© Г.Альтов. «Пионерская правда», 19.08.1980. - С.4. ПО ПОДСКАЗКЕ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ
ЛЕТАЮЩИЙ ПАРУС
«Едва миновали берега Новой Гвинеи, нас нагнал тайфун чудовищной силы...» Так начинается один из рассказов капитана Врунгеля (А. С. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля»). Ураган сломал единственную мачту «Беды»; запасные паруса на яхте были, но без мачты паруса не поднимешь. «Тут, вдали от больших океанских дорог, нас ждала страшная участь, — рассказывает капитан Врунгель, — мы годами могли болтаться среди океана...» Положение, казалось бы, безвыходное. Но бравый капитан, как всегда, проявил изобретательность и нашёл выход.
Соорудили змей, выбрали канат подлиннее, выждали ветерок, запустили... и пошла яхта, потянул её змей, да ещё как потянул!.. Очередная выдумка капитана Врунгеля? Да, конечно. И вместе с тем это вполне реальное изобретение.
Резкие порывы ветра немало досаждают яхтсменам. Чтобы яхту не опрокинуло, приходится уменьшать площадь парусов и проигрывать в скорости. Иногда яхтсмены наглухо закрывают корпус, а внизу укрепляют очень тяжёлый груз. Такая яхта может лежать на боку и, как только стихнет порыв ветра, сама поднимется. Но сильно наклонённые паруса плохо движут судно, а в нормальном положении тяжёлый груз замедляет бег яхты. Снова противоречие: выигрыш в устойчивости, проигрыш в скорости...
Единственный способ преодолеть противоречия — придумать нечто совершенно новое, сделать изобретение. И вот московский инженер Г. Васильев предложил: пусть яхту буксирует змей! «Складным парусом-змеем можно оснастить байдарку, надувную лодку и другие небольшие суда, — пишет Г. Васильев. — Летающие паруса, безусловно, применимы и на обычных яхтах, когда в штормовую погоду приходится убирать основные паруса».
СЪЕДИМ КУСОЧЕК КРЕСЛА?
Яхта «Беда» добралась до небольшого острова, и капитан Врунгель решил соорудить новую мачту. Выбрали подходящую пальму, выкопали вместе с корнями, да так целиком и поставили на яхту. Насыпали земли, полили… и, если верить Врунгелю, результаты получились блестящие: пальма не только несла паруса, но и снабжала экипаж кокосовыми орехами.
Может быть, инженеры, работавшие над совершенствованием космических кораблей, не читали про капитана Врунгеля. Но предложили они нечто очень похожее: пусть часть внутреннего оборудования кабины, например облицовка стен, мебель и т. д., будет сделана из съедобного материала. Если произойдёт что-то непредвиденное и полёт продлится сверх запланированного срока, у космонавтов будет аварийный запас пищи. Идея была встречена насмешками. Научный обозреватель английского журнала «Нью-Сайентист» ехидно писал: зачем же ограничиваться космическими кораблями, давайте всё делать съедобным: сломались лыжи — их можно съесть... Прошло несколько лет, и насмешки утихли. Стало очевидным, что при полётах к дальним планетам и в самом деле полезно сделать часть оборудования съедобной. Был разработан специальный прессованный материал — из пшеничной муки, кукурузного крахмала, яичного порошка и измельчённых сухих бананов. Листы такого «печенья» нисколько не хуже фанеры, но если их 3—4 часа подержать в воде, получается хорошая пища, которую по справедливости следовало бы назвать кашей капитана Врунгеля...
КАПИТАН ВРУНГЕЛЬ И ПИНГВИНЫ
А теперь попробуйте решить задачу. Чтобы сменить на улице перегоревшую лампу, вызывают специальную машину. И вот поднимается вверх площадка с монтёром. Способ громоздкий, медленный, мешающий движению. Нужно придумать нечто более простое и удобное.
Сходную задачу однажды пришлось решать и капитану Врунгелю. «Беда» оказалась на небольшом скалистом островке. «Яхта лежит на самом краю утёса, мачта торчит над морем, — рассказывает капитан. — Пробовали рыбу ловить — не клюёт. Призрак голодной смерти встаёт над нами... И вот однажды смотрю — подходит к нашему островку льдина. А на льдине пингвины…» Точно как в нашей задаче о столбах. Правда, пингвины внизу, а лампа наверху. Но в обоих случаях надо как-то добраться до цели. Подниматься на столб и опускаться с утёса к морю нельзя. Как же быть? Как решил свою задачу капитан Врунгель? И как вы предлагаете решить задачу о замене ламп на столбах?
Ждём ваших писем.
|
|
|
|
|