749

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Г.Альтов. "Пионерская правда", 17.02.1981.  - С.4.
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЕ МНОГОБОРЬЕ

По просьбе читателей мы проводим соревнование. Предлагаем вопросы для 7-9-х классов. Желательно ответить на все вопросы в своей группе, но можно ограничиться и одним вопросом, если ответ подробный. Может быть, некоторые задачи покажутся вам трудными. Советуем просмотреть материалы в журнале "Техника и наука", который публикует разборы изобретательских задач и статьи по теории их решения (ТРИЗ).

7 - 9-е КЛАССЫ

ЗАДАНИЯ ВТОРОГО ТУРА

1. Знаете ли вы историю изобретений?

Назовите три изобретения, которые, по вашему мнению, можно считать самыми древними.

2. Кое-что по теории изобретательства.

Для быстрого торможения тяжелых грузовых кораблей изобретатели предложили использовать... парашюты. Идея была заимствована из авиации. И это не единственный случай, когда идеи, появившиеся в одной области техники, сознательно переносят в другую. Попробуйте привести один-два примера такого переноса.

3. Решите задачу.

Наверное, все видели наждачную бумагу. Она широко применяется для обработки самых различных изделий. Но есть у наждачной бумаги недостаток: её приходится делать на прочной бумажной или матерчатой основе. Бумага получается жёсткой, трудно обрабатывать углубления на поверхности изделий. Вместо наждачной бумаги нужно что-то другое - столь же простое и удобное, но приспособленное для обработки изделий с углублениями. Что вы предлагаете?

4. Проверьте свою фантазию.

В одном фантастическом рассказе космонавт решил сварить кофе. Как это сделать в невесомости? Очень просто, рассуждает космонавт, возьму жидкость и намагничу её, а затем намагничу металлическую чашку с длинной ручкой, вот и всё! "Сейчас мы будем пить кофе по-турецки из магнитных чашек", - говорит космонавт.

Удастся ли вот так сварить кофе? Как бы вы сварили кофе в невесомости? Учтите, способ должен быть простым и безопасным. Надо помнить и о том, чтобы кофе сохранил свой вкус...

Если задача вас не заинтересует, можете взять задачу 3 для 3-6-х классов. Оценка не снизится.

5. И немного физики.

Группа сотрудников Белорусского конструкторско-технологического института местной промышленности недавно получила авторское свидетельство № 791 389 на изобретение под названием "Игрушечная собака-ищейка". Ищейка движется вдоль разложенных на полу пластмассовых палочек (совершенно одинаковых на вид) и вдруг останавливается у одной палочки и начинает "лаять".

Нетрудно понять, как игрушка движется: есть батарейка, моторчик, колесики. Ясно, как она "лает": от батарейки работает специальное шумовое устройство. А вот как собачка находит одну палочку среди ста других? Настоящая собака делает это по запаху. Но игрушка работает иначе... Попытайтесь ответить на вопрос: какая невидимая "метка" стоит на "похищенной" палочке и как собака "чувствует" эту "метку"? Если ответить будет трудно, полистайте учебник физики для седьмого класса. Один из разделов поможет вам найти ответ.

* * *

Не спешите с ответами. В вашем распоряжении - месяц после опубликования вопросов. Вы имеете право советоваться со старшими товарищами, учителями, родителями. Рекомендуем посмотреть изобретательские странички "Пионерской
правды" за последние три года. Журнал "Юный техник" в 1980 г. вёл "Школу юного изобретателя". Посмотрите выпуски "Школы" (?? 9, 11, 12).

Ждём ваших писем. Не забудьте полностью и разборчиво указать свой адрес, имя и фамилию, в каком классе вы учитесь.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОТЛИЧНЫЕ!

Изобретательское многоборье заинтересовало многих ребят. Мы получили более четырёх тысяч писем! Нелегко было отобрать лучшие работы: оценивать пришлось и внешнее оформление, и точность ответов, и оригинальность идей. Кстати сказать, на оригинальность, новизну, необычность идей мы обращали особое внимание.

В многоборье были включены задачи, сделанные на реальных изобретениях, например, задача об изготовлении змеевика (спирали) из трубы с шипами. Правильный ответ: цилиндр, на котором гнут трубу, надо обвязать слоем эластичного материала (губкой). Шипы "утонут" в этой губке и не сломаются. На изобретение совсем недавно выдано авторское свидетельство № 724242. Получили свидетельство четыре инженера из Института атомного и энергетического машиностроения. Приятно, что эту задачу правильно решило более половины участников многоборья из 3-6-х классов...

Конечно, изобретателям приходится решать задачи и потруднее. Но развивать изобретательские способности надо прежде всего на таких вот сравнительно простых тренировочных задачах.

Некоторые ребята предложили навивать трубу на деревянный цилиндр. Навить можно, шипы войдут в дерево и не погнутся. Но как снять потом готовый змеевик? Ведь плохо, если придётся каждый раз сжигать деревянный шаблон. Не спешите и строже оценивайте свои предложения. Надо видеть минусы в своих идеях, тогда вы сможете устранить эти минусы - и ваши идеи станут крепче, лучше.

Пожалуй, самой трудной оказалась задача об удобрении (как разбросать по полю густое и липкое вещество?). Многие ребята предложили сильно охладить удобрение, заморозить, а когда оно затвердеет - раздробить, раскрошить и в таком виде разбросать по полю. Что ж, неплохое решение, мы его оценили четвёркой. Есть, однако, более сильный ответ. На поле располагают несколько "куч" (буртов) удобрения, в каждую "кучу" вкладывают подрывной патрон. Взрыв - и тонкий слой удобрения равномерно оседает по полю. Расход взрывчатки всего три килограмма на пять тонн удобрения. Изобрели этот способ учёные из Германии. Мы, признаться, сомневались: осилят ли задачу ребята из 7-9-х классов?.. И вот свыше 40 работ с правильным ответом! Великолепный результат. Интересно отметить, что почти во всех работах правильный ответ появился не сразу. Сначала идут другие предложения: заморозить, сбросить с самолёта... а потом возникает идея взрыва. Новая идея вызревает постепенно, поэтому не останавливайтесь на первом попавшемся решении, продолжайте думать о задаче - почти всегда вы найдёте более сильное решение.

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей