685

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

©Г.Альтов "Пионерская правда", 4.09.1976 - С.4
НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ОБЫКНОВЕННОЙ ВОДЫ

Анри Грижо, пациент психиатрической клиники, изобретал… твёрдую воду. Не лёд, а именно твёрдую воду, которая не плавилась бы, по крайней мере, до 200 градусов. И это удалось... в фантастическом рассказе польского писателя Стефана Вейнфельда "Сумасшедший". Грижо получил белый, похожий на пудру порошок. При сильном нагревании порошок превращался в обыкновенную чистую воду.

Рассказ был опубликован в 1964 году. А три года спустя химики и в самом деле получили твёрдую воду, смешав 90 процентов воды с 10 процентами кремниевой кислоты. Эта твердая вода действительно оказалась похожей на белую пудру…

Может возникнуть вопрос: а зачем нужна твёрдая вода?

Предоставим слово Анри Грижо:

"Моё изобретение позволит сооружать заводы в местностях, богатых минеральным сырьём, но бедных водой; сейчас её доставляют в дорогостоящих цистернах, а будут посылать просто в бумажных мешках. Торговля? Совершенно исчезнут стеклянные, керамические и металлические сосуды для всяких жидкостей. Жидкости будут продаваться в виде порошков, содержащих сухую воду... Тысячи, десятки тысяч способов использования сухой воды в обыкновенной жизни приведут к полному перевороту... Пользоваться водой в жидком состоянии будет так же смешно, как и пользоваться лучиной".

Сейчас учёные стремятся получить твёрдую воду, которая содержала бы всего 2 - З процента кремниевой кислоты. А тем временем в других лабораториях ищут пути сделать воду более.., жидкой. В 1948 году английский учёный В.Томс открыл удивительный физический эффект: трение воды о стенки водопровода можно резко уменьшить, если добавить в воду ничтожное количество (сотые доли процента) некоторых полимеров. За последние годы выдано много патентов и авторских свидетельств на изобретения, использующие эффект Томса. Недавно учёные из МГУ предложили добавлять полимеры в... лёд на катках. Казалось бы, какой смысл добавлять полимеры в твёрдый лёд? Хитрость тут в том, что под лезвием конька возникает высокое давление и лёд плавится. Образуется тонкий слой - водяной "смазки", позволяющей конькобежцу скользить по льду. Полимер, предварительно добавленный в лёд, перейдёт в эту "смазку" и намного уменьшит трение. Конькобежцу потребуется меньше усилий, возрастёт скорость движения.

Как вы думаете, где ещё можно использовать эффект Томса?

И3ОБРЕТЕНИЯ, НАЙДЕННЫЕ В ТАБЛИЦЕ

Казалось бы, что может быть проще карандаша? Однако на изобретения, относящиеся к карандашу, выдано свыше 20 тысяч патентов. В сущности, в карандаше всего две части - пишущий стержень и корпус. Составим таблицу, в которой по горизонтали будут записаны различные, виды стержней, а по вертикали - всевозможные виды корпуса:

Корпус бывает

Стержень бывает

обыкно-
венный

цвет-
ной

много-
цветный

матерчатый
(фломастер)

ме-
ло-
вой

обыкновенный          
цанговый          
с резинкой          
с точилкой          
с фонариком          
с линейкой          

Каждая клетка этой таблицы соответствует определённому виду карандашей. Например, на пересечении второй колонки и третьей строки получаем: цветной карандаш с резинкой. Число колонок и строк можно намного увеличить - и тогда в некоторых клетках окажутся новые сочетания стержня и корпуса, т. е. новые виды карандашей.

Такой способ поиска новых конструкций называется морфологическим анализом (т. е. изучением различных форм). Морфологический анализ намного лучше обычных поисков, когда в "уме" перебирают разные варианты; "А если сделать так?"

Предположим, вам надо придумать новый тип очков. Вместо того чтобы искать новое на ощупь, постройте морфологическую таблицу. Очки состоят из двух основных частей: стекол и корпуса (оправы). Постройте морфологическую таблицу. Она должна иметь много колонок и много строк, потому что стёкла и оправа могут быть самые различные. Проверьте, попали ли в таблицу пылезащитные очки, монокль (стекло без оправы), театральные очки-бинокль. А потом поищите в таблице клетки с какими-то новыми сочетаниями стекол и корпуса. Напишите нам, какую таблицу вы построили и что нашли.

ЗАЯВКА

Чтобы новое техническое решение задачи было признано изобретением, подают заявку. Заявка состоит из описания изобретения, чертежей и заявления. Иногда в неё включают также документы об испытании изобретения и отзывы специалистов.

ОПИСАНИЕ И ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Описание изобретения начинают с того, что указывают его название и область техники, к которой оно относится. Затем приводят известные ранее решения и их недостатки.

А уж после этого излагают цель изобретения и подробно описывают его сущность и преимущества. Заканчивается описание формулой изобретений. Чаще всего это одна фраза, разделённая на две части словом "отличающийся". То, что стоит до этого слова, указывает на ранее известное техническое решение, а после этого слова - на цель и сущность изобретения. Например: "Способ уплотнения бетона действием механических колебаний, отличающийся тем, что с целью снижения шума используют неслышимые инфразвуковые колебания". Уплотнение бетона с помощью колебаний было известно давно, об этом сказано до слова "отличающийся". Новизна изобретения заключается в применении инфразвуковых колебаний. Инфразвук - это меньше 20 колебаний в секунду. Человеческое ухо просто не воспринимает такие колебания; бетон уплотняется, а шума нет. В этом смысл изобретения.

Возможно, вам ещё нескоро придётся подавать заявки на изобретения. Но знать эти термины надо. Когда вы решаете наши задачи, старайтесь излагать свои идеи и предложения так, как это делают в описании изобретения.

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей