© Альтшуллер Г.С., Литературная газета, 1980, 4 июня (№23)
По просьбе редакции "Литературной газеты" Г.С.Альтшуллер принял участие в дискуссии "Всем ли быть творцами?" Но в 1980 г. в газете статья была напечатана в сокращении. Полный текст статьи публикуется впервые. Прим. В.Н.Журавлевой
ДУША ОБЯЗАНА… УЧИТЬСЯ
Простите, уважаемая редакция, но вопрос "Всем ли быть творцами?" звучит для меня примерно так, как для учителя русского языка звучал бы спор на тему "Каждого ли можно обучить грамоте?". Тридцать лет обучаю я инженеров изобретательству, то есть самому что ни есть чистокровному творчеству. Да и не я один. У нас в стране свыше ста школ изобретательского творчества. Вот данные по одной только Днепропетровской школе (руководитель В. И. Некрылов): за семь лет школу окончили 400 человек, они подали свыше 300 заявок на изобретения, получили уже более 200 авторских свидетельств.
Итак, есть теория решения творческих задач, уже накоплен опыт обучения творчеству. Казалось бы, о чем спорить? Но, видимо, дискуссия все-таки закономерна. В конце концов что такое сто школ? Ну, пять тысяч человек. А инженеров, техников, квалифицированных рабочих - десятки миллионов.
Предположим, кто-то говорит: "Восхождение на Джомолунгму доступно лишь сильнейшим альпинистам". А ему возражают: "Вот ласковый зеленый пригорок метров на двести - в сущности, тоже Джомолунгма. Да и трехметровый холмик - присмотритесь, вот он, - если вдуматься, это тоже Джомолунгма. Подняться на такие Джомолунгмы может каждый. Следовательно, все могут считаться сильнейшими альпинистами..." Странная логика, не правда ли? Инженер В. Архангельский перечисляет эталоны творчества - Шухов, Эдисон, Тесла. А ему отвечают: "Результаты творческой активности... складываются в непрерывную, плавно восходящую линию - от хорошо, "с душой" испеченного пирога до великих творений" (С. Мейен). Плавная линия перечеркнула качественное отличие творчества от добросовестного труда.
Давайте же начнем с очевидного: не будем путать Джомолунгму с холмиком. Добросовестный, с душой выполненный труд - основа бытия, основа всего сущего, великая вещь. Нижайший поклон добросовестному труду. Но дискуссия о другом - о творчестве.
В технике существует официальный критерий творчества: результатом должно быть решение технической задачи на уровне изобретения. Откройте, однако, любой Бюллетень изобретений – и вы увидите множество микроновшеств. Вот, скажем, авторское свидетельство № 154 528 на "Фильтрирующий элемент для тракторов". Известен фильтр в виде стержня, свернутого из волокнистого материала. Семь авторов, объединив свои творческие усилия, додумались обвязывать стержень нитью. Чтобы не раскручивался… Такое творчество доступно всем. Значит, граница, где кончаются маленькие холмики и начинаются грозные горы, лежит выше, значительно выше…
Ежегодно в нашей стране регистрируется около 70 тысяч изобретений. Будем оптимистами: допустим, не все творческие решения регистрируются. Допустим, что реально их больше - ну, сто тысяч! Но даже в таком случае, если обратиться к статистике, выходит, что из ста инженеров в творческом режиме работает один, не больше. И потому суть проблемы вовсе не в том, чтобы все сто инженеров из ста стали творцами. Сегодня и завтра вопрос стоит иначе: как приобщить к высокому творчеству троих (пятерых, семерых) инженеров из ста?
В самом деле, почему творчеством занят только один из ста инженеров?
Причин много. Я назову одну. Другие, в конечном счете, обусловлены этой основной причиной.
Древнейшая технология решения творческих задач состоит в переборе вариантов: "А если сделать так?.." Перебор вариантов (метод проб и ошибок, как говорят психологи) с грехом пополам годится, когда надо решить задачу "ценой" в сто или пятьсот вариантов. А если "цена" задачи десять тысяч проб? Найдутся ли желающие месяц за месяцем, год за годом перебирать пустые варианты? Представьте себе, что современное мореплавание основывалось бы на использовании вёсел. Как вы думаете, много бы было желающих испытать радость творческого труда – погрести лет десять на галерах? Без гарантии, что в плаваниях удастся набрести на новый остров…
Итак, творцов мало, прежде всего, потому, что решать сложные творческие задачи приходится крайне неэффективным методом проб и ошибок. Ни сам этот устаревший метод, ни различные его модификации (мозговой штурм, синектика и т.д.) не соответствуют условиям современной НТР.
Очень важный момент: метод проб и ошибок изнурителен, поэтому часто приходится останавливаться на первом более или менее пригодном варианте, даже слабом. Отсюда многие трудности внедрения.
И еще. Метод проб и ошибок травмирует психику. Попробует инженер осилить одну-другую задачу – и приходит к выводу: раз ничего не получилось, значит, нет у меня способностей, нечего и лезть в творчество…
Но существует другой метод, совершенно отличный от метода проб и ошибок. Чтобы рассказать о нем, я и решился на участие в дискуссии. Напомню один известный пример (некоторое время назад о нем рассказывал на страницах "ЛГ" сам генеральный конструктор О. Антонов). Итак, когда проектировали гигантский "Антей", возникла каверзная задача. Хвостовая часть была ослаблена вырезом для огромного люка. Противоречие: массу хвостового оперения необходимо уменьшить — и в то же время делать этого нельзя. Работа затормозилась, всевозможные попытки уменьшить массу не давали результатов. Однажды ночью, перебирая варианты, Антонов подумал: может быть, не бороться с вредным фактором (большой массой оперения), а извлечь из него пользу? Задача была тут же решена...
А теперь я обращаюсь к воображению читателя. Допустим, собраны и исследованы две тысячи подобных "неожиданных" историй. И вот выяснилось: творческая задача всегда связана с преодолением противоречия. Выяснилось далее: задач много, и все они разные, а типов противоречий сравнительно немного, и для каждого типа можно указать сильные (хитрые, дерзкие, неожиданные) приемы преодоления. Составлены правила выявления противоречий, разработаны таблицы: каким приемом, какой хитростью устранять то или иное противоречие. Допустим также, что все это хозяйство опробовано на множестве самых различных новых задач, откорректировано, приведено в четкую систему. Допустим, наконец, всех инженеров учат этой методике изобретательства. Спрашивается: можно ли рассчитывать, что изобретательством успешно будет заниматься не один человек из ста, а трое или пятеро? Думаю, ответ очевиден. Ведь мы вооружаем инженера концентрированным и критически осмысленным опытом нескольких поколений сильнейших изобретателей. Может быть, к концу жизни человек и сам дошел бы до всего этого. Но сколько было бы срывов, разочарований! Сколько людей сошло бы с дистанции, так и не научившись избегать хотя бы элементарных ошибок…
Впрочем, методика изобретательства - всего лишь прелюдия к современной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Потребовалось исследовать не 2 тысячи, а 200 тысяч наиболее сильных изобретений. И вот выяснилось, что возникновение и преодоление противоречий - лишь один из законов развития технических систем. Учение об этих законах - основа ТРИЗ, ее фундамент. На этом фундаменте построен вепольный анализ, позволяющий почти с математической точностью исследовать задачу. Есть классификация типовых задач с системой типовых приемов их решения. А для задач нетиповых ТРИЗ располагает специальной программой решения, позволяющей шаг за шагом строить четкую модель конфликта, распутывать клубок хитрых противоречий и совмещать, казалось бы, несовместимое. Программа ведет к "диким", неожиданным решениям и потому снабжена специальными приемами для преодоления психологических барьеров. Есть в ТРИЗ фонд показательных задач, разбор каждой такой задачи – захватывающий урок творчества.
Надо ли доказывать, что, используя это тяжелое вооружение, можно из ста инженеров сделать не трех изобретателей, а много, много больше?..
Очень трудно в нескольких словах передать своеобразие ТРИЗ - ведь это не просто еще одна возникающая наука, а учение о творчестве, предмете в высшей степени необычайном и романтичном, отнюдь не теряющем своего очарования при соприкосновении с формулами ТРИЗ. Изложение основ ТРИЗ читатель найдет в журнале "Техника и наука" (№№ 3 - 6, 1979), вообще в этом журнале второй год подряд публикуются учебные материалы по ТРИЗ, включая "Практикум" и разборы задач.
Итак, творчество как точная наука уже активно вторгается в жизнь, и в то же время весьма распространено неистребимое пока заблуждение о непознаваемости, неуправляемости процесса творчества - его очень четко выразил инженер В.Архангельский: "Нет уж - коль запоет душа, так запоет, а что же ее зря подстегивать?" Так ведь не запоет же душа, если ее не обучать пению! Может, и пискнет раз-другой, но на том все и кончится. Нужно основательное изучение ТРИЗ. Вот тогда душа запоет. Чуть лучше, чуть хуже, но обязательно запоет, это проверено.
В дискуссии не раз звучали капризные претензии: создайте нам условия, тогда мы будем творить... Потрясающая наивность! "Плавно восходящая линия" от хорошего пирога к великим творениям где-то на середине имеет разрыв. Хороший пирог одобряется всеми. А принципиально новое воспринимается неодобрительно, порой явно враждебно. И дело тут не в происках случайных "бяк"-консерваторов. Это закономерность: новое разрушает старое, обесценивает чьи-то знания и опыт, расшатывает чей-то авторитет. Поэтому творчество включает и всегда будет включать необходимость борьбы за признание нового. Пока новое не признано, не может быть хороших условий для работы над новым. Когда же новое признано, условия появляются, но... новое перестает быть новым, творческим. Так что: или - или. Жаловаться на отсутствие условий для творчества - все равно, что негодовать по поводу крутых скал и ледников на пути к горным вершинам. Хочешь заниматься творчеством - не хнычь, не жди манны небесной, работай при всех обстоятельствах, бейся за свои идеи.
ТРИЗ ломала вековечные представления о творчестве. Стоит ли удивляться, что воспринята она была как нечто еретическое?.. На долю тех, кто строил ТРИЗ, досталось все,что положено в таких случаях. Пожалуй, даже больше, чем положено. Да, сто небольших школ - это очень немного. Но десять лет назад не было ни одной! Не было преподавателей, учебных программ, пособий. И сама теория была куда слабее...
ТРИЗ внедряется сейчас разными путями. Есть школы, семинары, курсы. ТРИЗ включена в программу ряда институтов повышения квалификации. Осваивают ТРИЗ группы функционально-стоимостного анализа (ФСА), создаваемые на многих предприятиях. Внедрению помогают НТО, общество "Знание", комсомол, советы молодых специалистов. В этом году впервые рекомендовано включить курс "Основ технического творчества" в программы технических вузов одной из республик.
Разумеется, можно сделать больше. Зависит это в конечном счете от руководителей предприятий, институтов, КБ, лабораторий - словом, от капитанов науки и техники. Пользуясь случаем, хочу обратиться к ним:
- Уважаемые товарищи! Плох тот тренер, который не заботится о физической подготовке своих подопечных. И ничуть не лучше руководитель, не думающий о развитии творческого мышления своих сотрудников. Найдите полчаса, полистайте материалы о ТРИЗ. Не ждите, что у ваших сотрудников ни с того ни с сего "запоет душа". Решению творческих задач надо учить; усилия по организации такой учебы окупятся сторицей.
К сожалению, в рамках этой статьи я не успеваю рассказать, что же представляют собой школы ТРИЗ. И потому лишь упомяну, что в этих школах:
- принято заканчивать обучение защитой дипломных работ на уровне изобретений, причем не раз к такому финишу подходили целыми группами, без исключений, хотя в группах наряду с учеными были и студенты, и рабочие без высшего образования;
- параллельно ТРИЗ идет курс РТВ (развитие творческого воображения), и начинается курс с цикла лекций по научно-фантастической литературе; на занятиях по РТВ можно, например, услышать анализ творческого почерка М.Чюрлёниса и совершить экскурс в историю изучения Тунгусского взрыва, проследив логику возникновения и противоборства гипотез;
- слушатели с первого же дня начинают составлять личные картотеки, приучаются собирать и концентрировать информацию, выходящую за пределы специальности; на основе личных картотек школа раз в году выпускает сводную картотеку и обменивается с другими школами; это дает каждому объемное видение мира;
- в учебные программы входит освоение системы А. Любищева, предусматривающей учет расхода времени, анализ потерь и планирование каждого дня, месяца, года...
Все это (и многое другое) я мог бы показать на ярких, живых примерах, но пусть уж читатель поверит на слово, что обучение ТРИЗ не сводится к освоению техники решения задач. Чтобы принять "безумную" идею и серьезно сражаться за нее, нужны широкий кругозор, общая культура, твердые нравственные принципы. Воспитание этих качеств - сверхзадача ТРИЗ.
А на вопрос, которому посвящена дискуссия, мне хотелось бы ответить так. Когда-то считалось, что люди неравны: одни рождены рабами, другие – свободными. Эту ложь сломали. Появилась другая: одни рождены благородными, другие - чернью. И это сломали. Вновь возник миф: одни рождены быть богатыми , другие – бедными. Доломают и этот миф. Так неужто уроки истории не пойдут впрок, и мы поверим, что одни рождаются способными к творчеству, а другие – нет?! К творчеству - к самому высокому творчеству! - от рождения способны все! Мы сами калечим себя, постепенно привыкая к нетворческому стилю жизни.
Меня волнует иная проблема, решения которой я не вижу. Для счастья мало "отраслевого" творчества. В моей жизни было достаточно изобретательского, научного, организационного, литературного творчества. Но когда-то я учился в военно-морской спецшколе – а "мореплавательского творчества" испытать не довелось. Учился в авиационном училище, а до "авиаторского творчества" не дотянулся. Для счастья мне не хватает творческих радостей художника, музыканта… И я все чаще ловлю себя на том, что, откладывая конкретные разработки по ТРИЗ, начинаю искать подступы к "дикой", невозможной проблеме универсализации творчества…
|