735

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Г.Альтов. «Пионерская правда», 01.07.1980. - С.4.
ЛАЗУРИТ - «БЕГУЩЕЙ ПО ВОЛНАМ»

ЗАДАЧА БЕЗ ФИЗИКИ

Если вы читали «Бегущую по волнам» Александра Грина, то, конечно, помните замечательный памятник на площади в Гель-Гью. Так вот, нашелся молодой скульптор, решивший создать точно такой памятник. И фигура «Бегущей» удалась ему — лёгкая, стремительная, таинственная... Под ногами «Бегущей» скульптор решил сделать ровную поверхность из лазурита — природного сине-белого камня, удивительно похожего по окраске на вспененное море. В мастерскую доставили пятьдесят крупных камней. Чтобы придать каждому камню правильную форму кубика, применили самый быстрый способ: выравнивание поверхности камня с помощью горелки. Острые языки огня оплавляли камень, срезали неровности, сглаживали поверхность. И всё-таки работа шла очень медленно. Приходилось то и дело отводить горелку и проверять поверхность: горизонтальна ли она, нет ли у неё наклона, изгиба? Работу часто останавливали и потому, что опасались, как бы лазурит не перегрелся и не треснул...

Скульптор волновался: приближается столетие со дня рождения Грина, а «Бегущая» еще не установлена на площади... И вот однажды дочь скульптора (она училась в пятом классе) предложила очень простой способ, позволивший в десять раз ускорить огненное выравнивание камня. Обработка лазурита шла теперь быстро — без пауз и перерывов. Интересно, сможете вы догадаться, что предложила девочка? Напишите нам.

О ТОМ, КАК А и Б СИДЕЛИ НА ТРУБЕ

КОЕ-ЧТО OБ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ХИТРОСТЯХ

Напомним задачу: два аппарата А и Б соединены металлическим стержнем; нужно, чтобы тепло по стержню передавалось от А к Б, но не передавалось бы от Б к А, когда в Б вдруг начинает резко подниматься температура. «Я знаю, — пишет школьник из Челябинска, — что в изобретательстве надо стремиться к простым решениям. Вот я и решил, что металлический стержень должен сам управлять потоком тепла». Как это сделать, видно на рисунке (вариант 1).

Стержень чуть-чуть не доходит до аппарата Б. Когда повышается температура в А, стержень нагревается, удлиняется и дотягивается до аппарата Б, передавая ему тепло. Если же нагрет аппарат Б, тепло не переходит к стержню, мешает зазор. Остроумное решение! Но если Б начнёт нагреваться, когда к нему прижат стержень и зазора нет, тепло всё же пойдёт к А...

Школьник из Смоленска предлагает другую конструкцию соединения (вариант 2). Стержень состоит из двух отдельных частей, причём одна часть входит в другую, как вилка в розетку. В холодном состоянии «вилка» не соприкасается со стенками «розетки». Если нагрет аппарат А, «вилка» расширяется, и тепло переходит по «розетке» к аппарату Б. Если же нагрет аппарат В, расширяется «розетка», зазор увеличивается, тепло не может пройти к «вилке». Для надёжной работы конструкции надо сделать «розетку» из материала, который расширяется сильнее, чем материал «вилки». Вот на эту выдумку и выдано недавно авторское свидетельство № 518 614.
[…]

О тепловом расширении вы знаете из природоведения. Да и задачи на тепловое расширение у нас уже были. Новое в задаче «А и Б сидели на трубе» только в том, что стержень сделан из двух материалов, один из которых сильно расширяется при нагревании, а другой слабо. Этот приём позволяет менять зазоры между частями машин, зажимать обрабатываемые изделия, менять форму металлических предметов, уплотнять соединения. Запомните эту хитрость, она вам пригодится.

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей