753

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Г.Альтов. "Пионерская правда", 12.05.1981. - С.4.

КОНКУРС "ФАНТАЗИЯ"

Без фантазии немыслимы открытия и изобретения, невозможно искусство. Она нужна, чтобы увидеть далекую цель, скрытую за горизонтом времени: дело, как говорил Циолковский, начинается с мечты. Не обходится без фантазии и повседневный труд.

Вот человек взглянул на чертёж — и заиграла фантазия; прежде чем включить станок, надо представить результат работы, "нафантазировать" её ход... Особенно нужна фантазия, когда остаётся каких-нибудь полшага до Неизведанного.

Как и другие способности, фантазию можно и нужно развивать постоянными упражнениями.

Поэтому мы часто давали задачи "на воображение". Во многих письмах вы, ребята, предлагаете провести специальный, "фантастический" конкурс. Что ж, предложение принято. Теперь дело за вами…

ЗАДАНИЕ

За последние сто лет были сделаны многие удивительные открытия и изобретения. Люди достигли полюсов, взобрались на вершины высочайших гор, спустились в глубины океана. Были открыты радиоактивность и рентгеновские лучи. Создана теория строения атома и обнаружены необычайные звёзды — пульсары, квазары. Появились радио, кино, телевидение, автомобиль. Поднялись в воздух самолеты, человек вышел в космос... А что будет придумано, создано, открыто, обнаружено, изобретено ещё за сто лет, к концу XXI века?

Итак, конкурсное задание: ПРИДУМАТЬ И НАРИСОВАТЬ КАРТИНКУ "НЕОЖИДАННОЕ ОТКРЫТИЕ XXI ВЕКА". Можно и так: "Необычайное изобретение". Или: "Удивительная машина XXI века" .

Представьте себе, что вы побывали в будущем и, вернувшись в наше время, должны рассказать об одном (только об одном), но удивительном новшестве. Мы не хотим ограничивать полёт вашей фантазии: пусть на рисунке будет что-то неожиданное из будущего — это единственное условие. В ваших рисунках мы будем оценивать прежде всего выдумку, оригинальность, новизну. Если трудно рисовать — пришлите только описание.

Задание одно для всех классов (с 3-го по 9-й), но мы, конечно, будем учитывать ваш возраст. Сто лет назад считалось сказкой то, что в наши дни стало явью. Открытия и изобретения XXI века сегодня тоже могут показаться сказкой. Поэтому мы не требуем обоснований и доказательств. В конкурсе с успехом могут участвовать и третьеклассники: в сущности, надо придумать что-то сказочное...

ЖДЁМ ВАШИХ ПИСЕМ. Поразмышляйте, поищите. Ведь это так увлекательно — совершить мысленное путешествие на сто лет вперёд... Поройтесь в книгах и журналах, сходите в библиотеку. Вы имеете право посоветоваться со старшими товарищами, учителями, родителями. Подумайте: кто сделал открытие? Где? Как? Иногда открывателю нужно сложнейшее оборудование. А иногда новое можно просто увидеть. Или вычислить. Или отыскать в старинных документах. Открытие или изобретение может относиться к любой области человеческой деятельности — не только к астрономии, математике, физике, химии, но и к искусству, литературе, истории, биологии, спорту...

© Г.Альтов. "Пионерская правда", 18.08.1981. - С.4.

КОНКУРС "ИГРУШКА"

 Приглашаем вас принять участие в новом конкурсе. Нужно ПРИДУМАТЬ ИГРУШКУ. Пришлите нам описание этой игрушки, рисунок или макет. Может быть, вам удастся придумать новую игру? Или новый аттракцион. Или простой заменитель игрового автомата.

В конкурсе могут принять участие все. Тем, кто уже проходит физику, советуем подумать об использовании физических принципов в игрушках. А самые маленькие пусть просто расскажут, какую игрушку они хотели бы иметь.

Необязательно придумывать что-то совершенно новое — подскажите, как улучшить уже известные игрушки и игры. Можно ли, скажем, сделать так, чтобы одна игрушка заменяла две-три? Может быть, вам что-то подскажут кинофильмы и сказки?..

Вспомните изобретательские приёмы, о которых мы рассказывали. Попробуйте, например, как-то объединить калейдоскоп и волчок. Или придумать калейдоскоп "шиворот-навыворот"…

Хотелось бы, чтобы игрушки отражали современные достижения науки и техники. Или даже опережали наше время. Почему бы любителям фантастики не поразмышлять над какой-нибудь игрой, развивающей воображение или требующей хорошего знания фантастики?..

На первый взгляд может показаться, что придумать игрушку очень нетрудно. На самом же деле каждая действительно хорошая игрушка — волчок, калейдоскоп, неваляшка — это блестящее достижение изобретательской мысли.

В «классических» игрушках используют давно известные физические эффекты и явления. Заманчиво было бы применить новые физические принципы и материалы, например, эффект памяти формы металлов или удивительные свойства магнитных жидкостей. Обратите внимание на журнал «Техника и наука»: из номера в номер этот журнал публикует главы «Указателя применения физических эффектов».

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ!

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей