Журнал "Юный техник", № 3, 1979. - С. 40 – 45. "УМНОЖЕНИЕ НА ВООБРАЖЕНИЕ"
"АКТОВЫЙ ЗАЛ"
ВСТРЕЧА 7: ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ, ИНЖЕНЕР И ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ГЕНРИХ САУЛОВИЧ АЛЬТОВ
Рассказ о школах, где Эдисон учился бы хуже всех и где с успехом учатся другие изобретатели.
Разговор о том, что такое РТВ, и размышления над вопросом, можно ли удлинить сутки.
Знакомство с "периодической таблицей" фантастики...
Вот что ждет сегодня тех, кто собрался в нашем "Актовом зале". Но прежде всего...
- Прежде всего, Генрих Саулович, попросим вас, как это делает каждый наш гость, коротко рассказать о себе.
- Что ж... Начать со школьных лет? По-видимому, я был тогда весьма непоседливым и своевольным человеком. Больше всего увлекался фантастикой. Надо сказать, что мои родители, бакинские журналисты, поощряли такое увлечение. К седьмому классу я прочитал и Жюля Верна, и Герберта Уэллса. Однажды имел дерзость заявить учительнице по литературе Тамаре Андреевне Серебряковой, что мне не хочется писать сочинения на обычные темы. Она была удивительным человеком и только поинтересовалась, какие книги в таком случае мне интересны, а узнав, обвинила меня в невежестве. Так я узнал, что Жюль Верн написал гораздо больше романов, чем я прочитал... У Тамары Андреевны было полное собрание сочинений Жюля Верна в дореволюционном издании Сойкина, мне пришлось все это прочитать, а потом Тамара Андреевна... разрешила мне писать школьные сочинения по своим собственным свободным темам. Вот о чем я писал: "Образ капитана Немо", "Отличия в изображении ученых у Жюля Верна и Герберта Уэллса". В ту пору я хотел стать...
- Конечно, писателем-фантастом?
- Нет, моряком! Ходил в Бакинский Дом пионеров в морской кружок. А потом меня увлекла химия, и однажды вместе с приятелем я попробовал совместить оба увлечения: мы решили построить к Всесоюзной олимпиаде детского технического творчества - это было в 1940 году - модель реактивного катера с химическим двигателем. Этот двигатель становился все больше и больше. Поэтому первый вариант модели (ее корпус был сделан из железнодорожной шпалы) имел в длину всего 80 см, а окончательный превратился уже не в модель, а в самый настоящий, трехметровый катер с экипажем. "Экипажем" был я, потому что умел плавать. А день испытаний, проходивших в пруду одного из бакинских парков, мне никогда не забыть...
Я сел в катер, включил двигатель, и тотчас же члены жюри были отброшены мощным выхлопом из сопла. Катер, двигаясь резкими толчками, добрался до середины пруда, и тут бак с горючим распаялся. Словом, когда катер стал тонуть, я бесславно поплыл к берегу... Лавров на олимпиаде мы тогда, сами понимаете, не стяжали. Изобретение было несовершенным. А первые авторские свидетельства я получил уже после войны. Изобретения были прямо связаны с юношескими мечтами: подводные дыхательные приборы.
К этому времени я окончил Азербайджанский индустриальный институт, стал работать в инспекции по изобретениям Каспийской военной флотилии. И видимо, именно то, что я работал в инспекции по изобретениям, сталкивался с очень многими изобретателями, помогло мне однажды задуматься над тем, что и привело меня потом к интереснейшей, увлекательной работе...
- К работе над алгоритмом решения изобретательских задач?
- Да, над АРИЗом. А эта работа - к следующему шагу, к работе над теорией решения изобретательских задач.
(Давайте сделаем после этих слов нашего гостя маленькую вставку. АРИЗ, ТРИЗ... Слова эти сегодня знакомы очень многим изобретателям. Разработанная Г. С. Альтовым методология изобретательства помогает им в работе, приносит практические результаты. Во многих городах нашей страны действуют ныне общественные школы изобретательского творчества, использующие эту методологию. Главные предметы в них - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), патентоведение и РТВ. Курс РТВ - это... Впрочем, не будем - для тех, кто этого еще не знает, - забегать вперед.)
Со множеством вопросов я сталкивался, когда работал в инспекции. Их задавали изобретатели, приходившие со своими идеями, они возникали у меня самого. О чем? В основном о том, как именно люди изобретают, нет ли каких-нибудь общих закономерностей в работе изобретателей, неужели изобретать можно, только перебирая наугад разные варианты? Однажды я пошел в библиотеку, чтобы найти какую-нибудь книгу, как надо изобретать.
Сначала я искал, разумеется, самые последние работы на эту тему. Их не было. Значит, должны быть какие-то старые книги... Но их тоже не было. Тогда я стал изучать воспоминания изобретателей. Оказалось, что никто никогда не думал ни о закономерностях, ни о каких-либо приемах. Считалось, что есть только счастливые озарения и бесконечный труд, слепой перебор множества вариантов, как это делал, например, Эдисон.
Вы знаете, без сомнения, и о "мозговом штурме", и о синектике (о них рассказывал, например, Н. Т. Петрович во время одной из прежних встреч в "Актовом зале"). Чем отличается от них АРИЗ? В самых общих чертах применение алгоритма решения изобретательских задач таково...
Прежде всего, решение задачи разбивается на ряд операций: задача корректируется, потом по определенным правилам выявляется техническое противоречие, мешающее достижению необходимого результата, и его причина - физическое противоречие. Для устранения физического противоречия создан информационный фонд: таблицы типовых моделей задач и их типовых преобразований, списки приемов устранения технических противоречий и таблицы их использования в зависимости от вида противоречия, таблицы применения физических эффектов и явлений...
(Здесь стоит сделать еще одно отступление, чтобы подумать вот над чем. Должно быть, многие люди могли бы заняться методологией изобретательства. Надо было только однажды задуматься: а как люди, в самом деле, изобретают, каждый по-своему или здесь есть все-таки какие-то общие закономерности, познав которые можно будет найти более короткий путь к решению, чем слепой метод проб и ошибок? Но, наверное, это тоже свойственно не каждому человеку - умение поразмыслить над тем очевидным, на что не обращают внимания остальные.
И вот еще над чем стоит задуматься. В общих чертах применение АРИЗа выглядит действительно не очень сложным. Однако для того, чтобы создать информационный фонд алгоритма, выявить типы задач, составить таблицы применения приемов для решения изобретательской задачи, надо было изучить десятки тысяч авторских свидетельств и патентов, относящихся к изобретениям в самых разных отраслях техники, обобщить, по сути дела, громадный опыт целых поколений изобретателей. Кропотливый, долгий труд!)
- Генрих Саулович, теперь расскажите подробнее о том, что такое ТРИЗ.
- Это дальнейшее развитие методики изобретательства, изучение законов развития технических систем.
Мы живем в системном мире. В нем есть биологические системы - все живое на Земле. Физические системы, астрономические системы. Системы разных уровней, сложные и простые. Кирпич, например, - это система атомов, многие кирпичи составляют систему здания.
Технику тоже надо рассматривать системно. Одна автомашина, например, - это система входящих в нее деталей. Много автомашин - это более сложная техническая система автомобильного транспорта.
И как любые другие системы, технические системы развиваются по определенным законам, а значит, эти законы можно понять и использовать. Это и есть основная идея ТРИЗ. По каким же законам развиваются технические системы? Некоторые из них справедливы и для других систем. Вот, например, закон минимальной жизнеспособности технической системы сходен с биологическим законом минимума. Но есть законы, свойственные только техническим системам, - скажем, закон о переходе рабочих органов технических систем с макроуровня на микроуровень... Представьте, например, как все атомы какого-то предмета стали вращаться по кругу, в одном направлении. Что получится? Предмет, подобно колесу, станет двигаться сам. Это, разумеется, уже крайнее, невозможное (пока невозможное?) предположение, но им можно хорошо проиллюстрировать закон перехода с макроуровня на микроуровень.
- Не так-то легко это представить. Значит, самое время поговорить об РТВ. В общественных школах изобретательского творчества один из основных предметов - развитие творческого воображения, РТВ.
- А как же иначе? Изобретателю необходимо постоянно тренировать воображение. Его можно и нужно развивать.
Попробуйте проверить свою фантазию: попробуйте, например, представить какое-либо фантастическое растение. Увы, у человека с нетренированным воображением фантазия, скорее всего, не пойдет дальше увеличения или уменьшения размеров обычных растений, соединения частей различных растений в одно причудливое целое, изменения цвета. Получится что-нибудь вроде баобаба с голубыми кленовыми листьями и непомерной величины ярко-красными желудями. Дальше - остановка.
Но вот запись рассказа одного из слушателей школы изобретательского творчества о том, как он справился с заданием по РТВ: "Я представил дерево высотой... в двадцать тысяч километров. Это в полтора раза больше, чем диаметр Земли. Впрочем, сначала и в таком гигантском дереве не было какого-то принципиально отличного качества. Но я неспроста наделил свое дерево именно такими размерами - высота и определила это новое, небывалое качество. Во-первых, под действием силы Кориолиса вершина его должна отклоняться. Во-вторых, вершина должна стремиться из космического пространства вниз, к теплу, к воздуху. Значит... Значит, дерево просто лежит на Земле и как бы обнимает ее. А если таких деревьев много, они переплетаются, образуя нечто похожее издали на марсианские каналы... Вот совсем новое, фантастическое качество - деревья-каналы..."
Человек с тренированным воображением не только зримо представит все следствия, которые произойдут в результате модификаций какого-то предмета, он может "включать" воображение на микроуровне, видоизменяя каким-то образом клетки дерева и получая совершенно новое качество растения, или, напротив, смотреть сразу на весь лес, придумывая опять-таки совершенно новое... Таковы некоторые из приемов тренировки воображения, попробуйте их на практике, беря разные объекты. Один из наших фантастов, Север Гансовский, человек, наделенный большой силой воображения, очень удачно, кстати говоря, придумал в своем рассказе "Хозяин бухты" невиданный вид животного, пользуясь именно методом микроуровня. Животное, по фантазии автора, способно было распадаться на отдельные одноклеточные организмы и объединяться в единое целое, когда надо на кого-нибудь охотиться...
- Вот повод, чтобы перейти к фантастике. Вопросов здесь может быть много. Как вы стали фантастом? Помогает ли чтение фантастики, как и РТВ, изобретателям?
- Многие изобретатели действительно охотно читают фантастику. Меня интересует в фантастике возможность заглянуть в будущее. Хотя как читатель я люблю всякую фантастику - и юмористическую, и про машину времени, лишь бы было хорошо написано. Нельзя, однако, сказать, что сейчас фантастика - это действительно фейерверк дерзких идей и смелых мыслей. Часто повторяются сюжеты, ситуации. Досадно... Однажды, следуя привычке все на свете укладывать в определенные рамки, таблицы, схемы, я составил "Регистр фантастических идей". Любопытная получилась картина! Я разделил всю известную мне фантастику на ряд классов: человек, космос, пришельцы, кибернетика, путешествия во времени и т. д. Классы делились на подклассы, группы и подгруппы. Оказалось, что в каждой подгруппе темы и идеи образуют четыре этажа. Первый - когда есть один фантастический предмет, например один человек-невидимка. Второй этаж - дальнейшее развитие идеи: человек-невидимка не один, а их много. Третий этаж - следующий шаг: нет необходимости в фантастических предметах, но зато есть результаты их действия. Четвертый - высшее развитие идеи, когда нет необходимости и в результате... И вот что получилось: проспекты фантастики до сих пор застроены большей частью лишь одноэтажными и двухэтажными домами. Говорит это о том, что фантастам тоже полезно упражнять воображение.
А как я сам стал фантастом?.. Позже, чем изобретателем. И, не поверите, у меня не было первого рассказа, вернее, их было целых два. Однажды в каком-то из патентных ведомств без энтузиазма встретили разработанную мной конструкцию двигателя внутреннего сгорания. С досады я написал фантастический рассказ, в котором детально дана была эта конструкция. Рассказ был напечатан в 1959 году в журнале "Техника - молодежи". Не слишком удачным, надо признать, был этот рассказ, и поэтому тут же я написал свой второй первый рассказ - "Икар и Дедал". Меня поразило то, что из великолепного мифа об изобретателе Дедале вытекает такая неутешительная мораль: нельзя летать слишком высоко! И я разработал этот миф по-своему, следуя своей мысли и своей фантазии...
- Давайте снова вернемся к фантазии и воображению. Есть разные определения значения этих слов. Как относитесь к этим словам вы?
- Увы, как мне кажется, сегодня о фантазии мы судим примерно так, как судили о природе теплоты в конце XVIII века. Теплота - это большое количество теплорода в теле. А что такое теплород? Это то, что является носителем теплоты... Правда, такие рассуждения не мешали точно измерять температуру. А вот "градусы фантазии" мы и сейчас точно не умеем подсчитывать, приблизительно сравниваем: у того больше фантазии, у этого меньше.
Есть, правда, известный тест. Берется лист бумаги, и на нем ставится клякса. Затем лист сгибается так, чтобы линия сгиба прошла через кляксу. Получается симметричное чернильное пятно с причудливыми очертаниями. Надо посмотреть и сказать, на что похоже. Чем оригинальнее сравнение, тем богаче фантазия. Однако тест весьма несовершенен: испытуемый не знает, чего от него хотят, и не включает фантазию. А если знает, тогда ничего не стоит получить высокие показатели.
Я мог бы, наверное, множество слов сказать об этом чудесном даре человека - фантазии. Воображение помогает освобождаться от инерции мышления, раздвигает горизонты видения, усиливает интеллект человека. Глубоко убежден, творческие возможности человека умножатся, если он научится пользоваться воображением. Человек с тренированным воображением может задуматься над тем, над чем никогда бы не задумались лишенные его.
- Последний вопрос в "Актовом зале"...
- ...традиционен. Желаю читателям "Юного техника" не только постоянно тренировать воображение, но и научиться ценить время. Двадцать четыре часа в сутках - это очень много, если вести регулярный учет времени. Попробуйте каждый вечер записывать, сколько часов и на что было потрачено. И боритесь с потерями времени. Вот, мне кажется, самый верный способ увеличить сутки.
Встречу вел В. МАЛОВ
|