737

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Г.Альтов. «Пионерская правда», 01.07.1980. - С.4.
УЛОВКА КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ

Однажды капитан Врунгель попал, казалось бы, в безнадёжное положение: яхту «Беда» должны были наполнить песком и утопить. «Ладно, — сказал капитан Врунгель, — насыпайте песок. Только сахарный!» «Беда» утонула, враги были довольны, но сахар постепенно растаял, растворился... и яхта всплыла. При растворении, испарении, плавлении и других таких превращениях резко меняются свойства веществ, этим и пользуются изобретатели для решения самых различных задач. Вот хотя бы задача о корме для рыбок. Самое простое решение: укрепим на стенке аквариума качающуюся дощечку, на одну сторону положим корм, на другую — мокрую вату. Постепенно вата подсохнет, «качели» наклонятся — и корм упадёт в аквариум. Такое решение прислали некоторые ребята. Девочка из Пензенской области предложила совсем простое устройство: «качели» с кормом и ваткой держатся на поплавке прямо в аквариуме. Мальчик из саратовской области придумал другую кормушку. В воронке над аквариумом — лёд и корм; постепенно лёд тает, корм падает в аквариум.

Разгадка задачи «Обойдёмся без сыщиков» тоже в применении льда: монеты исчезли из автомата потому, что они были ледяными. Многие ребята ответили правильно.

ПОДСКАЗАЛИ… МАРКИ

«Над задачей о пальмах я думал долго, — пишет школьник из г. Краснодара. — Наконец, появилась мысль: а что, если превратить в лестницу сам ствол? По мере роста пальмы можно делать зарубки на стволе. Когда пальма подрастёт, на ней будет готовая лестница». Вспомните, как рассуждали ребята, решая задачу об аппаратах А и Б: «Металлический стержень должен сам управлять потоком тепла». Такой же прием использован и здесь: «Превратить в лестницу сам ствол...» Это очень сильный приём: при решении изобретательских задач надо стараться, чтобы результат получился «сам собой» — без сложных и громоздких устройств.

Правильные ответы на задачу о пальме прислали многие ребята.
Обратите внимание на такую хитрость: лестницу готовят заранее и по частям. Этот приём можно использовать при решении многих изобретательских задач. Помните, у нас была задача о разрезании стальных труб ? Из рулона стальной ленты сварочная машина делает трубу, а потом эту трубу дисковыми пилами разрезают на десятиметровые отрезки. Резка идёт медленно, тормозит всё производство. «Чтобы быстро резать трубу, — пишет школьник (г. Липецк), надо заранее «пунктиром» надрезать ленту в нужных местах». Правильно! Точно такое решение используют при изготовлении марок.

Хорошо решили задачу о резке трубы многие ребята.

А ТЕПЕРЬ – ЗАДАЧА

Для бурения в скважину опускают специальный инструмент - бур. Укрепляют бур на колонне металлических труб. По мере углубления скважины сверху к колонне крепят новые трубы. Если же надо получить кривую скважину, в самый низ — между колонной труб и буром — устанавливают кривую трубу, называемую отклонителем. Иногда при бурении надо менять кривизну отклонителя — делать её больше или меньше. Для этого приходится поднимать наверх всю колонну труб и ставить другой отклонитель. Уходит много труда и времени... А нельзя ли сделать так, чтобы управлять кривизной отклонителя сверху? Подумайте, как это сделать. Тут нужна некая хитрость, которую вы должны знать...

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей