы" оказываются неудачными из-за плохого решения творческих задач, из-за неумения получить сильную и жизнеспособную идею новой машины. Кстати сказать, из 50 тысяч дошедших до внедрения новшеств широкое применение получает только одна (!) тысяча. Здесь тоже наряду с организационными трудностями внедрения проявляется несовершенство решения творческих задач. Представьте себе строительную организацию, у которой из 150 домов 100 обваливаются в процессе постройки, в 49 домах пригодны только отдельные этажи и лишь один (!) дом может быть полностью заселен. Таков по эффективности метод проб и ошибок...
К методу проб и ошибок привыкли. Слова "творчество" и "перебор вариантов" стали синонимами. Упорство в переборе вариантов рассматривают как доблесть. Вот строки из типичного очерка об изобретателях: "Шли к решению проблемы почти на ощупь. Перебрали множество теорий, в конце каждой из которых стояло: нуждается в практической проверке. Поставили тысячи экспериментов только для того, чтобы убедиться: пошли не туда. Испытали десятки конструкций приборов, перепаяли сотни метров проволоки и извели не поддающееся учету количество кинопленки" (2).
За последние полвека выдвинуто немало "теорий творчества". Одни исследователи связывали творческие успехи с химическим составом крови, другие отождествляли творчество и психические заболевания, третьи сводили все к счастливому случаю... Английский философ К.Поппер видит механизм творчества в почти бесконечной "игре": идея - критика - новая идея... (3). Психолог Дж. Гоуэн (США) полагает, что творчество состоит в улавливании едва ощутимых сигналов из подсознания. Еще дальше идет один из советских исследователей (4), утверждающий, что сигналы-подсказки посылает великим изобретателям какая-то высокоразвитая внеземная цивилизация...
Технология творчества, основанная на методе проб и ошибок, исключает возможность организации творческой учебы. Если все зависит от прирожденных способностей или от сигналов неведомых инопланетян, обучать творчеству невозможно.
К 40-50-м годам старая технология решения творческих задач исчерпала возможности развития. Настоятельно требовалась новая технология, основанная на иных принципах построения творческого процесса. Но за рубежом пошли по пути интенсификации привычного метода проб и ошибок. Появились методы активизации перебора вариантов: "мозговой штурм", морфологический анализ, синектика и др. Старая технология, основанная на переборе вариантов, была сохранена; активизация свелась к нескольким приемам, позволяющим в какой-то мере приглушать психологическую инерцию и более интенсивно генерировать всевозможные идеи. Методы активизации подстегнули старую технологию, не затронув ее основу - поиск решения путем многочисленных проб и ошибок. Так,в эпоху заката парусного флота были созданы усовершенствованные парусники - чайные клиперы; они развивали скорость в полтора-два раза выше, чем у обычных парусных кораблей. Судьбу парусного флота это не изменило: на смену парусникам шла новая техника - пароходы…
ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ
Отечественная теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) принципиально отличается от метода проб и ошибок и всех его модификаций.
Первая публикация по ТРИЗ относится к 1956 г. (5). Дальнейшее развитие ТРИЗ получила в работах (6 - 11) и в материалах, регулярно публиковавшихся журналом "Техника и наука" в 1979-83 гг. (12).
Основная идея ТРИЗ: технические системы (ТС) возникают и развиваются не "как попало", а по определенном законам; эти законы можно познать и использовать для сознательного - без множества "пустых" проб - решения изобретательских задач.
ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку; технология решения изобретательских задач вместо поисков вслепую строится на системе планомерных операций.
Современная ТРИЗ, в сущности, является научной теорией синтеза и развития технических систем. Эта теория исключает такие факторы, как "осенение", "счастливый случай", "терпеливый перебор вариантов". Главными факторами новой технологии являются знание законов развития систем, использование рационально организованной информации (фондов физических, химических, геометрических эффектов), управление мышлением в процессе решения задачи (гашение психологической инерции, форсирование воображения, четкое выполнение определенной последовательности умственных действий).
Законы, на которых основана ТРИЗ, - это, прежде всего, законы материалистической диалектики. Используются также некоторые аналоги биологических законов. Ряд законов выявлен изучением исторических тенденций развития техники. Широко применяются общие законы развития систем.
Законы проверены, уточнены, а иногда и выявлены путем использования больших массивов патентной информации по сильным изобретениям. Для этого проанализированы десятки тысяч патентных описаний. Весь инструментарий ТРИЗ, включая фонды физических, химических, геометрических эффектов, также выявлялся и развивался на основе изучения больших массивов патентной информации. Вообще каждое нововведение в ТРИЗ проходит тщательную проверку и корректировку на патентных и историко-технических материалах. В этом смысле ТРИЗ можно считать обобщением сильных сторон творческого опыта нескольких поколений изобретателей, отбираются и исследуются сильные решения, критически изучаются слабые решения и ошибки изобретателей.
Аппарат теории постоянно проверяется, корректируется и совершенствуется в ходе практического применения, прежде всего, при обучении решению задач. Ежегодно в сотнях общественных институтов и народных университетов слушатели решают множество учебных и производственных задач. Анализ письменных работ позволяет объективно определить причины ошибок: совершены ли они по вине преподавателя, по вине слушателя или имеет место сбой в работе того или иного инструмента ТРИЗ. Накопленная информация тщательно изучается - это позволяет быстро совершенствовать методику обучения ТРИЗ и саму теорию.
Главный закон развития технических систем - стремление к увеличению степени идеальности: идеальная система - такая форма организации, когда все ее функции выполняются. Пытаясь обычными (уже известными) путями повысить идеальность технической системы, мы улучшаем один показатель (например, уменьшаем вес транспортного средства) за счет ухудшения других показателей (например, снижаем прочность). Конструктор ищет компромиссное решение - оптимальное в каждом конкретном случае. Изобретатель должен сломать компромисс: улучшить один показатель, не ухудшая других. Поэтому в наиболее распространенном случае процесс решения изобретательской задачи можно рассматривать как выявление, анализ и разрешение технического противоречия.
Сходные противоречия разрешаются однотипными приемами, наиболее сильные приемы - комплексные (сочетания ряда приемов, часто сочетания приемов с физ-хим-эффектами). Самые сильные комплексные приемы образуют аппарат ТРИЗ для решения типовых задач - систему стандартов. Современная система стандартов включает 76 стандартов, разделенных на классы, подклассы и группы. Классификация построена на основе законов развития технических систем, поэтому система стандартов позволяет не только решать задачи, но и прогнозировать развитие машин и процессов. Описания стандартов сведены в единый указатель, снабженный многочисленными примерами по каждому стандарту.
Следует подчеркнуть, что стандартные задачи стандартны только с позиций ТРИЗ. Изобретатель, незнакомый с ТРИЗ, воспринимает такие задачи, как нетипичные, сложные. Можно также отметить, что стандарты могут быть использованы для решения задач, сложных даже с позиций ТРИЗ; такие задачи могут быть решены сочетанием стандартов.
Для решения особо сложных нестандартных задач используется алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Это комплексная программа алгоритмического типа, разбивающая процесс решения на несколько десятков последовательно выполняемых операций, направленных на преобразование и упрощение задачи. Текст АРИЗ снабжен четкими правилами и пояснениями, облегчающими преобразование задачи. АРИЗ позволяет перейти от расплывчатой и туманной исходной ситуации к задаче и к схематической модели задачи, выделить оперативную ЗОНУ, изменение которой необходимо и достаточно для устранения конфликта. По определенным правилам формулируют идеальный конечный результат (ИКР) для преобразования оперативной зоны, исследуют конфликт (техническое противоречие), выявляя Физическое противоречие, то есть противоположные физические требования, предъявляемые к оперативной зоне (например, оперативная зона должна быть горячей и холодной, подвижной и неподвижной и т.п.). Такой анализ (при необходимости он проводится повторно - с углублением) позволяет найти причины возникновения физического противоречия и устранить их, используя информационный Фонд АРИЗ - таблицы применения физ-хим-эффектов (13), указатель применения стандартов, типовые приемы.
АРИЗ - программа для работы человека, не машины. Поэтому АРИЗ включает аппарат дня организации мышления в процессе решения задачи. Таким аппаратом служит, прежде всего, сама программа с ее диалектической логикой и необычной структурой, задающей своеобразный режим мышления - планомерный и в то же время "дикий", нетривиальный. В программу включены и специальные операторы, позволяющие гасить психологическую инерцию и при необходимости форсировать воображение.
ТРИЗ - теория решения творческих задач в технике. ТРИЗ возникла именно в технике, поскольку только в технике был мощный патентный фонд, послуживший фундаментом теории. Но, помимо технических систем, существуют и другие - научные, художественные, социальные и т.д. Развитие всех систем подчинено сходным закономерностям, поэтому многие идеи и механизмы ТРИЗ могут быть использованы при построении теории решения внетехнических творческих задач. В частности, основные идеи и принципы ТРИЗ могут быть распространены и на решение некоторых классов научных задач. Такая работа ведется (14). С помощью механизмов, используемых в ТРИЗ, была открыта ветроэнергетика растений (15) и объяснены парадоксы, связанные с эффектом Рассела (16).
Философами ТРИЗ рассматривается как закономерно возникшая научная дисциплина, связывающая науку и технику (17, 18).
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СТОРОНА ДЕЛА
ТРИЗ - сильный инструмент для выявления и решения изобретательских задач. Но работает не инструмент сам по себе, работает система "человек - инструмент". Многое зависит от соответствующей подготовки человека и его творческих качеств. Теория выделяет шесть основных качеств, необходимых современному изобретателю:
1. Прежде всего, нужна достойная цель - новая (еще недостигнутая), значительная, общественно полезная. Пятнадцатилетний школьник Нурбей Гулиа решил создать сверхёмкий аккумулятор. Работал в этом направлении свыше четверти века. Пришел к выводу, что искомый аккумулятор - маховик; начал делать маховики своими силами, дома. Год за годом совершенствовал маховик, решал множество изобретательских задач. Упорно шел к цели (один штрих: авторское свидетельство № 048 196 Гулиа получил в 1983 г. по заявке, сделанной еще в 1964 г.; 19 лет борьбы за признание изобретения!). В конце концов Гулиа создал супермаховики, превосходящие по удельной запасаемой мощности все другие вида аккумуляторов.
2. Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов. Цель останется смутной мечтой, если не будет разработан пакет планов - на 10 лет, на 5 лет, на год. И если не будет контроля за выполнением этих планов - каждый день, каждый месяц. В идеале нужна система, которой придерживался биолог А.А.Любишев (см. книгу Д.Гранина "Эта странная жизнь"): регулярный учет "выработанных" часов, планомерная борьба с потерями времени.
В большинстве случаев планы включают приобретение знаний, необходимых для достижения цели. Часто эти знания оказываются за пределами имеющейся специальности - приходится начинать с нуля. М.К.Чюрлёнис, задумав синтез музыки и живописи, пошел в начальную художественную школу (а был он к этому времени высококвалифицированным профессиональным музыкантом), вместе с подростками осваивал азы живописи.
3. Высокая работоспособность - в выполнении намеченных планов. Должна быть солидной ежедневная "выработка" - в часах или единицах продукции. Только на вспомогательную работу - составление личной картотеки - нужно около трех часов в день. Картотека В.А.Обручева содержала 30 пудов (!) аккуратно исписанных листков тетрадного формата. После Ж.Верна осталась картотека в 20 000 тетрадок.
4. Хорошая техника решения задач. На пути к цели обычно необходимо решить десятки, иногда сотни изобретательских задач. Нужно уметь их решать. Биографы Огюста Пиккара пишут: "Изобретение батискафа коренным образом отличается от множества прочих изобретений, зачастую случайных и во всяком случае интуитивных. К своему открытию Пиккар пришел только благодаря систематическим, продуманным поискам решения..." (19). Разумеется, во времена Паккара не было ТРИЗ, но создатель стратостата и батискафа умел видеть технические противоречия и владел неплохим - даже по современным меркам - набором приемов. Не случайно многие задачи, решенные в свое время Пиккаром, прочно вошли в задачники ТРИЗ в качестве учебных упражнений.
5. Способность отстаивать свои идеи - "Умение держать удар". Сорок лет прошло от мечты о спуске под воду до реального спуска первого батискафа. За эти годы Пиккару довелось испытать многое: нехватку средств, издевки журналистов, сопротивление морских специалистов. Когда, наконец, удалось подготовить батискаф к "большому погружению" (спуску на максимальную глубину океана), Пиккару было почти 70 лет, он вынужден был отказаться от личного участия в погружении: батискаф повел его сын Жак Пиккар, однако сам он не сдался. Огюст Пиккар начал работу над HOВЫM изобретением - мезоскафом, аппаратом для исследования средних глубин.
6. Результативность. Если есть перечисленные пять качеств, должны быть частичные положительные результаты уже на пути к цели. Отсутствие таких результатов - тревожный симптом. Нужно проверить, правильно ли выбрана цель, нет ли серьезных просчетов в планировании.
Шесть качеств образуют систему: нельзя добиться высоких показателей по какому-то одному пункту, если на нуле все остальные. Поэтому в последние годы в программах обучения ТРИЗ значительное место отводится комплексному развитию качеств, необходимых для эффективного применения теории.
ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ ТРИЗ
До 70-х годов обучение ТРИЗ велось преимущественно на экспериментальных семинарах. С 1970 г. обучение сосредоточивается в постоянно действующих учебных центрах: народных университетах научно-технического творчества (Ленинград, Баку, Днепропетровск, Красноярск), общественных институтах и школах изобретательского творчества (Москва, Кишинев, Фрунзе, Дубна, Обнинск и др.). Учебу организуют также различные министерства, ведомства, предприятия. Занятия ведутся и в ряде отраслевых институтов повышения квалификации (ИПК).
Разработан ряд учебных программ - от коротких ознакомительных до углубленных, предназначенных для подготовки разработчиков и преподавателей ТРИЗ. Есть учебные пособия для слушателей и учебно-методические разработки для преподавателей. Многие школы располагают сериями плакатов - наглядных пособий по основным темам курса.
Необычна атмосфера занятий. Каждое занятие - праздник. Это достигается, прежде всего, оригинальной формой задач ("Нужно придумать подарок для Аэлиты, какое-то абсолютно новое украшение - без драгоценных камней и металлов..."). Процесс решения таких задач - а в этом процессе принимают участие все слушатели - воспринимается как увлекательное интеллектуальное приключение, причем ТРИЗ дает оружие более острое, чем шпага д’Артаньяна… Занятия идут по шесть-восемь часов, и это не утомляет слушателей - в программу "заложены" неожиданные переходы: "Давайте оставим пока задачу о перевозке шлака и построим сюжет сказки, используя принципы ТРИЗ..."
Об эффективности обучения ТРИЗ можно судить на примере Днепропетровского народного университета научно-технического творчества: с 1972 по 1982 г. университет сделал 9 выпусков, слушатели получили - к 1982 г. - 350 авторских свидетельств на изобретения, экономия от внедрения новых технических решений составляет десятки миллионов рублей (20).
Каждый инструмент оказывает обратное действие на человека, использующего этот инструмент. ТРИЗ - инструмент для тонких, дерзких, высокоорганизованных мысленных операций. Решение одной задачи еще не меняет стиля мышления. Но в ходе занятий решаются десятки, сотни задач. Постепенно мышление перестраивается. Этому способствует и специальный курс - развитие творческого воображения (РТВ), входящий в программы обучения ТРИЗ.
Вот портрет изобретателя, овладевшего ТРИЗ:
"Тесное знакомство с Просяником и его работой ломает привычное представление о типичных чертах изобретателя (сколько таких "чудаков" видели мы в кино, литературе, встречали в жизни!) - упорство, самоуверенность, некоммуникабельность, непрактичность в обычных житейских делах... Просяник совсем иной. Типичный изобретатель новой формации, высококвалифицированный специалист по теории изобретательства, по направленному поиску - необходимую уверенность он получает от знания закономерностей развития техники. А вместо тех самых традиционных "изобретательских качеств" ТРИЗ воспитывает иное - диалектическое мышление, способность видеть в любых технических (да и не только технических) системах противоречия, мешающие развитию, умение устранять эти противоречия. Разрешать на основе системного мышления, способность воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии их связей" (21).
УЧИТЬ ТРИЗ С ДЕТСТВА
Первые опыты обучения ТРИЗ учащихся 8-10 классов относятся к началу 70-х годов. Не было возможности организовать специальное обучение школьников - ребят просто включали во "взрослые" группы. Отбор не производился, до 70% учащихся отсеивались в первые же дни занятий (может быть, это и был отбор); основные причины отсева - слишком большая нагрузка, трудности освоения "взрослого" курса. Однако даже в этих условиях 30% ребят заканчивали полный курс обучения, включая подготовку и защиту выпускной работы. Следует отметить, что выпускная работа в школе ТРИЗ - это решение технической задачи на уровне изобретения. Примерно половина защитившихся ребят - после государственной экспертизы - получала авторские свидетельства на сделанные изобретения.
Заманчиво было проверить, как осваивают ТРИЗ учащиеся 5-7 классов. В 1974 г. на страницах "Пионерской правды" начат уникальный в мировой практике эксперимент. Оформлен он в виде периодически публикуемой страницы "Изобретать? Это так сложно! Это так просто!": излагаются "кусочки" теории, регулярно публикуются задачи, проводится разбор присланных решений. За 12 лет опубликовано 53 выпуска. "Обратная связь" по первым выпускам составляла всего 300-500 откликов; ныне по каждому выпуску приходит ее менее 6 - 8 тысяч писем, а всего за 12 лет "обкатано" около двухсот задач, получено и проанализировано 220 тысяч писем, содержащих свыше 700 тысяч записей решения.
За годы эксперимента удалось выработать интересные организационные формы привлечения к решению творческих задач, Найти приемы занимательной подачи этих задач, разобраться в типичных ошибках учащихся, научиться неназойливо давать фрагменты теории... Многие ребята годами участвуют в решении задач, продолжают присылать решения, уже будучи студентами или работая на производстве. Раздел "Изобретать?.." подталкивает к коллективному творчеству - специальными призами отмечаются работы, выполненные совместно со взрослыми - родителями, учителями, пионервожатыми.
Следует подчеркнуть, что публикуемые задачи - это обычные задачи ИЗ курса ТРИЗ для инженеров. Порой кажется чудом, что дети справляются с такими задачами. И не просто справляются, а точно указывают технические противоречия, формулируют идеальный конечный результат, обоснованно указывают приемы устранения противоречия. Вот одна из задач (в газете она изложена в виде микроновеллы, здесь мы приводим только суть): "Указатель уровня бензина в баке автомобиля работает ненадежно. Как сделать, чтобы водитель знал, что бензина мало и надо ехать на заправку?" На семинарах по ТРИЗ инженеры, еще не освоившие теорию, долго мучаются с этой задачей, предлагая всевозможные измерительные приборы - хитроумные, с современной электроникой, сложные, дорогие... и ненадежные. Дети идут к ответу напрямик: "Идеально, если бензин сам закричит, когда его останется мало... У бензина нет "языка"… Надо ввести "язык". Какой-то предмет (шарик), который плавает на поверхности бензина. Когда бензина останется мало, предмет от тряски начнет стучать о дно бака. Бак превратится в громкий колокольчик..." Идеальное решение: дешевое и абсолютно надежное.
Для детей, осваивающих ТРИЗ, вообще характерна тяга к простым - почти чудесным! - и остроумным решениям. Задача: "Двери в цех надо часто открывать, чтобы пропускать тележки с грузом, и снова закрывать, чтобы не было сквозняка. Приходится постоянно дежурить у дверей. Как обойтись без дежурных?" Пятиклассница из Свердловска предложила сделать резиновые двери: идеально, если тележка сама открывает двери, а потом двери сами закрываются. В письме была приписка, сделанная матерью девочки: конечно, дочь ошибается, очень уж все просто, тут, наверное, нужна какая-то автоматика, электропривод. "Я старалась ограничить фантазию моего ребенка, а у дочери все время получались двери, которые сами открываются на "сим-сим". Как в сказке..."
Творческую фантазию гасят и, увы, гасят успешно. К девятому-десятому классу фантазия оттесняется на задворки мышления. В вузе тысячи учебных часов отведены решению логических задач и ни одного часа - решению задач "на фантазию" или "на изобретательность". А потом оказывается, что молодой специалист не справляется с творческими задачами, и мы начинаем учить его ТРИЗ: "Сформулируй, пожалуйста, идеальный конечный результат, не бойся необычного…"
Эксперимент в "Пионерской правде" продолжается. Заметнее становится различие в мышлении новичков и тех, кто уже несколько лет знакомится с фрагментами ТРИЗ и решает задачи. В 52-м выпуске изобретательной страницы была задача: "Для очистки трубопровода от отложений ила раз в месяц в трубопровод вводят обломки кирпичей. Подхваченные потоком, они движутся в трубе и сдирают иловые наросты. К сожалению, трудно подобрать размер обломков. Мелкие обломки не сдирают ил. Крупные часто застревают, закупоривая трубопровод. Как быть?" Новички тщетно пытаются что-то сделать с обломками кирпичей: "Пусть уж лучше обломки будут маленькими... Нет, пусть они будут большими... Может быть, обломки должны быть средними?.." Идут "пустые" пробы, "пустые" потому, что не удается преодолеть гипноз термина "кирпич". Как ни крути, а с "кирпичом" задачу не решишь. Дети, освоившие азы ТРИЗ, знают: термины надо убирать, они мешают придумывать новое (термины - носители психологической инерции): "Противоречие - обломки какого-то вещества должны быть большими и должны быть маленькими. Идеально, если обломки большие (когда они сдирают ил) и маленькие (если вдруг образовалась пробка). Обломки кирпича должны быть не из кирпича, надо использовать крупные куски льда. Они будут сдирать ил - как кирпич. А если застрянут, образовав пробку, ничего страшного: поток воды растопит лед. Задача легкая! Вообще, конкурсные задачи стали слишком легкими..."
В последние годы, удалось найти приемы работы с учащимися младших классов. Здесь пришлось преодолеть своеобразный "физический барьер". ТРИЗ "физична": анализ выводит в конечном счете на физическое противоречие (объект должен быть большим и небольшим, подвижным и неподвижным, проводящим и непроводящим и т.д.), устранять физическое противоречие приходится, применяя те или иные физические эффекты и явления. "Младшеклассники" физику еще не проходили - отсюда неодолимый, казалось бы, барьер незнания. Чтобы преодолеть этот барьер, пришлось накопить фонд "внефизических" задач, не менее СЛОЖных, чем "физические", но решаемых комбинационными приемами: разделить, объединить, сделать наоборот и т.д. Удалось подобрать игровые задачи для самых маленьких.
В 80-е годы в экспериментальное обучение школьников включились многие преподаватели ТРИЗ, ведущие занятия с инженерами. Действуют различные кружки (в школах, на станциях юных техников, в домах пионеров) в Кишиневе, Ленинграде, Омске, Чебоксарах, Новосибирске и других городах. Показательна работа кружка "Импульс" (Ангарск), которым руководит Г.И.Иванов: пять лет занятий (с 6 по 10 класс), неуклонное повышение заинтересованности в знаниях, устойчивый вкус к решению творческих задач и - вместе с аттестатом зрелости - авторские свидетельства на вполне "взрослые" изобретения.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ
Система детского технического творчества складывалась на рубеже 20-30-х годов. Страна нуждалась в "умелых руках" и в основу системы легла постройка натурных образцов или моделей существующей техники. Это было оправданно по тем временам. Многие выдающиеся инженеры и конструкторы прошли путь от моделей - через планеризм - к авиации. Миновало полвека. Система детского технического творчества практически не изменилась: в ее основе остался все тот же моделизм. Вместо модели парохода "Челюскин" - модель атомохода "Арктика". Какая разница?.. Научно-техническая революция требует большего: нужны "умелые головы"!
Программы модельных кружков не вписываются в школьное обучение. ТРИЗ - методология развития творческого мышления - может быть легко ассимилирована школой. Это даст многое:
1. ТРИЗ введет в школу дух современной научно-технической революции, введет самую важную компоненту этой революции - новую технологию творчества. Даст навыки организованного диалектического мышления при решении творческих задач в самых разных отраслях жизни и производства.
2. ТРИЗ оживит знания - в значительной мере пассивные - по физике, химии и математике. Позволит на занятиях по литературе поработать с художественными задачами: строить сюжеты сказок и рассказов.
3. ТРИЗ заставит учащихся задуматься над стилем жизни, даст представление о том, как выходить на творческий режим, поможет в выборе целей и планировании их достижения. Разумеется, введение в школьные программы нового предмета - да еще столь своеобразного - дело, требующее немалых усилий и времени. Но дело необходимое. Современная школа без особого успеха ищет творческое начало в личности учителя (Щетинин и др.). Личность не тиражируема. НУЖЕН творческий учебный предмет - его преподавание можно тиражировать. Поэтому теория творчества остро необходима школе. А теории необходима школа: очень важно, чтобы будущие ученые и инженеры, будущие изобретатели и рационализаторы с детства привыкли к основным операциям творческого мышления - планомерному анализу систем, выявлению противоречий, определению идеального конечного результата и т.д.
Странно (если вдуматься): в эпоху научно-технической революции школьные программы не включают стержневой предмет, отражающий главное в этой революции - новое мышление, новую технологию решения творческих задач…
С ЧЕГО НАЧАТЬ
Ключевые звенья: 1) подготовка преподавателей, специализирующихся на ТРИЗ; 2) подготовка преподавателей, использующих ТРИЗ в рамках своего предмета; 3) разработка экспериментальных программ и пособий. Все это - не на пустом месте. В значительной мере может быть использован накопленный опыт обучения инженеров и студентов.
С 1982 г. нами ведется обучение элементам ТРИЗ учителей - на занятиях в Азербайджанском филиале факультета новых методов и средств обучения при Политехническом музее и НИИ проблем высшей школы. Очевидно, что следующим этапом должна стать подготовка учителей через институты усовершенствования.
Учителям, желающим освоить ТРИЗ, можно посоветовать обратиться - через ВОИР - в школу ТРИЗ. Возможно и самостоятельное изучение. Рекомендуем книгу Г. Альтова "И тут появился изобретатель" (23), она написана предельно просто. Доступны и другие книги, например (10, 11).
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
В вышедшем в США бестселлере Серван-Шрайбера "Американский вызов" есть такие строки:
"Численность армии, количество сырья, капиталов не является больше показателем или инструментом могущества. И даже сами заводы всего лишь его внешний признак. Современная мощь заключается в способности изобретать… Полезные ископаемые сосредоточены теперь не в земле, не в количественном превосходстве, не в машинах - они находятся в умах" (24).
Поэтому инженеров учат ТРИЗ. Поэтому в вузах вводят изучение основ ТРИЗ. Поэтому обучение школьников ТРИЗ - не мода, а осознанная необходимость.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Софонов Г. Резервы творчества// Социалистическая индустрия. - 1982. - 26 мая. 2. Марголин Е. Как падают яблоки. - Рига: Лиесма, 1976. - С.8. 3. Лук А.Н. Творческое мышление в науке // Психологический журнал. - 1980. - № 4. - Т.1. - С.156. 4. Иванов Вяч.Вс. Чет и нечет. - М.: Советское радио, 1978 5. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества. // Вопросы психологии. - 1956. - № 6. - С.37-49. 6. Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. - Тамбов: Тамбовское книжное издательство, 1961. 7. Альтшуллер Г.С. Основы изобретательства. - Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1964. 8. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий, 1973. 9. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979. 10. Альтшуллер Г.С, Селюцкий А.Б. Крылья для Икара. - Петрозаводск: Карелия, 1980. 11. Альтшуллер Г. Найти идею.- Новосибирск: Сибирское отд. изд. Наука, 1986. 12. С 1979 по 1983 г. материалы по ТРИЗ регулярно публиковались в журнале "Техника и наука". Изложение и обсуждение основ ТРИЗ: №№ 3-6 и 9-10 за 1979 г.; № 10 и 12 за 1980 г. Развитие фантазии при обучении ТРИЗ: № 5-7 за 1980 г. Примеры использования ТРИЗ при решении конкретных задач: № 10 за 1979 г., № 4 и 9 за 1980 г., №№ 2 и 10 за 1982 г. С № 1 за 1980 г. регулярно публиковался "Практикум по ТРИЗ". 13. Фрагменты указателя применения физических эффектов - "Техника и наука", №№ 1-9 за 198I г., №№ 3-5 за 1982 г. Применение химэффектов в ТРИЗ - № 6 за 1982 г. О применении геометрических эффектов - № 7 за 1982 г. 14. Кондраков И.М. Алгоритм открытий // Техника и наука. - 1979. - № 11. 15. Головченко Г.Г. О ветроэнергетике растений // Физиология. - 1974. - T.2I. - Вып. 4. - С.861-863. 16. Митрофанов В.В., Соколов В.И. О природе эффекта Рассела // Физика твердого тела. - 1974. - №8. - Т. 16 - С.24-25. 17. Дышлевый П.С., Яценко Л.В. Пути сближения научного и технического творчества //В сб.: Фундаментальные исследования и технический прогресс. - Новосибирск: Сибирское отд. Изд. Наука, 1985. - С.93-98. 18. Институт истории, филологии и философии СО АН СССР. Философское общество СССР. Методология и методы технического творчества. Тезисы докладов и сообщения к научно-практической конференции 30 июня 1984 г. - Новосибирск: Сибирское отд. изд, Наука, 1984. 19. Лятиль П., Ривуар Ж. С небес в пучины моря. - М.: Гидрометеоиздат, 1967. - С.54. 20. Некрылов В., Каленик В. 9 выпусков, 500 слушателей // Техника и наука. - 1982. - № 1. - С.24. 21. Злотин Б. Алгоритм успеха // Социалистическая индустрия. - 1984. - 18 февраля. 22. Альтшуллер Г.С, Злотин Б.Л., Филатов В.И. Профессия - поиск нового. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1985. 23. Альтов Г. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984. 24. Цит. по: Изобретатель и рационализатор.- 1981. - № 1. - С.7
|