© Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. – М.: «Московский рабочий», 1969. – С. 89-93. АРИЗ-68
1. ВЫБОР ЗАДАЧИ
Первый шаг. Определить, какова конечная цель решения задачи.
Какова техническая цель решения задачи («Какую характеристику объекта надо изменить?») |
Какова экономическая цель решения задачи («Какие расходы снизятся, если задача будет решена?») |
Какие характеристики объекта заведомо нельзя менять при решении задачи? |
Каковы (примерно) допустимые затраты? |
Какой главный технико-экономический показатель надо улучшить?
Второй шаг. Проверить, можно ли достичь той же цели решением «обходной» задачи.
Допустим, задача принципиально нерешима. Какую другую задачу надо тогда решить, чтобы получить требуемый результат?
Какой технико-экономический показатель надо улучшить при решении «обходной» задачи?
Третий шаг. Определить, решение какой задачи — первоначальной или «обходной» — может дать больший эффект.
Сравнить первоначальную задачу с тенденциями развития данной отрасли техники. |
Сравнить «обходную» задачу с тенденциями развития данной отрасли техники. |
Сравнить первоначальную задачу с тенденциями развития ведущей отрасли техники. |
Сравнить «обходную» задачу с тенденциями развития ведущей отрасли техники. |
Сопоставить первоначальную задачу с «обходной». Произвести выбор.
Четвертый шаг. Определить требуемые количественные показатели (скорость, производительность, точность, габариты и т. д.).
Пятый шаг. Внести в требуемые количественные показатели «поправку на время».
Шестой шаг. Уточнить требования, вызванные конкретными условиями, в которых предполагается реализация изобретения.
Учесть особенности внедрения. В частности, допускаемую степень сложности решения.
Учесть предполагаемые масштабы применения.
2. УТОЧНЕНИЕ УСЛОВИЙ ЗАДАЧИ
Первый шаг. Уточнить задачу, используя патентную литературу.
Как (по патентным данным) решаются задачи, близкие к данной?
Как решаются задачи, похожие на данную, в ведущей отрасли техники?
Как решаются задачи, обратные данной?
Второй шаг. Можно ли решить данную задачу, если не считаться с затратами?
Третий шаг. Как изменится задача, если уменьшить величину требуемого показателя почти до нуля?
Четвертый шаг. Как изменится задача, если увеличить величину требуемого показателя раз в десять?
Пятый шаг. Как меняется задача, если изложить ее без специальных терминов?
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТАДИЯ
Первый шаг. Определить идеальный конечный результат (ответить на вопрос: «Что желательно получить в самом идеальном случае?»).
Схематически показать, что было и что стало (в идеальном случае).
Упростить конечную схему до предела, при котором еще сохраняется работоспособность.
Второй шаг. Определить, что мешает получению идеального результата (ответить на вопрос: «В чем состоит помеха?»).
Третий шаг. Определить, почему мешает (ответить на вопрос: «В чем непосредственная причина помехи?»).
Четвертый шаг. Определить, при каких условиях ничто не мешало бы получить идеальный результат (ответить на вопрос: «При каких условиях помеха исчезнет?»).
Можно ли сделать так, чтобы помеха исчезла?
Можно ли сделать так, чтобы помеха осталась, но перестала быть вредной?
Пятый шаг. Каким должно быть устройство, устраняющее помеху?
Каково агрегатное состояние этого устройства?
Как меняется это устройство в процессе работы?
(При необходимости анализ проводится повторно.)
4. ОПЕРАТИВНАЯ СТАДИЯ
Первый шаг. Проверить возможность устранения технического противоречия с помощью таблицы типовых приемов.
Второй шаг. Проверить возможные изменения в среде, окружающей объект.
Третий шаг. Проверить возможные изменения в объектах, работающих совместно с данным.
Четвертый шаг. Проверить возможные изменения во времени.
Нельзя ли устранить противоречие, «растянув» во времени происходящее по условиям задачи действие?
Нельзя ли устранить противоречие, «сжав» во времени происходящее по условиям задачи действие?
Нельзя ли устранить противоречие, выполнив требуемое действие заранее, до начала работы объекта?
Нельзя ли устранить противоречие, выполнив требуемое действие после того, как объект закончит работу?
Если по условиям задачи действие непрерывно — проверить возможность перехода к импульсному действию.
Если по условиям задачи действие периодично — проверить возможность перехода к непрерывному действию.
Пятый шаг. Как решаются в природе более или менее сходные задачи?
Как решаются подобные задачи у вымерших или древних организмов? |
Как решаются аналогичные задачи в неживой природе? |
Как решаются подобные задачи у современных организмов? |
Каковы в данном случае тенденции развития? |
Какие поправки надо внести, учитывая особенности используемых техникой материалов?
5. СИНТЕТИЧЕСКАЯ СТАДИЯ
Первый шаг. Определить, как после изменения одной части объекта должны быть изменены другие его части.
Второй шаг. Определить, как должны быть изменены другие объекты, работающие совместно с данным.
Третий шаг. Проверить, может ли измененный объект применяться по-новому.
Четвертый шаг. Использовать найденную техническую идею (или идею, обратную найденной) при решении других технических задач.
|